Транспортная инфраструктура американских городов

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Как отмечает специалист по экономике США, доктор экономических наук, профессор, директор Центра социально-экономических исследований Института Северной Америки РАН Людмила Фёдоровна Лебедева, ежегодное количество поездок — в автобусе, метро, трамвае, пригородных поездах и других видах общественного транспорта — в расчете на душу населения наглядно свидетельствует о значении этих видов транспорта в разных странах и городах мира[1]. Народный архитектор СССР, в прошлом Главный архитектор Москвы Михаил Васильевич Посохин в своих трудах отмечает что транспортная система (автомобиль, железные дороги, порт, метро) была и остаётся основной темой при разработке планов расселения народонаселения в Северной Америке[2]. Доктор исторических наук, профессор Валентин Федорович Коломийцев указывает на то, что развитие в своё время в социалистических странах коллективного транспорта — автобусов, трамваев, метро, пригородных поездов — положительно расценивалось и на Западе. Вплоть до начала 1990-х из 300 трамвайных и троллейбусных систем мира 110 находились в СССР и ещё 70 — в Восточной Европе. Сейчас наблюдается иная картина. Во всех развивающихся странах автомобиль, по Коломийцеву, служит лишь узким элитам: в Латинской Америке с её весьма специфичной формой «зависимого капитализма», имитирующего модели потребления Запада, железнодорожная сеть приходит в упадок, в то время как 20 миллионов автомобилей создают гигантские «пробки» на дорогах и ежегодно становятся причиной гибели свыше 50 тысяч людей, поэтому развитие и диверсификация системы общественного транспорта в странах Латинской Америки выходят на передний план[3].

Северная Америка[править]

Примерный вид будущих сверхскоростных рельсовых транспортных систем в крупнейших североамериканских мегалополисах — Босваше, Сансане, Чипиттсе и ряде других.

США[править]

Согласно Л. Ф. Лебедевой, в жизни многих американцев, особенно в больших городах, передвижение на общественном транспорте играет немаловажную роль. Почти ¼ всех перевозок общественным транспортом в Соединённых Штатах осуществляется в г. Нью-Йорк. А в Чикаго на 100 тыс. жителей приходится гораздо больше автобусов, чем в некоторых других, более ориентированных на общественный транспорт городах, например в Стокгольме или Хельсинки. В Вашингтоне почти каждый седьмой житель добирается на работу общественным транспортом. Оценивая роль общественного транспорта в жизни американцев, следует также иметь в виду, что его используют на определенном промежутке пути, другую часть проезжают на собственном автомобиле. Такой подход позволяет частично избежать дорожных заторов, а наименее обеспеченным автовладельцам — сэкономить на расходах, связанных с личным средством передвижения[1]. По оценке старшего научного сотрудника Worldwatch Institute М. Лоуи, стоимость поездок на собственном транспорте (включая горючее, техобслуживание, страховку, штрафы и т. п. расходы) составляла по состоянию на 1990 год около $34 на 100 миль, а на общественном транспорте соответственно $14[4]. М. В. Посохин отмечает, что удалённость и нормативный срок на переезды в городе принимались в США при городском планировании, в среднем, 35/40 минут. Выполняемые прогнозы носили, однако, рекомендательный, а не регламентирующий характер[2].

Как сообщает кандидат экономических наук, научный сотрудник Института США и Канады АН СССР Татьяна Чувахина, пассажирский общественный транспорт — жизненно важная отрасль коммунального хозяйства Северной Америки — стала объектом государственного регулирования в США лишь с середины 1960-х годов, когда под её развитие была подведена соответствующая законодательная база. Основной закон, определяющий направления государственного регулирования городского общественного транспорта на уровне федерального правительства, — это закон о городском общественном транспорте, принятый в 1964 году (англ. Urban Mass Transportation Act). Главными целями этого законодательства явились: во-первых, содействие распространению прогрессивных методов, техники и средств перевозки пассажиров государственными и частными компаниями, во-вторых, стимулирование планирования и создания крупномасштабных городских транспортных систем, способствующих экономичным и целесообразным формам городского развития и, наконец, в-третьих, предоставление соответствующей финансовой помощи руководству штатов и местным властям[5].

