Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Операции финикийского флота в греко-персидской войне

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Греко-персидские войны.
Монета из Сидна, Финикия, 435—425 до н. э.

Операции финикийского флота в греко-персидской войне — участие финикийского флота в войне персов с греками. В VI—V веках до н. э. финикийские корабли составляли основу военного флота Ахеменидской державы.

Предыстория[править]

Финикия, став частью персидской державы Ахеменидов, составила костях персидского флота. Однако, сведений, описывающих неизбежное участие финикийцев в завоевании персами Малой Азии, Египта и прочих стран не сохранилось, если не считать лаконичного замечания Фукидида:

Кир поработил города на материке, а впоследствии Дарий, опираясь на финикийский флот, подчинил себе и острова[1].

Отмечается, что Камбиз II, используя флот городов Финикии и Кипра, присоедини Египет к персидским владениям (525 г. до н. э.).

Финикийский флот перед греко-персидской войной предназначался персами для охраны малоазийского побережья.

Войны греков с персами[править]

Основным источником сведений о финикийском флоте в ходе этих войн является Геродот. Исходя из его данных следует, что финикийские корабли действовали в финикийских же флотилиях, во главе которых стояли финикийские командиры, по-видимому цари финикийских городов, откуда прибыла флотилия.

Впервые Геродот сообщает о финикийском флоте в период Ионийского восстания, в ходе битвы за Кипр (около 497 г. до н. э., его лидером был Онесил), когда фини­ки­яне на кораб­лях обо­гну­ли мыс, назы­вае­мый «Клю­ча­ми Кип­ра»[2], причём в первой битве у кипрского Сола финикийцы были разбиты.

На кораб­лях в этот день храб­ро сра­жа­лись и одер­жа­ли победу над фини­ки­я­на­ми ионяне, а сре­ди них осо­бен­но отли­чи­лись самос­цы[3].

Возможно, для повышения мотивации финикийцев, персидский царь Дарий I пообещал финикийцам отдать им под заселению Ионию[4].

В 494 г. до н. э. финикийские корабли выступили против Милета:

Про­тив Миле­та меж­ду тем соби­ра­лось в поход огром­ное вой­ско и флот пер­сов. Пер­сид­ские вое­на­чаль­ни­ки объ­еди­ни­ли свои силы и высту­пи­ли про­тив Миле­та, так как осталь­ным горо­дам они не при­да­ва­ли зна­че­ния. Самы­ми луч­ши­ми море­хо­да­ми в пер­сид­ском фло­те были фини­ки­яне; в похо­де участ­во­ва­ли так­же недав­но поко­рен­ные киприоты, кили­кий­цы и егип­тяне. Итак, пер­сы пошли вой­ной на Милет и на осталь­ную Ионию[5].

В развернувшимся у Лады (ост­ро­вок, лежа­щий близ Миле­та) морском сражении, в котором участвовало 353 корабля у греков и будто бы 600 у персов, персы, то есть финикийцы одержали решительную победу:

Когда фини­кий­ские кораб­ли напа­ли, ионяне так­же высту­пи­ли навстре­чу вра­гу, постро­ив свои кораб­ли в два ряда один за дру­гим. Затем про­тив­ни­ки ста­ли сбли­жать­ся и всту­пи­ли в бой[6].

Греки потеряли 234 корабля, а персы-финикийцы — 57 кораблей. Итогом сражения стал фактический разгром Ионийского восстания и подчинение Ионии Персидской империи. Вскоре был захвачен Милет:

После победы в мор­ской бит­ве над ионя­на­ми пер­сы при­ня­лись оса­ждать Милет с суши и с моря. Они ста­ли делать под­коп стен и под­вез­ли все­воз­мож­ные осад­ные орудия. Пер­сам уда­лось цели­ком овла­деть горо­дом[7].

После мор­ской бит­вы у Миле­та фини­ки­яне по при­ка­зу пер­сов вернули на Самос Эака, сына Сило­сон­та за его вели­кие заслу­ги перед царем. Тем самым, пер­сы вос­ста­но­ви­ли на Само­се, как и в дру­гих ионий­ских горо­дах, власть тира­нов.

