Ночь на Лысой горе (балет)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Балет в постановке Игоря Моисеева [44:42]

«Ночь на Лысой горе» — одноактный балет на музыку одноимённой симфонической поэмы М. П. Мусоргского, созданную 1867 г., в инструментальной обработке Н. А. Римского-Корсакова.

Музыка[править]

Само понятие Лысая гора восходит к украинскому фольклору. Это сказочное место, где собирается вся нечистая сила: ведьмы, бесы, черти и т. д. Особые вакханалии происходят там в ночь на Ивану-Купалу, когда все бесы беснуются в полную силу.

Вот к этому сюжету и обратился М.Мусоргский — причем еще в юности[1], правда, отложил, но вернулся через некоторое время.

Сам композитор определил название своего произведения «Иванова ночь на Лысой горе», жанр: фантазия для симфонического оркестра[2].

Вся музыкальная работа была готова в 1867 году. Композитор музыкальными средствами отобразил разгул нечисти — бесшабашный, вихревой, смещающий все ритмы… Однако его произведение не нашло понимания у других музыкантов, а Балакирев, на исполнение которого рассчитывал Мусоргский, заявил, что исполнять этого не будет, пока автор «всё не переделает». Мусоргский переделывать отказался[1][2].

Правда, через какое-то время композитор действительно переделал какие-то музыкальные куски для вставки в свои другие произведения, но на том дело и кончилось. Симфонию так никто и не исполнял.

А после смерти Мусоргского его товарищ Николай Андреевич Римский-Корсаков взялся за переделку «Ивановой ночи на Лысой горе». Работа и у него долго не шла. Но 1886 году он ее закончил. Однако произведение в его обработке оказалось совсем далеким от замысла Мусоргского, даже состав оркестра был иным[2]. Если у Мусоргского властвовала необузданная стихия нечисти, нарушавшая в вихре своей пляски все музыкальные каноны, то Римский-Корсаков вернул музыке определенные формы. Вот в таком виде музыкальное произведение обрело известность. Кстати, и авторская версия Мусоргского не пропала, и музыканты время от времени используют и ее, но все же достаточно редко; в основном симфоническая фантазия известна и исполняется в обработке Римского-Корсакова.

Тема танцевального вихря нечисти, конечно, не могла пройти незамеченной для хореографов. И действительно, многие балетмейстеры видели эту вакханалию по-разному и каждый по-своему стремился отобразить ее в своих постановках[3][4].

Постановка Горского[править]

1918 г.

Первым решившим использовать музыку симфонии «Ночь на Лысой горы» для балета, был выдающийся хореограф А. А. Горский.

За разработку либретто он взялся сам, использовав роман Д. С. Мережсковского[3] «Воскресшие боги»[5]. Из анонса и рецензий установлено, что Горский первоначально намеревался ставить вакханалию нечистой силы как сцену шабаша ведьм в духе итальянского средневековья, однако переиначив персонажей Мережсковского на русский лад: вместо красивой итальянки мадонны Кассандры, обручающейся с Hyrcus Nocturnus (Ночным Козлом), у Горского — Ганна и Черт; вместо патриарха колдунов, верховного жреца Святейшей Инквизиции — Чернобог, вместо каноника — пономарь. У Мережковского Ночной Козел принимал облик юного и прекрасного Диониса, у Горского — бога Ярилы. Таким образом, дьявольский шабаш превращался в балете Горского не в божественную оргию Вакха, а в сцену поклонения древнеславянскому божеству[5].

Работая в это время в московском Большом театре, Горский и готовил там новый балет. Премьера прошла 28 мая 1918 года на сцене летнего театра сада «Аквариум»; художник К. А. Коровин, дирижер А. Ф. Арендс; Ганка — Е. Л. Девильер, Ярило — В. В. Свобода, Чернобог — И. Е. Сидоров, Черный козел — Л. А. Лащилин, Чёрный кот-оборотень — С. В. Чудинов[3].

Однако критика посчитала постановку неудачной: в балетном спектакле больше места отводилось сценическим эффектам и театральным превращениям, чем самим танцам, а для такой темы явно не хватало хореографического темперамента, которого требовал музыкальный накал; рецензия гласила: «Вся картина, внешне пестрая, внутренне оказалась бледной»[5].

Представление прошло несколько раз в «Аквариуме», на сцену Большого театра перенесено так и не было, да и сам балетмейстер больше к нему не возвращался[5].

Постановка Лопухова[править]

Чернобог — Андрей Лопухов, Ежи-баба — Валентина Иванова

1924 г.

