Штурм Нового Карфагена
Вторая Пуническая война
- Дата
- 209 г. до н. э.
- Место
- Новый Карфаген, Испания
- Итог
- Победа Рима
Стороны | |||
---|---|---|---|
Командующие | |||
Силы | |||
Потери | |||
Штурм Нового Карфагена — сражение, произошедшее в ходе Второй Пунической войны[1].
Предыстория[править]
Столкновение при Ментиссе в 211 г. до н. э. не завершилось решающей битвой и римлянам не удалось разбить Гасдрубала Барку.
Тогда, в 210 г. до н. э. римляне назначили командующим (в звании претора) в Испании 24-х или 27-и летнего Публия Корнелия Сципиона, сына погибшего в Испании Публия Корнелия Сципиона[2]. Этот карьерный успех объясняется между прочем тем, что Сципион Младший утверждал свою связь с божеством, и распускал о себе слухи, вроде того, что был зачат гигантским змеем[3].
В Испании к тем силам римлян, что остались от прибывших с Гаем Нероном из Путеол, добавилось ещё 10 тысяч пехотинцев и 1 тысяча всадников. Марк Юний Силан, пропретор, был назначен Сципиону в помощники. С 30 кораблями (квинкверемами), Сципион отбыл из устья Тибра, миновал этрусское побережье, Альпы и Галльский залив, обогнул Пиренейский мыс и высадил войско в греческий (фокейский) город Эмпории в Северо-западной Испании. Оттуда, повелев флоту следовать за ним, Сципион сушей направился в Тарракон, куда при известии о прибытии Сципиона стеклись посольства со всей провинции. В Тарраконе римляне вытащили корабли на берег, и Сципион отправил обратно 4 триремы массилийцев, которые сопровождали его от самой Массилии. Сципион принял послов от испанцев и вёл с ними переговоры[4].
Выступив из Тарракона, Сципион посетил города союзников и зимний лагерь. Он похвалил солдат, а Марция стал держать при себе, оказывая ему большой почёт. Силан сменил Нерона; в зимний лагерь пришли новобранцы. Сципион, после решения ряда вопросов, отбыл в Тарракон[5].
Карфагеняне, по Титу Ливию, разбили зимние лагеря в разных местах: Газдрубал, сын Гисгона, на океанском побережье около Гадеса; Магон Барка — в глубине страны, за Кастулонскими горами; Газдрубал, сын Гамилькара, близ Эбро, возле Сагунта[6].
Полибий несколько иначе локализует эти три карфагенских войска[7].
В начале весны 209 г. до н. э. Публий Сципион спустил суда на воду, созвал указом в Тарракон вспомогательные отряды союзников, приказал флоту и грузовым судам идти в устье реки Эбро, а легионам — выступить из зимних лагерей и собраться там же. Сам Сципион с 5 тысячами союзников отправился из Тарракона к войску, придя туда, он созвал солдат и, обратился к ним с речью, чтобы поднять боевой дух солдат и придать им уверенности в победе[8].
Затем Сципион, оставив охранять тыл Марка Силана во главе трёх тысяч пехотинцев и 300−500 всадников[9], сам с остальным войском в 25 тысяч пехотинцев и 2 500 всадников, и перешёл Эбро[10].
Осада Нового Карфагена[править]
Начало осады[править]
Так как карфагенские войска находились в трёх разных направлениях, то Сципиону советовали напасть на ближайшее, но он опасался, что противники соединятся против него: противостоять нескольким войскам он со своим, единственным, не мог и решил осадить Новый Карфаген. Город этот и сам по себе был богат, а карфагеняне ещё оставили там всё, чего требует война: оружие, деньги, заложники со всей Испании. Отсюда было очень удобно переправиться в Африку: гавань была достаточно вместительна для любого флота и чуть ли не единственная на испанском побережье, обращённом в сторону Италии[11].
Никто не знал, куда направляется войско Сципиона, кроме Гая Лелия, которому было приказано плыть туда морем, размеряя ход кораблей так, чтобы войти в гавань одновременно со Сципионом, ведущим войско по суше. На 7-й день после перехода через реку Эбро, римляне подошли к Новому Карфагену сразу и с суши, и с моря. Римляне разбили лагерь к северу от города; с тыла лагерь был защищён валом, спереди — «самой природой»[12].
