Морской театр Третьей Пунической войны

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Морской театр Третьей Пунической войны

Военный конфликт


Конфликт
Третья Пуническая война
Дата
149146 гг. до н. э.
Место
Средиземное море, Атлантический океан
Итог
Победа Рима
Стороны
Командующие
Силы
неизвестно
неизвестно
Потери
неизвестно
неизвестно

Морской театр Третьей Пунической войны — война на море в Третьей Пунической войне.

Общие сведения[править]

Хотя мирный договор, заключённый после Второй Пунической войной ограничивал карфагенский военный флот всего 10 триремами, Карфаген, однако, сохранил технический потенциал для быстрой постройки нового флота.

В 149 г. до н. э. началась Третья Пуническая война. Ввиду превосходства на море флота Римской республики, римлянам удалось переправить в Африку свою осадную армию.

Основные морские сражения данной войны:

Осада Карфагена велась и с моря, поэтому также является и морской операцией.

Перед флотом Рима стояли следующие задачи:

  • Морская блокада карфагенских городов, в первую очередь Карфагена.
  • Уничтожение кораблей противника.
  • Транспортировка армии.
  • Снабжение армии.
  • Помощь армии в штурме Карфагена.

Перед флотом карфагенян стояли задачи:

  • Снабжение осаждённого Карфагена.
  • Уничтожение флота противника.

В ходе войны римляне использовали свои ВМБ на Сицилии (главная база — Лилибей), а также порт Утики, которая перешла на сторону римлян.

Карфагеняне располагали портами Карфагена, Безерты, Клупея и другими.

С самого начала война проходила в условиях полного господства римлян на море.

Ход событий[править]

149 г. до н. э.[править]

Весной 149 г. до н. э. римляне решили начать войну с Карфагеном. Для этого они погрузили армию (во главе которой стоял Маний Манилий) на флот (которым командовал Луций Марций Цензорин) в Лилибее и отправили их в Африку.

Флот римлян состоял из 100 кораблей типа гемиолий (лёгкие суда, половина палубы которых была занята гребцами) и из «многих других без военного оборудования, лёгких и круглых торговых судах».

Римская армия составляла 80 тысяч пехотинцев и 4 тысячи всадников.

В то время как у карфагенян в начале войны не могло быть больше 10 военных судов.

Хотя римские военачальники имели тайный приказ разрушить Карфаген, но римляне ещё и обманули карфагенян: под видом переговоров, они потребовали полного разоружения Карфагена, а когда карфагеняне, чтобы спастись выдали римлянам оружие (было 200 тысяч единиц оружия и 2 тысячи катапульт,были выданы и последние карфагенские суда [Прим. 2]), тогда только римляне и приступили к захвату и уничтожению города.

Хотя Карфаген оказался безоружен, но в нём проживало энергичное и трудолюбивое население. Когда карфагеняне поняли, что римляне обманули их, и хотят уничтожить город, карфагеняне принялись строить военные машины, военные корабли и оружие. Обороной города руководили Гасдрубал, внук Массанассы и Гасдрубал Боэтарх.

Положение карфагенян на море ухудшилось и ввиду того, что ряд портов, в том числе Утика, Гадрумет и Лептис по-видимому сразу перешли на сторону римлян.

Заняв эти города, Луций Марций Цензорин приступил к штурму, как он думал, незащищённого Карфагена; при этом он повёл на штурм и свои корабли. Этот штурм, как и ряд последующих, били отбиты карфагенянами.

Во время осадных работ, Цензорин засыпал часть болота возле Карфагена, затем, силой и гребцов, стал таранить машинами стены города. Но и эта атака чуть была не закончилась для римлян разгромом.

Близость к болоту римского лагеря привела к вспышке вероятно малярии, и Цензорин перенёс лагерь к морю.