В 1970-е гг., однако, наметилась другая тенденция, на которую указывает научный сотрудник Института США и Канады Евгений Михайлов, когда индивидуальный автомобиль становится всё более господствующим видом транспорта в США, а общественный транспорт, напротив, терпит крах: число пассажиров, а следовательно, и финансовая поддержка его уменьшаются, качество обслуживания соответственно ухудшаются. Даже если общественный транспорт в состоянии экономично и эффективно обслужить слишком рассеянное население, зависимость пригородов от автомобиля не снизится при любом улучшении его качества[6].

Канада[править]

Город троллейбус трамвай скоростной трамвай метро монорельс фуникулёр
Ванкувер [✔] [✔] [✔] [✔]SkyTrain
Калгари [✔]
Квебек [✔]
Монреаль [✔] [✔] [✔]
Ниагара-Фолс [✔]
Оттава [✔]
Торонто [✔] [✔]
Эдмонтон [✔] [✔]

Центральная и Южная Америка[править]

Аргентина[править]

Бразилия[править]

Венесуэла[править]

Колумбия[править]

Мексика[править]

  • Гвадалахара — метро, троллейбус
  • Гуанахуато — фуникулёр
  • Мехико — метро, трамвай, троллейбус.
    По мнению большинства жителей столицы Мексики, приватизация городского общественного транспорта не улучшила его работу, а только вызвала рост стоимости проезда в 2,5 раза в конце 1995 г. (с 40 сентаво до 1 песо, а в 1997 г. до 1,5 песо). Особо следует остановиться на метро и такси Мехико. Метрополитен вступил в эксплуатацию 4 сентября 1969 г. (линия No 1 протяженностью 12,5 км). Уже на следующий год метро перевезло 170 млн пассажиров, что в 29 раз превышало число жителей столицы в то время. В настоящее время протяженность его линий — 178 км, а количество станций — 154. Необычным, отличающим метро в Мехико от других метрополитенов, является то, что полиция вечером, в часы пик, отделяет женщин от мужчин и направляет первых в головные вагоны составов. Делается это не ради удобства, а для того, чтобы честь женщины не была задета посягательствами мексиканских «мачо». В Мехико 111 тыс. такси. В основном — это знаменитый «Фольксваген-Жук». В совокупности, 15 % пассажироперевозок в Мехико приходятся частный автотранспорт (4,5 млн автомашин), остальные 85 % — на муниципальный транспорт Мехико: 140 тыс. такси, включая маршрутные, 15 линий троллейбусов протяженностью 380 км, 12 электричек и 10 линий метрополитена по состоянию на 1997 г[7].
  • Монтеррей — метро

Перу[править]

Чили[править]

Эквадор[править]

  • Кито — скоростной троллейбус

Страны Карибского бассейна[править]

Доминиканская Республика[править]

См. также[править]

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 Лебедева Л. Ф. Транспорт и человек. Транспорт в жизни американца // Институт Соединенных Штатов Америки Академии наук СССР США: Экономика, политика, идеология : Издание Академии наук СССР. — М.: Наука, 1991. — № 5. — С. 121. — ISSN 0321-2068.
  2. 2,0 2,1 Посохин М. В. Дороги жизни: из записок архитектора. — М.: Стройиздат, 1995. — С. 178. — 254 с. — (Мастера архитектуры). — ISBN 978-5-274-02237-8.
  3. Коломийцев В. Ф. Цивилизация XXI века // Свободная мысль : Теоретический и политический журнал. — М.: Правда, 1996. — № 11. — С. 106. — ISSN 0869-4435.
  4. Louie, M. «Worldwatch Paper 98 (англ.)», October 1990, p.28
  5. Бокова С. В., Чувахина Т. Г. Регулирование и финансирование коммунального хозяйства // Институт Соединенных Штатов Америки Академии наук СССР США: Экономика, политика, идеология : Издание Академии наук СССР. — М.: Наука, 1992. — № 4. — С. 110. — ISSN 0321-2068.
  6. Михайлов Е. Д. США: проблема больших городов / Институт Соединенных Штатов Америки Академии наук СССР. — М.: Наука, 1973. — С. 148. — 280 с.
  7. Ермаков Г. П. Проблемы крупнейшего мегаполиса мира // Институт Латинской Америки АН СССР Латинская Америка : Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. — М.: Наука, 1997. — № 8-9 /275-276/. — С. 98. — ISSN 0044-748X.