Адгербал (претор)
Адгербал — карфагенский адмирал и претор во время Второй Пунической войны.
Когда римская армия дошла до юга Испании, и римляне надеялись взять Гадес без боя, так как к римлянам пришли перебежчики из Гадеса: они обещали, что предадут римлянам город, а также карфагенский гарнизон с его начальником и с флотом[1]. Но Магон, вовремя узнав об измене, схватил предателей и поручил претору Адгербалу отвезти их в Карфаген в 206 г. до н. э.
Адгербал посадил заговорщиков-предателей из Гадеса на квинкверему и отправил её вперед, так как квинкверема идёт медленнее триремы, а сам с 8-ю триремами шёл за ней на небольшом расстоянии. Квинкверема уже входила в пролив, когда римский адмирал Гай Лелий, тоже на квинквереме, выходил с 7-ю триремами из картейской гавани; он сразу напал на Адгербала и его триремы, правильно рассчитывая, что квинкверема, схваченная в проливе быстрым течением, не сможет повернуть вспять.
Адгерал на короткий миг пришёл в замешательство, — плыть ли за квинкверемой или повернуть на врага? Это промедление лишило его возможности уйти от сражения. Расстояние между врагами уже сократилось до перелета дротика. Римляне нападали со всех сторон, а волны мешали управлять кораблями. Морская битва у Гадеса была во власти природы пролива: гребцы на кораблях противников напрасно боролись с течением; убегающий корабль поворачивало водоворотом назад и несло на победителей; преследователя, попавшего против течения, обращало вспять, как беглеца. Корабль, который старался пробить носом вражеский корабль, внезапно оказывался повернут в сторону и сам получал удар; другой, было подставившийся неприятелю, вдруг круто поворачивался к нему носом.
Сражением между триремами управлял случай, и никто не получил перевеса, но квинкверема римлян, то ли более тяжёлая и устойчивая, то ли лучше управляемая более многочисленными гребцами, легче проводившими её сквозь водовороты, потопила две карфагенские триремы, а у третьей, проносясь мимо, снесла все весла. Она догнала бы и уничтожила и остальные триремы, но Адгербал поднял паруса и увёл оставшиеся 5 кораблей в Карфаген[2].