Фёдор Васильевич Лопухов, возглавлявший Петроградский театр оперы и балета (это по-советски; до того и после театр известен как Мариинский театр), обратившись к музыке из симфонии «Ночь на Лысой горе», придумал свой вариант балета. Лопухов искал новые формы классического танца на фольклорном материале с использованием скоморошества — и музыка для этой темы очень подходила. Он сам написал либретто балета «Ночь на Лысой горе», который называл «Скоморошье бесовское позорище»[6]. По его сценарному замыслу, актеры должны были на глазах зрителя разыгрывать скоморошеское действие, хореографическим сюжетом которого стала свадьба Чернобога и Ежи-Бабки (то есть Баба-Яга).

В связи с тяжелым материальным положением (послереволюционная разруха) новые декорации не заказывались, а использовали декорации К. А. Коровина к опере Н. А. Римского-Корсакова «Млада»[3], поставленной там же в 1917 году[7] — для балета Лопухова они оказались слишком мрачными, однако пришлось довольствоваться тем что есть.

Премьера прошла 26 марта 1924 г. в бывшей Мариинке (Петроградский театр оперы и балета), г. Ленинград (с 26 января 1924 года Петроград стал Ленинградом); художник по костюмам М. Ф. Домрачев, дирижер А. В. Гаук; исполнители: Ежи-баба — О. В. Фёдорова[8] (сестра выдающейся балерины Софьи Фёдоровой, а их брат Михаил в это же самое время в эмиграции готовил главную партию в постановке Брониславы Нижинской в балете на ту же музыку в труппе С. Дягилева «Русский балет») / во втором составе Валентина Иванова[9], Чернобог — А. В. Лопухов, Глашатый игрища — Н. А. Солянников, Кадильщица — А. П. Константинова, Подметалка — З. И. Пюман[3][10].

Балет начинался неожиданно — с драматической сцены: до того как вступал оркестр, перед занавесом появлялась шумная ватага скоморохов с бубнами, а с ними глашатай, созывавший народ на представление. Эту роль исполнял мимический артист Николай Солянников, который был одновременно и драматическим актером, и вокалистом, он начинал спектакль словами: «Эй, вы! Люди добрые! Молодые молодцы, красные девицы, слушайте-послушайте, слушайте-послушайте, как на Лысой горе Чернобог с Ежи-бабой сочетается!» — и лишь после этого начиналось балетное представление[11].

Скоморошество, которое столь привлекало балетмейстера гротесковостью и эксцентрикой, было, по замыслу Ф.Лопухова, пародией на церковную обрядовость[6] — а в стране как раз полным ходом развертывалась антиклерикальная кампания, в которой уничтожалось духовенство — уничтожалось в прямом физическом смысле этого слова, — поэтому с точки зрения идеологической спектакль поспел вовремя. Но с точки зрения театрального представления, как и в балете Горского, спектаклю не хватало эмоционального духа, накала, той страсти, которая соответствовала бы музыке[6]. Критика снова объявила балет неудачей.

Постановка Нижинской[править]

1924 г.

В то же самое время, когда Ф.Лопухов работал над постановкой балета «Ночь на Лысой горе» в советском Ленинграде, в Париже и Монте-Карло (в зависимости, где в какой момент проходили гастроли) той же темой по той же музыке занималась Бронислава Фоминична Нижинская. Ее постановка тоже называлась «Ночь на Лысой горе» и предназначалась для труппы Дягилева «Русский балет», где и прошла премьера 13 апреля 1924 г.[3][12].

Где точно состоялась премьера, сведения расходятся: по утверждению русской балетной энциклопедии — в Париже[3], однако другие источники называют Монте-Карло[12]. Костюмы создала Н. С. Гончарова; исполнители главных партий Лидия Соколова (настоящее имя: Хильда Маннингс[13]) и Михаил Федоров[12] (брат выдающейся балерины Софьи Фёдоровой, а их сестра Ольга в это же самое время работала в главной партии балета Ф. Лопухова на ту же музыку — в Лениграде).

Постановка Дысковского[править]

1924 г.

Еще один спектакль на ту же музыку в том же 1924 году поставил в Тбилиси балетмейстер Михаил Григорьевич Дысковский[14].

В следующем 1925 году в Киеве М. Г. Дысковский повторил свою постановку[14].

Постановка Лифаря[править]

К творчеству М.Мусоргского обращался выдающийся деятель балета Серж Лифарь. В 1934 году он поставил в Парижской Опере балет под названием «Чёрная магия», где использовал музыкальные мотивы «Ночи на Лысой горе»[4][14].

В 1946 г. он поставил балет с названием «Ночь на Лысой горе» для труппы «Nouveaux Ballet de Monte Carlo»[15].

Постановка Лишина[править]

1943 г.

