Личная жизнь Ганнибала Барки
Личная жизнь Ганнибала Барки — части биографии карфагенского военного и государственного деятеля Ганнибала Барки, касающиеся его интимной и семейной жизни.
Общие сведения[править]
Сохранилось крайне мало сведений о биографиях карфагенских деятелей, особенно ничтожно мало сведений об их личной жизни. Вообще, мало что известно о нравах и сексуальном поведении карфагенян, например до сих пор неясно были ли там человеческие жертвоприношения, была ли там священная проституция и т. п., неясно даже был ли брак моногамным или полигамным. Причина этих пробелов в наших заниях заключаются как в том, что погибла карфагенская литература, так и в том, что сам город был уничтожен.
О Ганнибале Барке сохранились (у греко-римских авторов) кое-какие сведения, касающиеся его личной жизни, из которых мы можем говорить о его гомосексуальности или, во всяком случае, бисексуальности. Правда сейчас уже невозможно отделить правду от вымыслов и легенд, поэтому к данным сведениям нужно относится с определённой осторожностью.
Так, нам известно, о гомосексуальной связи Ганнибала с Гасдрубалом Красивым, о которой Тит Ливий сообщает, что о ней даже говорилось в Карфагенском Сенате, причём эту связь осудил Ганнон Великий II (возможно, он осудил эту связь не только как противник Баркидов, но и из-за какого-то запрета на гомосексуальные связи, см. ниже):
Газдрубал пригласил Ганнибала к себе в Испанию письмом, когда он едва достиг зрелого возраста, и об этом был возбужден вопрос даже в сенате. Баркиды домогались утвердительного его решения, желая, чтобы Ганнибал привык к военному делу и со временем унаследовал отцовское могущество; но Ганнон, глава противного стана, сказал: «Требование Газдрубала, на мой взгляд, справедливо; однако я полагаю, что исполнять его не следует». Когда же эти странные слова возбудили всеобщее удивление и все устремили свои взоры на него, он продолжал: «Газдрубал, который некогда сам предоставил отцу Ганнибала наслаждаться цветом его нежного возраста, считает себя вправе требовать той же услуги от его сына. Но нам нисколько не подобает посылать нашу молодежь, чтобы она, под видом приготовления к военному делу, служила похоти военачальников»[1].
В связи с этим же Корнелий Непот сообщает о том, что такие связи находились в Карфагене под запретом, и что за недопущением таких связей следили специальные чиновники:
Удачно завершив эти дела, питая в душе отвагу и ненависть к римлянам, Гамилькар в поисках удобного предлога для войны добился, чтобы его послали во главе войска в Испанию; туда же он взял с собой сына своего Ганнибала девяти лет. Кроме того, при нём был Гасдрубал — знатный и красивый юноша, о котором некоторые говорили, будто Гамилькар любил его более грешно, чем подобает. Конечно, разве может великий человек избежать хулы сплетников! Из-за этих разговоров блюститель нравов запретил Гасдрубалу находиться при Гамилькаре, но тот выдал за юношу свою дочь, и тогда по карфагенскому обычаю нельзя уже было запретить тестю общаться с зятем[2].
Не исключено, что запрет на гомосексуальные отношения в Карфагене опирались на какие-то религиозные табу, существовавшие у евреев, близких родственников финикийцев, а следовательно и карфагенян[3].
Юстин отмечает, что было странно для того времени, Ганнибал не насиловал пленниц: «целомудрие его среди множества его пленниц было столь велико, что никто не поверил бы, что он рождён в Африке»[4].
Тем не менее, известно и о гетеросексуальных отношениях Ганнибала. Например, он был женат на некой Имильке[5], и имел сына Аспара[6].
Также Плиний Старший сохранил предание, согласно которому в Италии у Ганнибала всё-таки была любовная связь с некой гетерой:
Отсюда начинается Апулия, называемая Апулией Давнийской, от имени вождя давниев, тестя Диомеда. В ней города Салапия (ее прославила история с любовью Ганнибала к местной куртизанке)[7].