Вторая Пуническая война

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вторая Пуническая война

Военный конфликт


Конфликт Пунические войны
Дата 218 — 202 гг. до н. э.
Место Средиземное море, Сицилия, Италия, Африка, Сардиния, Балеарские острова, Мальта, Балканский полуостров, Карфагенская Испания
Итог Победа Рима
Стороны
Командующие
Силы


Вторая Пуническая война — вторая война между Карфагеном и Римской республикой, одна из Пунических войн.

Предпосылки войны[править]

В результате поражения Карфагена в Первой Пунической войне и восстания наёмников Карфаген потерял Сардинию, Корсику и Западную Сицилию, что вызвало движение реваншизма, которое возглавил Ганнибал Барка.

Ганнибал решил воспользоваться для войны с Римом обстоятельствами, благоприятно сложившимися для карфагенян. Цизальпинская Галлия не была еще замирена римлянами, а вызванные иллирийскими делами несогласия с Македонией грозили им войной на Востоке. Ганнибал напал на Сагунт, союзный Риму, и взял его, после 8 месяцев осады. Когда римские послы получили в Карфагене отказ выдать Ганнибала, была объявлена война (218 г. до н. э.). В то время, как римляне надеялись вести её в Испании и Африке, Ганнибал составил план, по которому главным театром войны должна была стать Италия: Ганнибал надеялся нанести здесь решительный удар Риму, сделав операционным базисом Цизальпинскую Галлию, только что покоренную римлянами. Он питал надежду на деятельную помощь со стороны галлов и даже со стороны италийских союзников, тяготившихся подчинением Риму.

Объявление войны[править]

Когда Ганнибал захватил Сагунт, римлянами было набрано 24 тысячи пехотинцев-римлян, 1 800 всадников-римлян, 40 тысяч союзнических пехотинцев и 4 400 союзнических всадников; 220 квинкверем и 20 вестовых (лёгких) судов[1].

После этого римляне послали в Карфаген в 218 г. до н. э. Квинта Фабия, Марка Ливия, Луция Эмилия, Гая Лициния и Квинта Бебия. Им было поручено спросить карфагенян, государством ли дано Ганнибалу полномочие осадить Сагунт, и в случае, если бы они ответили утвердительно и стали оправдывать поступок Ганнибала, как совершенный по государственному полномочию, объявить карфагенскому народу войну. Когда римские послы прибыли в Карфаген и были введены в сенат, Квинт Фабий, согласно поручению, сделал свой запрос, ничего к нему не прибавляя[2].

В ответ один карфагенянин (возможно это был сторонник Баркидов сенатор Гимилькон) произнёс следующую речь:

«Опрометчиво, римляне, и оскорбительно поступили вы, отправляя к нам свое первое посольство, которому вы поручили требовать от нас выдачи Ганнибала, как человека, на собственный страх осаждающего Сагунт; впрочем, требование вашего нынешнего посольства только на словах мягче прежнего, на деле же оно ещё круче. Тогда вы одного только Ганнибала обвиняли и требовали выдать только его одного; теперь вы явились, чтобы всех нас заставить признаться в вине и чтобы тотчас же наложить на нас пеню, как на уличенных собственным признанием. Я же позволю себе думать, что не в том суть, осаждал ли Ганнибал Сагунт по государственному полномочию или на свой страх, а в том, имел ли он на это право или нет. Расследовать, что сделал наш согражданин по нашему и что — по собственному усмотрению, и наказывать его за это — дело исключительно наше; переговоры же с вами могут касаться только одного пункта: было данное действие разрешено договором или нет. А если так, то я — предварительно напомнив вам, что вы сами пожелали отличать самовольные действия полководцев от тех, на которые их уполномочило государство, — укажу вам на наш договор с вами, заключенный вашим консулом Гаем Лутацием; в нем ограждены права союзников того или другого народа, но права сагунтийцев не оговорены ни словом, что и понятно: они тогда еще не были вашими союзниками. о, скажете вы, в том договоре, который мы заключили с Гасдрубалом, есть оговорка о сагунтийцах. Против этого я возражу лишь то, чему выучился от вас. Когда ваш консул Гай Лутаций заключил с нами первый договор, вы объявили его недействительным, ввиду того что он был заключён без утверждения сенаторов и без разрешения народа; пришлось заключить новый договор на основании данных Гаю Лутацию государством полномочий. Но если вас связывают только те ваши договоры, которые заключены с вашего утверждения и разрешения, то и мы не можем считать обязательным для себя договор, который заключен с Гасдрубалом без нашего ведома. Перестаньте поэтому ссылаться на Сагунт и на Ибер, дайте наконец вашей душе разрешиться от бремени, с которым она так давно уже ходит»[3].