Тогда карфагеняне применили удивительное зажигательное оружие:

А карфагеняне, когда начинался ветер, дувший в сторону римлян, тащили канатами маленькие челноки с хворостом и паклей вдоль стен так, чтобы они не были заметны врагам; когда же, загнув за угол стен, они должны были стать заметными для врагов, они, налив в них смолы и насыпав серы, поднимали на них паруса и, когда паруса надувались ветром, подкладывали в челноки огонь. Эти челноки, гонимые ветром и направлением огня, наталкивались на корабли римлян, причиняли им много вреда и едва не сожгли весь флот[1].

Позднее, Манилий сменивший Цензорина, «воздвигнул у моря укрепленную пристань для защиты провианта, привозимого морем»[1], следовательно, карфагенский флот пытался атаковать пристань римлян.

148 г. до н. э.[править]

В 148 г. до н. э. римским флотом командовали Луций Кальпурний Пизон и Луций Гостилий Манцин. Они попытались захватить портовый город Аспид (Клупею):

Они не нападали ни на карфагенян, ни на Гасдрубала, но нападали на другие города; попытавшись осадить с суши и с моря Аспиду, они потерпели неудачу[1].

Зато римляне вероломно разграбили сдавшийся им на милость портовый город Набуль.

Затем римляне неудачно выступили против города Гиппагрета (Гиппона Диаррита); это тоже портовый город, из которого карфагенский флот атаковал римские морские конвои с продовольствием:

Оттуда (Кальпурний Пизон) двинулся к Гиппагретам. Это был значительный город с укреплениями, крепостью, гаванями и верфями, хорошо устроенными Агафоклом, сицилийским тираном. Он лежал между Карфагеном и Утикой, и жители его занимались грабежом, перехватывая то продовольствие, которое на кораблях подвозилось мимо них римлянам; вследствие этого город сильно разбогател. Кальпурний рассчитывал отомстить им и лишить их по крайней мере прибыли. Однако он бесполезно осаждал его целое лето, а осажденные гиппагретийцы, дважды сделав вылазку, причём на помощь им пришли карфагеняне, сожгли все его осадные машины. Не достигнув ничего, Кальпурний удалился на зимовку в Утику[1].

Карфагеняне стали агитировать вести совместные военные действия против римлян с Андриском, лидером Македонии, обещая ему деньги и корабли, но тот погиб в бою с римлянами.

147 г. до н. э.[править]

Получивший в 147 г. до н. э. командование Сципион сразу применил против Карфагена корабли, и с помощью них эвакуировал из окружения отряды Манцина (которого Сципион отослал в Рим, начальником флота стал Серран).

Сципиону удалось полностью окружить Карфаген ровом, таким образом, в город уже не могло поступать продовольствие с суши.

Теперь только морем снабжался Карфаген; этим занимался Битиас:

Это сооружение служило Сципиону одновременно и лагерем и очень длинным укреплением против врагов. Выходя отсюда, он отнимал у карфагенян продовольствие, которое к ним подвозилось по суше; ведь, если не считать одного этого перешейка, Карфаген со всех остальных сторон был окружен водой. И это стало для них первой и главнейшей причиной голода и бедствий; ведь поскольку все население с полей переселилось в город, а из-за осады они не могли сами выплывать в море, да и иноземные купцы из-за войны не часто у них появлялись, то жили они только тем продовольствием, которое получали из Ливии; немногое иногда подвозилось и по морю, когда была хорошая погода, большая же часть — по суше; после того, как подвоз с суши прекратился, они стали тяжко страдать от голода. Битиас же, который был у них начальником конницы и давно был послан за хлебом, не решался ни подойти к укреплению Сципиона, ни пробиться силой через него и, доставляя продовольствие в отдаленное место, далеким обходом посылал его на кораблях, хотя суда Сципиона стояли на якоре у Карфагена, блокируя его; но они стояли не непрерывно и не тесно друг к другу, как это и естественно в море, не имеющем гаваней и обильном подводными скалами, около же самого города они не могли стоять на якоре, так как на стенах стояли карфагеняне и волнение здесь было особенно сильно вследствие скал. Отсюда грузовые суда Битиаса, а иногда и какой-либо посторонний купец, ради наживы охотно идя на опасность, решались быстро туда проскочить; выждав сильного ветра с моря, они мчались на распущенных парусах, так что даже триэры не могли преследовать грузовые суда, которые неслись по ветру на парусах. Однако это случалось редко и только тогда, когда с моря был сильный ветер; но даже и то продовольствие, которое привозили корабли, Гасдрубал распределял только между тридцатью тысячами воинов, которых он отобрал для битвы, а на остальную массу населения не обращал внимания; поэтому оно особенно страдало от голода[1].