Тит Ливий описывает город, следуя Полибию[13] и не очень точно:
Положение Нового Карфагена таково. Почти в середине испанского побережья есть залив, открытый африканскому ветру и вдающийся в сушу на две с половиной мили; ширина его чуть больше тысячи двухсот шагов. У входа в этот залив находится островок, защищающий гавань от всех ветров, кроме африканского; посередине залива проходит полуостров, это и есть тот холм, на котором основан город. С востока[14] и с юга он омывается морем; с запада и чуть с севера — лагуной, глубина которой меняется с приливами и отливами[15]. С материком полуостров соединен перешейком шириною почти в двести пятьдесят шагов. Тут легко было бы построить укрепления, но римский военачальник вала не возвёл, то ли чтобы горделиво показать врагу уверенность в себе, то ли чтобы облегчить себе отступление после многократных приступов[16].
По Полибию, крепость возвышалась над северо-западной частью стены, над воротами, ведущими к мосту через узкий пролив. Восточная сторона «возвышенности, на которой расположен город», была собственно южной — на ней располагался ещё холм со святилищем Эшмуна[17].
Соорудив нужные укрепления, Сципион привёл в боевой порядок флот, стоявший в гавани, показывая, что город осаждён и с моря. Он осмотрел весь флот и отдал капитанам судов приказ: неусыпно держать ночную стражу, чтобы осаждённые не смогли нечего предпринять[18].
Затем он вернулся в лагерь, чтобы объяснить солдатам, почему он начал войну с осады города, и внушить им надежду на взятие города, говоря как важно захватить город, ведь «здесь их твердыня, житница, казнохранилище, склад оружия — сюда стекается всё. Сюда прямой путь из Африки; это единственная пристань между Пиренеями и Гадесом»[19].
Атака римского лагеря[править]
На другой день Сципион, назначив Гая Лелия начальником флота, приказал запереть город с моря с помощью кораблей, снабжённых для этого всевозможными метательными снарядами; с суши он поставил около двух тысяч храбрейших солдат вместе с людьми, нёсшими лестницы, и в третьем часу начал приступ[21].
Римскому войску противостояло всего 1 тысяча карфагенских солдат и вспомогательный отряд из горожан в 2 тысячи человек[22].
Магон, начальник карфагенского гарнизона, вооружил горожан. Видя, что город будет осаждён с моря и суши, он распределил своё войско так: 2 тысячи горожан напротив римского лагеря; 500 воинов в крепости и 500 на восточной стороне холма, где был храм Эшмуна, по которому расположен город. Остальным горожанам Магон приказал быть наготове и спешить туда, куда позовут. Затем Магон открыл ворота и выпустил солдат, которым надо было идти на дорогу, ведущую к вражескому лагерю. Римляне по приказу самого командующего ненадолго отступили, чтобы в бою быть поближе к подкреплениям. Вначале силы противников были равны, но к римлянам всё время подходили из лагеря свежие силы, и они не только обратили карфагенян в бегство, но смешались с бежавшими врассыпную, и, если бы не дан был отбой, они, вероятно, ворвались бы в город[23].
Первый штурм[править]
Смятение на поле боя было всё же меньше, чем в городе. Перепуганная стража бежала со своих постов; со стен караульные спрыгнули. Сципион, взойдя на Меркуриев холм (находился восточнее города за сужением перешейка, соединявшего город с материком; здесь был римский лагерь), увидел, что во многих местах стены оставлены без защиты, и приказал, чтобы все солдаты, взяв с собой из лагеря лестницы, шли на приступ[24].
В сопровождении троих крепких юношей[25], которые заслоняли его щитами (со стен летело множество дротиков и копий), Сципион ободрял воинов и отдавал приказания. Присутствие Сципиона придавало солдатам мужество. Римляне ринулись под град дротиков; ни стены, ни вооружённые люди на них не смогли остановить взбиравшихся римлян. Одновременно начали приступ со стороны моря, но почти безуспешно[26].
Тем временем, карфагенские солдаты вновь заняли стены. У них было более чем достаточно дротиков, запасённых в огромном количестве. Стены города были очень высоки, и немногие лестницы доставали их верха, а чем выше были они, тем не надёжнее. Первый солдат ещё не успевал добраться доверху, как за ним уже лезли другие: лестницы подламывались под их тяжестью; у некоторых солдат от высоты темнело в глазах, и даже с лестниц, стоявших крепко, люди валились наземь. Повсюду падали римляне и их лестницы — карфагеняне торжествовали, ободрились и повеселели. Тогда и дан был римлянам отбой. осаждённые воспрянули духом: «город не взять ни лестницами, ни осадой: укрепления надежны, и у карфагенских полководцев будет время прийти на помощь городу»[27].
Второй штурм[править]
Едва улеглась суматоха, как Сципион в тот же день, распорядился взять лестницы у раненых и утомлённых и со свежими силами идти на новый приступ[28].