Квинт Фабий, в ответ, свернув полу тоги, сказал: «Вот здесь я приношу вам войну и мир; выбирайте любое!» На эти слова он получил не менее гордый ответ: «Выбирай сам!» А когда он, распустив тогу, воскликнул: «Я даю вам войну!» — присутствующие карфагенские сенаторы единодушно ответили, что они принимают войну и будут вести её с такою же решимостью, с какой приняли[4].

После объявления войны римские послы направились в Испанию, к местным племенам заключать союзы для общей войны с Карфагеном (в целом, эта миссия провалилась)[5].

Поход Ганнибала на Италию[править]

Европа перед II Пунической войной

Обеспечив войском Ливию и Испанию (где он оставил около 15 тысяч своему брату Гасдрубалу), Ганнибал перешёл Пиренеи с 50 тысячами пехоты и 9 тысячами конницы. Со значительными затруднениями он переправился через Рону (особенно трудно было переправлять боевых слонов) и, направившись на северо-восток, вступил в область Альп. Переход через Альпы (Малый Сен-Бернар) был крайне труден. Ганнибал спустился в Цизальпинскую Галлию лишь с половиной войска. Первые столкновения были несчастны для римлян. Публий Сципион был разбит на берегах Тичино, а Тиберий Симпроний (войска которого предназначались для высадки в Африку) – на берегу Требии. Ганнибал перешел через Апеннины и совершил очень трудный поход по низменной области, орошаемой р. Арно, которая находилась тогда в разливе. Около Тразименского озера, в Этрурии, он истребил римскую армию Гая Фламиния и, не пытаясь даже подойти к Риму, взять который было очень мало шансов, пошел на восток, потом сильно опустошил южные области. Несмотря на эти опустошения и поражения римских войск, надежды Ганнибала на отложение италийских союзников оказывались пока тщетными: за немногими исключениями, союзники хранили верность Риму. Диктатор Фабий Максим решил держаться нового плана войны: он систематически избегал больших сражений с Ганнибалом в открытом поле и всю надежду возлагал на лишение неприятеля возможности легко добывать провиант и фураж и на естественное разложение карфагенской армии. Эта система, давшая Фабию прозвание «Медлителя», многими осуждалась в Риме. Против неё был, между прочим, и начальник конницы Марк Минуций. Недовольный Фабием народ назначил Минуция вторым диктатором. Ганнибал перезимовал около города Герония, перешел в Апулию и здесь в начале лета [216 г. до н. э.] произошло сражение при Каннах.

Во главе римской армии стояли консулы Люций Эмилий Павел (кандидат аристократической партии) и Гай Теренций Варрон, которого провела в консулы народная партия [Права главнокомандующего переходили по очереди от одного консула к другому.]. В день своего командования Теренций Варрон начал битву. Она кончилась полным разгромом римской армии: 70 тысяч римлян выбыло из строя; в числе погибших были консул Эмилий. В Карфагене решено было послать подкрепления Ганнибалу, о котором враждебная ему и войне олигархическая партия до тех пор заботилась очень мало. Ещё важнее, казалось, должна была быть помощь Ганнибалу со стороны Македо-нии. К врагам Рима примкнули ещё Сиракузы. Наконец, даже многие из южно-италийских союзников Рима стали переходить на сторону карфагенян. Так, отложился от Рима очень важный город Капуя. Римляне напрягли все усилия, чтобы создать новую армию и не остановились даже перед включением в легионы нескольких тысяч рабов. Ближайшую зиму Ганнибал провёл в Капуе. В легких стычках счастье вскоре стало переходить к римским войскам, а, между тем, необходимые подкрепления не приходили к Ганнибалу: Карфаген опять оставлял Ганнибала без деятельной поддержки. Тем временем, в Испании братья Гней и Публий Сципионы действовали так удачно (победа при Ибере, 216), что Газдрубал не был в состоянии привести оттуда свои войска на подкрепление брату. Македония тоже не послала своих контингентов в Италию: Рим вооружил против нее врагов в Греции — этолийцев, Спарту, Мессену, Элиду и др. Борьба в Греции надолго отвлекла внимание Македонии и, через некоторое время, она заключила мир с Римом.