Балетмейстер Дэвид Лишин был приглашен в Американский балетный театр (American Ballet Theatre), созданный Люсией Чейз — там он поставил несколько представлений, в том числе в 1942 — «Елена Троянкая» по оперетте «Прекрасная Елена» — это работа М. М. Фокина, но тот не успел ее довершить, — а в 1943 году создал свой балет «Сорочинская ярмарка» (Fair at Sorochins) по незавершенной одноименной опере М.Мусоргского[16]. По некоторым данным, для своей постановки он использовал и музыку из «Ночи на Лысой горе»[4][14].

Можно ли отнести эту постановку к балетам на тему симфонии «Ночь на Лысой горе» — трудно сказать.

Постановка Захарова[править]

Дважды ставил балет «Ночь на Лысой горе» балетмейстер Р. В. Захаров:

  • 1951 — Большой театр (на сцене филиала), когда он был в должности главного балетмейстера московского Большого театра
  • 1977 — Московский классический балет Н. Касаткиной и В. Василёва[14].

Постановка Войциховского[править]

В 1952 году свою постановку балета создал польский танцовщик Леон Войциховский[17].

Постановка Моисеева[править]

1983 г. (в балетной энциклопедии ошибочно поставлен 1985 г.[3])

Балетмейстер Игорь Александрович Моисеев создал свою постановку на известную музыку для возглавляемого им ансамбля — Государственный ансамбль народного танца СССР. Он же сам является и разработчиком сценария[18].

При разработке своего одноактного балета И. А. Моисеев использовал произведения Н. В. Гоголя[19][20][21][22].

В этой постановке две картины: «Народные гулянья» с использованием народной музыки и «Шабаш на Лысой горе» с музыкой М. П. Мусоргского/Римского-Корсакова. Сюжет сводился к тому, что главный герой, напившись горилки, заснул и во сне оказался на Лысой горе, и все происходящее на сцене — его страшный и феерический сон[19].

Спектакль вышел в 1983 году, и советская цензура поначалу запретила его к постановке — уж очень не по-советски вели себя ведьмы на шабаше во второй части балета. Но цензоры забыли, с кем имеют дело: Моисеев добился разрешения, и с этим спектаклем исколесил полмира[19].

Игорь Моисеев — как последний из могикан — нес все наработки Московской балетной школы — хореографического направления, уничтоженного в 1930-е годы, когда все ключевые позиции в балетной труппе были отданы переведенным в Большой театр ленинградским балетмейстерам и танцовщикам. Большое место в работе московской труппы занимала разработка народного танца и его соединение с академическим балетом, именно характерным танцем и танцовщиками характерного амплуа прославилась московская балетная сцена. Работу в том же хореографическом направлении продолжал И.Моисеев. Вся деятельность этого выдающегося балетмейстера — превращение характерного танца в самостоятельный вид искусства[22]. Для него обращение к теме нечисти на Лысой горе — было в первую очередь обращением к народному украинскому плясу. И шабаш ведьм в этой постановке — это все равно прежде всего народный пляс, в данном случае — украинский народный танец, превращенный в головокружительную феерию.

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 «Ночь на Лысой горе»
  2. 2,0 2,1 2,2 Модест Мусоргский. «Ночь на Лысой горе»; автор Л. Михеева
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 «НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  4. 4,0 4,1 4,2 Мусоргский Модест Петрович
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 «Лирическая поэма»
  6. 6,0 6,1 6,2 КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ В БАЛЕТАХ Ф. ЛОПУХОВА
  7. «Константин Коровин». Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре
  8. Ольга Васильевна Фёдорова
  9. Валентина Константиновна Иванова
  10. ЛОПУХОВ (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  11. Cайт о танцах
  12. 12,0 12,1 12,2 Исторический словарь // НИЖИНСКАЯ БРОНИСЛАВА ФОМИНИЧНА
  13. МЕРИКАНСКИЙ БАЛЕТМЕЙСТЕР — ПОСТАНОВЩИК РУССКИХ БАЛЕТОВ
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
  15. Исторический словарь // ЛИФАРЬ СЕРЖ (СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ)
  16. Lucia CHASE (1907—1986).
  17. ВУЙЦИКОВСКИЙ (Wojcikowski) Леон (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
  18. «Вечер в таверне» перейдет в «Ночь на Лысой горе»
  19. 19,0 19,1 19,2 Ансамбль Моисеева устроит шабаш ведьм к юбилею Гоголя
  20. Мусоргский — Ночь на Лысой горе (Игорь Моисеев)
  21. Ночь на Лысой горе
  22. 22,0 22,1 Одноактный балет «Ночь на лысой горе» в постановке Игоря Моисеева