Дело в том, что ему донесли тарраконские рыбаки («избороздивших всю лагуну на легких челноках и двигавшихся вброд там, где челноки садились на мель»), что начался отлив, и заранее знал (во время зимней стоянки Сципион занялся собиранием подробных сведений об Новом Карфагене[29]), что по мелководью легко подойти к городским стенам. Через рыбаков, работающих в тех местах, он дознался, что воды на всём этом пространстве мелки и переходимы вброд, что обычно каждый день к вечеру здесь бывает значительный отлив[30].
Сципион взял с собой 500 воинов. Начался отлив, «и поднявшийся сильный северный ветер погнал воду туда же, куда она и сама отходила, и так обнажил отмели, что вода была где до пупа, а где даже чуть повыше колен». Обо всем этом Сципион разузнал заранее, но объявил знамением: «боги-де отвели море и спустили воду в лагуне, чтобы открыть перед римлянами путь, ещё никем не хоженный, и он приказал, следуя за Нептуном, пойти прямо через лагуну к стенам»[31].
Римлянам, шедшим на приступ с суши, приходилось трудно, так как стены были высоки и взобравшихся карфагеняне «осыпали дротиками справа и слева: бокам доставалось больше, чем груди». А с противоположной стороны 500 римских солдат легко перешли через лагуну и взобрались на стену; там не было укреплений — карфагеняне почему-то считали, что лагуна и сама природа достаточно защищают город, не было ни караула, ни сторожевого поста: все силы были сконцентрированы у места основных событий. Этот римский отряд вошёл в город без боя и возможно более быстрым шагом проследовал к воротам, где шла ожесточенная схватка[32].
Что город взят с тыла, карфагеняне поняли, только тогда, когда копья полетели с тыла и римляне оказались с обеих сторон. Защитники города испугались, их охватила паника: стены были взяты; ворота ломали изнутри и снаружи и растаскивали обломки, чтобы они не загромождали дорогу; римские солдаты ворвались в город, перелезали через стены и всюду избивали горожан; те, что вошли в ворота, соблюдая строй, во главе со своими командирами прошли через середину города, до самого форума[33].
Видя, что карфагеняне убегают — одни на восточную (южную) сторону холма, занятую гарнизоном в 500 человек, а другие в крепость, где находился Магон и почти все карфагенские солдаты, прогнанные со стен. Сципион послал часть войска занять холм, а другую повёл сам на крепость. Холм был взят с ходу. Магон попытался защищаться, но, видя, что всё захвачено врагами и ему не на что надеяться, сдал крепость и сдался сам вместе с гарнизоном[34].
Пока происходила сдача, по всему городу избивали людей, не щадя никого из встреченных взрослых. По данному сигналу избиение прекратилось, и победители занялись грабежами[35].
Итоги[править]
Таким образом, Сципиону блестяще удалось захватить важнейший карфагенский город в Испании.
В городе было захвачено в плен 10 тысяч человек. Тех из них, которые были гражданами Нового Карфагена, Сципион отпустил. Он возвратил им город и всё имущество, уцелевшее от войны. Было взято около двух тысяч ремесленников. Сципион объявил их рабами римского народа, но обещал освободить, если те будут усердно изготовлять всё нужное для войны. Много молодых неграждан и сильных рабов он отправил на суда, чтобы пополнить число гребцов. 8 захваченных кораблей римляне прибавили к своему флоту. Сципион освободил испанских заложников и позаботился о них[36].
Римляне захватили огромное количество военного снаряжения (всё это пересчитал и взвесил квестор Гай Фламиний)[37]:
- 8 военных кораблей
- 63 грузовых судна (некоторые корабли были нагружены зерном, оружием, бронзой, железом, холстом, спартом и разным судостроительным материалом)
- 120 «очень больших катапульт»
- 281 катапульт меньшего размера
- 23 больших баллисты
- 52 меньших баллисты
- 60 больших и малых «скорпионов» (маленьких катапульт)
- «множество» мечей и метательного оружия
- 74 знамени
- 276 золотых чаш (каждая весом почти в фунт)
- 80 300 фунтов серебра в слитках и монете
- большое количество серебряной посуды
- 400 тысяч модиев пшеницы
- 270 тысяч модиев ячменя
Поблагодарив богов за удачный исход битвы, римляне стаи спорить о наградах. Когда стали награждать первого, кто взобрался на стену, таких оказалось двое: Квинт Требеллий, центурион четвертого легиона, и моряк Секст Дигитий. Они ожесточенно спорили, но ещё больше горячились их командиры: моряков поддерживал Гай Лелий, начальник флота, легионеров — Марк Семпроний Тудитан. Немногого недоставало для мятежа, и Сципион заявил, что он назначает трёх третейских судей. Было решено, что Квинт Требеллий и Секст Дигитий одновременно взошли на стену, и их обоих наградили за доблесть «стенным венком». Затем Сципион наградил остальных солдат, особенно Гая Лелия[38].