Сицилия[править]

32676309.jpg

После сражения при Каннах в Сиракузах после Гиерона власть перешла к его наследнику Гиерониму, который в 214 г. до н. э. присоединился к Ганнибалу. Римляне решили немедленно выступить против него, для чего снова довели численность своего флота до 150 пентер, из которых 100 предстояло выстроить вновь; часть этого флота немедленно ушла в Сицилию, где консул Марцелл отрядил 60 кораблей для блокады Сиракуз. Для правильной осады Сиракуз обстоятельства был очень неблагоприятны – в своё время и афиняне потер-пели неудачу у крепких стен этого города. С тех пор укрепления Сиракуз были усилены, кроме того, в Сиракузах находился Архимед, технические и военные таланты которого громаднейшие услуги защите города. Римский флот получил приказание Марцелла очис-тить при помощи стрелков из лука подступы к стенам, а затем обстрелять с ближайшей дистанции сами стены тяжелыми метательными машинами и пробить в них брешь. Кроме того, Марцелл приказал сделать нечто вроде плота (самбука) из восьми крепко связанных между собой судов, на котором была построена деревянная башня, поднимавшаяся выше городских стен; сиракузянам, однако, удалось забросать приближавшиеся с высокими штурмовыми лестницами римские корабли тяжелыми камнями, свинцом и железом и настолько повредить их, что они должны были отступить. Архимед при помощи своих машин с такой точностью метал громадные тяжелые камни, что они каждый раз попадали в намеченную цель; с таким же успехом действовали и построенные им меньшие метательные машины. Рассказывают, что он метал против кораблей тяжелые снаряды, снабженные крюками и канатами, при помощи которых корабли притягивались к стенам и приподнимались кверху за нос или за корму, и снова опускались, что причиняло им повреждения. Упоминают и об успешном применении им зажигательных зеркал. Карфагенскому флоту неоднократно удавалось доставлять осажденному городу военные припасы и провиант, прорывая блокаду римского флота, благодаря чему Сиракузы держались против Марцелла свыше 2 лет. Римляне лишь однажды одержали победу у мыса Пахинуса (мыс Пассаро), принудив транспортный флот, состоявший из 130 кораблей, бежать в Тарент.

В 207 г. до н. э. римскому флоту, разорившему окрестности Утики, которая находилась к северо-востоку от Карфагена, удалось одержать победу над неприятельским флотом, состоявшим из 70 кораблей, причем 4 корабля были уничтожены и 17 захвачены.

В 212 г. до н. э. Марк Марцелл взял Сиракузы, потом к римлянам перешел Акрагас, и к 210 году вся Сицилия была снова уже в их руках. В Италии положение римлян в 214 и 213 гг. до н. э. было довольно хорошо, но в 212 Ганнибалу удалось занять Тарент; крепость, впрочем, осталась в руках римлян. Метапонт, Фурии и Гераклея также перешли к карфагенянам. Римляне осадили Капую; Ганнибал не мог оттеснить их, потому что римляне хорошо окопались перед городом. Чтобы принудить римлян снять осаду Капуи, Ганнибал предпринял диверсию: он подошёл было к самому Риму, но не решился сделать нападение на город. И эта попытка спасти Капую кончилась ничем: римляне не сняли осады, и в 211 г. до н. э. город сдался, причём римляне жестоко наказали капуанцев и отменили их старое городское устройство. Взятие Капуи было крупным успехом; оно произвело очень сильное впечатление на союзников Рима. В 209 г. до н. э. был возвращён римлянами и Тарент (его взял Кв. Фабий Максим).

