Переправа через Рону
Вторая Пуническая война
- Дата
- конец сентября 218 г. до н. э.
- Место
- река Рона, Франция
- Итог
- Победа Карфагена
Стороны | |||
---|---|---|---|
Командующие | |||
Силы | |||
Потери | |||
Переправа через Рону — эпизод Второй Пунической войны, когда карфагенская армия под командованием Ганнибала переправилась через реку Рона (Родан), во время чего произошёл бой с галльским племенем вольков.
Форсирование Родана и последующая битва интересна тем, что представляет собой самостоятельную войсковую операцию, связанную с массированным использованием небольших судов, успех которой, несмотря на противодействие врагов и бурную реку, доказывает блестящие полководческие способности Ганнибала Барки[1].
Предыстория битвы[править]
К концу августа 218 г. до н. э. Ганнибал вышел к берегам Роны[2].
Весной 218 г. до н. э. после объявления карфагенянам войны Рим отправил консула Публия Корнелия Сципиона в Испанию, чтобы воспрепятствовать вторжению Ганнибала в Италию, а другой консул со второй армией должен был переправиться в Сицилию, а затем вторгнуться в Африку, если Сципион одержит победу над Ганнибалом.
Сципион высадился у восточного устья реки Рона. На месте он узнал, что Ганнибал уже у Роны и готовится к переправе.
Между тем, проживающие в районе реки люди — народ вольки, — которые представляли собой конфедерацию кельтских племён, решили отказать Ганнибалу в переправе через реку. Возможно, они посчитали, что Ганнибал пришёл покорять их (в этом их могли убедить римляне), либо они боялись римлян, или просто желали разграбить карфагенский обоз и требовали дани за проход по своей территории, так или иначе, они преградили карфагенянам путь, для чего перебрались на восточный берег реки, которая стала, таким образом, как бы их естественным укреплением[3]. Армия вольков состояла из конницы и пехоты[4].
Ганнибал купил в окрестных племенах большое количество лодок и сам стал строить новые суда. Таким образом, у Ганнибала появился большой флот из лёгких судов, челноков и лодок[5].
Ход Битвы[править]
Таким образом, в конце сентября 218 г. до н. э.[6] Ганнибал, приготовив транспортный флот для переправы реки, оправил ночью Ганнона, сына Бомилькара выступить с частью войска, преимущественно из испанцев, и идти вверх по реке на расстояние одного дня пути, чтобы затем — на первом удобном месте — переправиться через Рону и повести отряд в обход врагу, чтобы, когда начнётся переправа основного войска, напасть на вольков с тыла[7].
Ганнону показали путь галлы, которые сообщили, что на расстоянии приблизительно 25 миль (около 37 км) от стоянки карфагенян река разделяется на два рукава, образуя небольшой остров, так что то самое место, где она разделяется, вследствие большой ширины и меньшей глубины русла наиболее удобно для переправы. Там Ганнон велел построить плоты и переправил на них людей, лошадей и грузы. Разбив лагерь недалеко от реки, карфагенские воины, уставшие от ночного похода и от работ по переправе, отдыхали в продолжение одного дня. На следующий день Ганнон с войском пошёл дальше и дымом костров, разведённых на верхушке холма, дал знать Ганнибалу, что перешёл реку и находится недалеко[8].
Тогда Ганнибал дал сигнал к общей переправе. Пехота переправлялась на лодках, конница — на кораблях. Суда переправлялись выше по течению, чтобы разбить напор волн; благодаря этому плывущие ниже лодки были в безопасности. Лошади большею частью переплавлялись вплавь, будучи привязаны ремнями к корме кораблей; исключение составляли те, которых нарочно погрузили на суда оседланными и взнузданными, чтобы они могли служить всадникам тотчас после высадки[9].
Вольки толпами высыпали на берег, издавали боевой клич, «потрясая над головой щитами и размахивая дротиками». Пока вольки смотрели на подплывающую к ним с диким гулом карфагенскую армию, внезапно их лагерь был атакован и взят Ганноном. Затем Ганнон ударил и по ним, в результате вольки оказались окружены с обеих сторон: с одной стороны солдаты с кораблей высаживались на берег, с другой вольков теснило войско Ганнона. Сначала галлы пытались оказывать сопротивление и здесь, и там, но были отброшены и, завидев более или менее открытый путь, прорвались и разбежались по своим деревням[10].