Заложников-испанцев, которых по Полибию было более 300 человек[39], а возможно, и больше[40], Сципион собрали и объявил свободными. За ними приехали родственники[41].
Из толпы заложников выступила знатная женщина, супруга Мандония, брата Индибилиса, царька илергетов; плача, пала она к ногам Сципиона и заклинала его:, чтобы не было насилия над дочерьми Индибилиса и других знатных девушек. Сципион поручил их охранять уважительно, как с жён и дочерей гостя[42].
Сципион также обручил одну прекрасную пленницу с её возлюбленным. В благодарность жених набрал воинов среди своих клиентов, и с отборной конницей в 1 400 человек вернулся через несколько дней к Сципиону[43].
Сципион держал при себе Лелия, пока, пользуясь его советами, распоряжался пленными, заложниками и добычей. Всё уладив, он дал ему квинкверему, и с ней, видимо, несколько кораблей для конвоя, посадил на неё пленных — Магона и 15 карфагенских сенаторов, и послал Лелия вестником победы в Рим. Сам он задержался в Новом Карфагене на несколько дней, упражняя в военном искусстве и воинов, и моряков. Когда поврежденные стены были восстановлены, Сципион, оставив гарнизон для охраны города, отправился в Тарракон. По дороге к нему обращалось много посольств[44].
Карфагенские полководцы старательно подавляли слухи о взятии Нового Карфагена, а когда стало ясно, что город взят и этого уже не скрыть, они постарались речами умалить значение случившегося[45].
Взятие Нового Карфагена стала, по мнению аналитиков, более важной причиной поражения Карфагенской державы в войне, чем даже битва при Заме. Причиной поражения было невнимание карфагенян к важности обороны города (не был учтён отлив), малочисленность гарнизона, разбросанность армий карфагенян в Испании, вылазка Магона. Захват Нового Карфагена нанёс огромный ущерб по позициям Карфагена в Испании[46].
Источники[править]
- ↑ Battle of Cartagena (209 BC) // Английская Википедия
- ↑ Ливий XXVI 18, 1−11
- ↑ Ливий XXVI 19, 1−9
- ↑ Ливий XXVI 19, 10−14
- ↑ Ливий XXVI 20, 1−4
- ↑ Ливий XXVI 20, 5−6
- ↑ Полибий X, 7, 5
- ↑ Ливий XXVI 41, 1−25
- ↑ Полибий X, 9, 6−7
- ↑ Ливий XXVI 42, 1
- ↑ Ливий XXVI 42, 2−4
- ↑ Ливий XXVI 42, 5−6
- ↑ Полибий X, 10
- ↑ По комментарию Мура, с юга.
- ↑ По Муру (со ссылкой на Скалларда), — с переменой ветра, так как приливов на восточном побережье Испании нет.
- ↑ Ливий XXVI 42, 7−9
- ↑ Полибий X, 10, 5
- ↑ Ливий XXVI 43, 1
- ↑ Ливий XXVI 43, 2−9
- ↑ Вторая Пуническая война
- ↑ Полибий X, 12, 2
- ↑ Полибий X, 12, 2−3
- ↑ Ливий XXVI 44, 1−4
- ↑ Ливий XXVI 44, 5−6
- ↑ Полибий, X, 13, 2
- ↑ Ливий XXVI 44, 7−11
- ↑ Ливий XXVI 45, 1−5
- ↑ Ливий XXVI 45, 6
- ↑ Полибий X, 8, 1
- ↑ Ливий XXVI 45, 7
- ↑ Ливий XXVI 45, 8−9
- ↑ Ливий XXVI 46, 1−4
- ↑ Ливий XXVI 46, 5−7
- ↑ Ливий XXVI 46, 8−9
- ↑ Ливий XXVI 46, 10
- ↑ Ливий XXVI 47, 1−4
- ↑ Ливий XXVI 47, 5−10
- ↑ Ливий XXVI 48, 1−14
- ↑ Полибий X, 18, 3
- ↑ Ливий XXVI 49, 1−6
- ↑ Полибий X, 18, 4
- ↑ Ливий XXVI 49, 7−16
- ↑ Ливий XXVI 50, 1−14
- ↑ Ливий XXVI 51, 1−10
- ↑ Ливий XXVI 51, 11
- ↑ Лансель С. Ганнибал. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 356 с. — (Жизнь замечательных людей). с. 222−223