Морская битва у Утики
Морская битва у Утики
Конфликт | Вторая Пуническая война |
Дата | 203 г. до н. э. |
Место | Африка |
Итог | Победа Карфагена |
400 грузовых корабля
Морская битва у Утики — сражение в ходе Второй Пунической войны.
Ход событий[править]
Римский полководец Сципион, после разгрома Гасдрубала бен Гисгона в битве на Великих равнинах, повёл своё войско на захват карфагенских городов[1].
Ужас охватил Карфаген: Сципион с войском вот-вот покорит всю округу и быстрее, чем ждут, подойдёт к Карфагену. Пунийцы поправляли стены, выводили оборонительные сооружения, и каждый привозил с полей для себя припасы на случай долгой осады. О мире они говаривали редко, чаще о том, что надо отправить послов к Ганнибалу, чтобы вызвать его сюда. Большинство в Карфагенском Сенате предлагало отправить флот, предназначавшийся для перехвата грузовых кораблей, под Утику, чтобы там уничтожить стоявшие на якоре и неохраняемые суда, а может быть, и лагерь моряков, оставленный с малым гарнизоном. На следующий день были спущены на воду корабли, а послы отправились к Ганнибалу; всё делалось быстро[2].
Римское войско медленно следовало за Сципионом, так как было нагруженное трофеями из многих городов. Сципион отослал пленных и трофеи в свой старый лагерь под Утикой. По пути в Карфаген он занял Тунет (город, который находился в том же самом заливе, что и Карфаген[3]), брошенную бежавшей охраной. Тунет отстоит от Карфагена на 15 миль, и была укреплена, он видно из Карфагена, а из него открывается широкий вид на этот город и на окружающее его море[4].
Начальник карфагенского флота Гамилькар с 100 кораблей поспешно двинулся к корабельной стоянке Сципиона, надеясь предупредить его возвращение и бывшие там у римлян 20 триэр легко захватить своими ста кораблями[5].
Сципион заметил, что Гамилькар вышел в море, так как римляне, занятые возведением вала в захваченном Тунете, заметили как карфагенский флот направляется из Карфагена в Утику[6].
Работы с валом были прекращены. Сципион загородил устье гавани грузовыми судами, поставленными на якорях, оставив некоторые промежутки, чтобы через них, как через ворота, выходили триэры, когда представится благоприятный случай; кроме того, он велел связать корабли мачтами и тесно соединить между собой в виде стены[7].
Когда карфагеняне пошли в атаку крайне медленно и нерешительно, что спасло римский флот от полного разгрома. Они медленно плыли весь день и лишь под вечер пристали в гавани Рузукмона, находящегося западнее Аполлонова мыса (внутри залива) на месте современного Порто-Фарина. На следующий день перед солнечным восходом карфагеняне выстроили свой флот как бы для правильного морского сражения, рассчитывая, — что римляне пойдут на них. Так они простояли долго и наконец, видя, что враг не шевелится, напали на грузовые корабли[8].
Как пишет Тит Ливий:
Началось нечто совершенно не похожее на морское сражение и скорее напоминало нападение кораблей на городские стены. Грузовые суда были несколько выше; карфагеняне с военных кораблей зря посылали вверх свои стрелы и дротики; более тяжелое оружие, с силой пущенное сверху, с грузовых судов, поражало вернее. Сторожевые корабли и другие легкие суда, проходившие под настилом, разбивались при первом же столкновении с большими военными кораблями. Впрочем, оказываясь среди вражеского флота, они мешали и римским солдатам, которые, боясь попасть в своих, не бросали дротиков[9].
Затем карфагеняне стали зацеплять римские корабли железными крючьями, насаженными на шесты. Невозможно было перерубить ни эти крюки, ни цепи, к которым их прикрепляли, чтобы забросить. И каждый карфагенский военный корабль, отходя назад, тащил за собой на крюке римский грузовой. При этом иногда лопались канаты, соединявшие между собой грузовые суда; бывало что один корабль порой тащил целую связку. Мостки над первым рядом судов были сломаны, и солдатам едва удалось перепрыгнуть на второй ряд[10].
Карфагеняне захватили 60 грузовых кораблей римлян, захватив их железными крюками. Эти захваченные корабли были доставлены в качестве трофеев в Карфаген[11].
Но радость победы не затмила для историка ошибок карфагенского адмирала. Как писал Тит Ливий:
Римскому флоту пришёл бы конец, если бы командиры карфагенских кораблей не промешкали и не поспел бы вовремя Сципион[12].