Испания[править]

Смерть Марцелла, убитого в схватке с сильнейшим неприятелем (208 г. до н. э.), не улучшила положение карфагенянам. Их армия таяла; необходимы были значительные подкрепления. Уже давно Ганнибал поджидал их из Испании, где после первых удач дела пошли неблагоприятно для римлян. Карфагеняне, при помощи царя Галы и его сына Масиниссы, вынудили к миру африканского союзника римлян, царя Сифакса, и это дало возможность Газдрубалу обратить все силы на Испанию. Кроме него, в Испании действовали ещё Гасдрубал, сын Гизгона, и Магон Барка. Им удалось воспользоваться разделением римских сил и изменой бывших на римской службе туземных отрядов и нанести порознь поражение сначала Публию, а потом и Гнею Сципионам. Оба Сципиона пали в бою (212); почти вся Испания временно была потеряна для римлян. Отправка туда подкреплений и назначение главнокомандующим молодого, способного Публия Корнелия Сципиона (сын погибшего Публия) вскоре, однако, опять дали в Испании перевес римлянам. В 209 г. до н. э. Сципион захватил Новый Карфаген, но, несмотря на победу под Бэкулой, ему не удалось воспрепятствовать Газдрубалу уйти на помощь брату в Италию. Новая победа под Бэкулой над войсками Газдрубала, сына Гисгона, и Магона отдала всю Испанию во власть римлян: остаток карфагенских войск Магон вынужден был направить в Италию; последний карфагенский город, Гадес, сдался римлянам.

Поход Гасдрубала в Италию[править]

Но в то время, как Сципион так удачно действовал в Испании, сам Рим подвергался серьезной опасности. В 208 г. до н. э. Гасдрубал, перейдя Пиренеи, прошел через Галлию, перешёл Альпы и двинулся на соединение с братом. Битва при Метавре (Гай Клавдий Нерон) спасла римлян от опасности соединения карфагенских сил: Газдрубалово войско было уничтожено, он сам пал (207 г. до н. э.). Положение Ганнибала становилось очень трудным, тем более, что благополучное окончание войны в Сицилии, в Сардинии и в Испании и заключение мира с Македонией развязало руки его врагам. Сенат дал, наконец, Публию Корнелию Сципиону разрешение произвести высадку в Африке, но Сципиону пришлось еще создавать необходимую для этого армию. В состав её вошли 2 легиона, опозорившиеся в битве при Каннах, и много добровольцев.

Битва при Заме[править]

Битва при Заме, Корнелис Корт, 1567

205 г. до н. э. прошёл в приготовлениях римлян к походу в Африку, а в 204 г. до н. э. римское войско отплыло из Лилибея в Африку, на 400 транспортных судах и 40 военных. Сципион высадился близ Утики и разбил изменившего Риму Сифакса. Финикийский флот напал на римский приморский лагерь Сципиона (уже после того, как тот дважды разбил карфагенян) и имел некоторый успех, хотя и не дал решительных результатов. Сторонники мира в Карфагене завели с римлянами переговоры, которые не привели ни к чему. Тогда карфагенское правительство вызвало в Африку Ганнибала и Магона.

Битва при Заме (точное место и время её неизвестны, (ок. 202 г. до н. э.) уничтожила последние надежды карфагенян и привела к заключению мира,

Итоги войны[править]

По мирному договору Карфаген сжёг свои военные корабли, отказался от Испании и островов Средиземного моря, обязался не вести войн вне Африки, а в ней не воевать без дозволения Рима; карфагеняне должны были в течение 50 лет выплачивать ежегодно контрибуцию по 200 талантов.

Источники[править]

  1. Ливий XXI 17
  2. Ливий XXI 18, 1
  3. Ливий XXI 18, 4−12
  4. Ливий XXI 18, 13−14
  5. Ливий XXI 19, 6−11 — 20, 1−6