После этого Ганнибал переправил остальные свои силы и расположился лагерем. После переправы пехотинцев и конников, на паромах были переправлены слоны:
Относительно переправы слонов, полагаю я, предлагались различные планы; по крайней мере, источники на этот счет не согласны. По иным, слоны предварительно все были собраны на берегу; затем самый сердитый из них, будучи приведён в ярость своим провожатым, бросился за ним; провожатый бежал в воду, слон последовал за ним туда и своим примером увлёк все стадо; если же животные попадали в глубокие места и теряли брод, то само течение реки относило их к другому берегу. По более достоверным известиям, они были перевезены на плотах; действительно, такая мера, если бы пришлось затевать дело теперь, показалась бы более безопасной, а потому и в данном случае, когда идёт речь о делах прошлого, она внушает больше доверия. Плот длиною в 200 футов, а шириною в 50 был укреплён на берегу так, чтобы он вдавался в реку; а чтобы его не унесло течением вниз, его привязали крепкими канатами к высокой части берега. Затем его, наподобие моста, покрыли землею, чтобы животные смело взошли на него, как на твёрдую почву. К этому плоту привязали другой, одинаковой с первым ширины, а длиною в 100 футов, приспособленный к переправе через реку. Тогда слонов погнали по первому плоту, как по дороге, причём самок пустили вперёд; когда же они перешли на прикрепленный к нему меньший плот, тотчас же канаты, которыми он был не особенно прочно соединен с первым, были развязаны и несколько легковых судов потянули его к другому берегу. Высадив первых, вернулись за другими и перевезли и их. Они шли совершенно бодро, пока их вели как бы по сплошному мосту; но когда один плот был отвязан от другого и их вывезли на середину реки, тут они обнаружили первые признаки беспокойства. Они сплотились в одну кучу, так как крайние отступали от воды как можно дальше, и дело не обошлось без некоторого замешательства; но наконец под влиянием самого страха водворилось спокойствие. Некоторые, правда, взбесились и упали в воду; но и они вследствие своей тяжести не теряли равновесия и только сбросили провожатых, а затем мало-помалу, отыскав брод, вышли на берег[11].
Фронтин так говорит о переправки слонов:
Ганнибал не мог заставить слонов переплыть некую очень глубокую реку и не имел достаточного количества кораблей или материала для постройки плотов. Тогда он приказал ранить самого свирепого слона под ухом, а нанесшему рану — немедленно переплыть реку и побежать вперед. Разъярённый слон, преследуя виновника причиненной ему боли, переплыл реку и свои примером увлёк остальных[12].
Бой с римлянами[править]
Во время переправы слонов Ганнибал послал 500 нумидийских всадников по направлению к римскому лагерю разведать, где находится враг, много ли у него войска и что он замышляет. С этим отрядом карфагенской конницы столкнулись 300 римских всадников, посланных Сципионом для разведки. В результате этого боя, римляне потеряли 160 человек, карфагеняне — чуть больше 200[13].
Итог битвы[править]
Таким образом, Ганнибал разбил вольков и переправился через Рону. Вольки и римляне не смогли выполнить свою задачу — не пропустить армию Ганнибала. Ганнибал, найдя проводников (бойев и их царька Магала), отправился дальше в направлении Италии[14].
Источники[править]
- ↑ Римское морское могущество в ходе Второй Пунической войны // Хлевов А. А. Морские войны Рима. «Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета». Санкт-Петербург, 2005.
- ↑ Лансель С. Ганнибал — М.: Молодая гвардия, 2002. — 356 с. — (Жизнь замечательных людей). стр. 120.
- ↑ Ливий XXI 26, 6
- ↑ Ливий XXI 27, 1
- ↑ Ливий XXI 26, 7−9
- ↑ Lazenby (1998) p. 276
- ↑ Ливий XXI 27, 2−4
- ↑ Ливий XXI 27, 5−7
- ↑ Ливий XXI 27, 8−9
- ↑ Ливий XXI 28, 1−4
- ↑ Ливий XXI 28, 5−12
- ↑ Фронтин 1.6.2
- ↑ Ливий XXI 29, 1−3
- ↑ Ливий XXI 29, 6