Возможно, чтобы прекратить эти поставки продовольствия морем, Сципион отправил Полибия в плавания к берегам северо-западной Африки, повторяя поход Ганнона Мореплавателя.

Сципион решил отрезать Карфаген и с моря для чего стал сооружать насыпть, закрывавшую вход в гавань:

Заметив это, Сципион задумал закрыть им вход в гавань, обращенный к западу и находившийся недалеко от суши. Он стал прокладывать в море длинную насыпь, начиная от той косы, которая была между болотом и морем и называлась языком, продвигая её в море и прямо к входу в гавань. Эту насыпь он делал из больших камней, плотно прилегавших друг к другу, чтобы её не снесло волнение. Ширина этой насыпи наверху была 24 фута[Прим. 3], а в глубине у основания — в 4 раза шире[1].

Карфагеняне со своей стороны тоже не сидели сложа руки, и построили канал в обход насыпи:

Когда он начал работу, карфагеняне презрительно смеялись над ней, считая ее длительной и большой и, быть может, вообще неисполнимой; но с течением времени, когда такое большое войско со всем пылом не прекращало работы ни днем, ни ночью, они испугались и стали рыть другой проход на другой стороне гавани, обращенный к открытому морю, куда нельзя было провести никакой насыпи вследствие глубины моря и свирепых ветров. Рыли все: и женщины и дети, начав изнутри, тщательно скрывая, что они делают; вместе с этим они строили корабли из старого леса, пентеры и триэры, не теряя ни бодрости, ни смелости. И все это они так тщательно скрывали, что даже пленные не могли чего-либо определенного сообщить Сципиону, кроме того, что в гаванях и днём и ночью непрерывно слышен сильный стук, но с какой целью, они не знали[1].

Наконец, карфагеняне прорыли канал и в море неожиданно прорвались 50 карфагенских кораблей:

Карфагеняне, когда всё было приготовлено, (...) открыли на заре новое устье и (...) выплыли на пятидесяти кораблях типа триэр, керкурах[Прим. 4], миопарах[Прим. 5] и многих других меньших, грозно снаряженных для устрашения врагов[1].

Однако, военное командование Карфагена в то время было слабым: вместо того, чтобы сразу же атаковать беззащитный тогда римский флот, карфагенские суда после рейда вернулись в Карфаген. Лишь на 3 день началась битва:

И внезапно образовавшийся проход и флот, появившийся в этом проходе, настолько испугали римлян, что если бы карфагеняне тотчас напали своими кораблями на корабли римлян, оставленные без внимания, как это бывает во время осадных работ, так что на них не было ни моряков, ни гребцов, то они завладели бы всем морским лагерем римлян. Теперь же (так как суждено было Карфагену быть взятым) они выплыли тогда только для показа и, гордо посмеявшись над римлянами, вернулись назад. На третий день после этого они выстроились для морской битвы. В свою очередь римляне, успев привести в порядок и корабли и все остальное, выплыли навстречу им. И с той и с другой стороны раздались крики и слова поощрения и проявилась вся энергия гребцов, кормчих и воинов, так как карфагеняне только на это сражение возлагали надежду на спасение, а римляне — на окончательную победу. Поэтому до середины дня с обеих сторон было много нанесено ударов и ранений. В этой битве мелкие быстроходные суда ливийцев, подплывая к нижней части римских судов, которые были крупными, то пробивали корму, то перерубали руль и весла и причиняли много других разных повреждений, быстро подплывая и быстро убегая. Когда сражение оставалось ещё нерешённым и день стал склоняться к вечеру, карфагеняне решили отступать, ни в коем случае не вследствие поражения, но откладывая сражение на следующий день[1].

Однако, после такого успеха, карфагенян ждал разгром из-за узости входа в канал порта:

Их быстроходные суда, будучи меньше других, отступили раньше и, заняв вход в гавань, толкались друг о друга из-за своей многочисленности и окончательно загородили устье. Вследствие этого подошедшие большие корабли были лишены возможности войти в гавань и укрылись у широкой насыпи, которая была с давних времен выстроена перед стеной для разгрузки торговых судов; во время этой войны на ней было построено небольшое укрепление, и чтобы враги не могли при случае устроить на ней лагерь, так как она была довольно широкой. И вот к этой насыпи бежали корабли карфагенян и, не имея возможности пройти в гавань, остановились, вытянувшись в одну линию носами против врагов; подплывавших врагов одни отражали с этих кораблей, другие же — с насыпи, а иные — с укрепления. Для римлян было делом легким подплыть и удобно сражаться со стоящими неподвижно судами, но отступление, так как их корабли были длинными, медленно поворачивавшимися, оказалось для них медленным и трудным; поэтому в этом сражении они потерпели столько же, сколько враги (так как когда они поворачивали, они подвергались ударам со стороны карфагенян). Наконец, 5 судов сидетов[Прим. 6], которые по дружбе последовали за Сципионом, бросили якоря на большом расстоянии от карфагенских кораблей и, привязавшись к ним длинными канатами, стали на веслах подплывать к карфагенянам; нанеся удар носом своего корабля, они отступали, собирая канат на корму, и, опять устремляясь к берегу так, что волны шумели под веслами, они вновь уходили кормой вперёд. Тогда весь флот, видя выдумку сидетов и подражая ей, стал сильно вредить врагам. Дело окончилось с наступлением ночи, и суда карфагенян, те, которые еще уцелели, бежали в город[1].

Карфагеняне по мелководью добрались позднее к римским осадным машинам и сожгли их.

Затем, уже зимой Сципион с флотом захватил город Неферис. Захват этого города был тем более важен ввиду того, что из него поступало продовольствие в Карфаген.

146 г. до н. э.[править]

Весной 146 г. до н. э. Сципион принялся штурмовать Бирсу и карфагенскую гавань Котон. Этот штурм завершился захватом и уничтожением Карфагена.

Примечания[править]

  1. Римскому флоту помогали корабли Сиды, греческой колонии в Памфилии. Царь Понтийского царства Митридат V Эвергет послал римлянам «несколько кораблей против карфагенян с небольшим вспомогательным отрядом».
  2. Аппиан пишет: «Иные бежали к верфям и оплакивали корабли, выданные вероломным врагам».
  3. 7,5 м.
  4. Лёгкое судно типа кипрских судов.
  5. Быстроходное разбойничье судно.
  6. Сида — греческая колония в Памфилии; быстроходные суда сидетов назывались паронами.

Источники[править]

 
Морской театр Третьей Пунической войны относится к Третьей Пунической войне
Битвы

Война с МасиниссойАтака карфагенян на римские кораблиОсада НеферисаБой у ГиппагретаМорской бой при КарфагенеОсада Карфагена

Карфагенские полководцы и предводители

Ганнон Великий IIIГаннон бен Гамилькар (заложник)АркобарзанГисгонГамилькар СамнитГамилькар (посол)Гисгон СтританГиллимарМисдесМагон БруттиецКарталонГаннон ЛевкГимилькон ФамеяБаннон ТигиллаГасдрубал (внук Масиниссы)ДиогенБитиасИша АздрубаалГасдрубал Боэтарх