Милет стал базой для дальнейших действий финикийского флота:

Во вре­мя оса­ды Фасо­са при­шла весть, что фини­кий­ский флот идет из Миле­та про­тив осталь­ных ионий­ских горо­дов[8].

На сле­дую­щий год пер­сид­ский (финикийский) флот, пере­зи­мо­вав в Миле­те, вышел в море и захва­тил ост­ро­ва у побе­ре­жья: Хиос, Лес­бос и Тенедос.

Затем финикийский флот обрушился на многие другие прибрежные города:

Из Ионии пер­сид­ский флот взял курс на Гел­лес­понт и захва­тил все горо­да на левой его сто­роне при вхо­де в про­лив. Горо­да же, лежа­щие на пра­вой сто­роне, были уже захва­че­ны пер­са­ми с суши. А на евро­пей­ской сто­роне Гел­лес­пон­та нахо­дят­ся сле­дую­щие мест­но­сти: Хер­со­нес с боль­шим чис­лом горо­дов, затем город Перинф, укреп­лен­ные места во Фра­кии, потом Селим­брия и Визан­тий. Жите­ли Визан­тия и жив­шие на про­ти­во­по­лож­ном бере­гу кал­хедо­няне не ста­ли ждать напа­де­ния фини­ки­ян. Они поки­ну­ли свои горо­да и отплы­ли в Евк­син­ский Понт. Там они посе­ли­лись в горо­де Месам­брии. Фини­ки­яне же, пре­дав огню упо­мя­ну­тые мест­но­сти, напра­ви­лись в Про­кон­нес и Арта­ку. Уни­что­жив огнем и эти горо­да, они вер­ну­лись на Хер­со­нес, чтобы захва­тить осталь­ные горо­да, кото­рые не успе­ли раз­ру­шить при пер­вой высад­ке. Одна­ко на Кизик они не совер­ши­ли напа­де­ния, так как жите­ли его еще до их при­хо­да сами под­чи­ни­лись царю: об этом они дого­во­ри­лись с сатра­пом Дас­ки­лея Эба­ром, сыном Мега­ба­за. Все эти горо­да на Хер­со­не­се, кро­ме Кар­дии, попа­ли в руки фини­ки­ян[9].

Затем финикийцы одержали морскую победу при Херсонесе, разбив Миль­ти­ада, которого преследовали до Имбро­са[10]:

При изве­стии, что фини­ки­яне сто­ят у Тенедо­са, Миль­ти­ад погру­зил на пять три­ер все свои сокро­ви­ща и отплыл в Афи­ны. Вый­дя в море из горо­да Кар­дии, Миль­ти­ад поплыл через Мелан­ский залив. Но тут, оги­бая Хер­со­нес, он встре­тил фини­кий­ские кораб­ли. Само­му Миль­ти­а­ду с четырь­мя кораб­ля­ми уда­лось спа­стись бег­ст­вом на Имброс. Пятый же корабль во вре­мя пре­сле­до­ва­ния попал в руки фини­ки­ян. Началь­ни­ком это­го кораб­ля был как раз стар­ший сын Миль­ти­а­да. Его-то и захва­ти­ли в плен фини­ки­яне. Узнав затем, что это — сын Миль­ти­а­да, фини­ки­яне отвез­ли его к царю[11].

Весной 492 г. до н. э. в военно-морской поход выступил Мардоний, зять Дария. Он переправился через Гел­лес­пон­т в Грецию. Персидский флот заняли Фасос. Финикийцы захватывали в Греции богатые трофеи[12].

В 480 г. до н. э. персидский царь Ксеркс I приказал соорудить понтонный мост между Европой и Азией через Геллеспонт, причём в ходе чего «фини­ки­яне и здесь пока­за­ли себя смет­ли­вы­ми, как, впро­чем, и в дру­гих работах»[13]:

Мост через Гел­лес­понт из Азии в Евро­пу, соеди­няв­ший оба мате­ри­ка, был постро­ен фини­ки­я­на­ми и егип­тя­на­ми[14].

Они же строили мост у Абидоса[15] и занимались снабжением провиантом войска и вьючных животных[16].

Дой­дя до Абидо­са, Ксеркс поже­лал про­из­ве­сти смотр сво­е­му вой­ску и устроил военно-морские учения, в которой «победу одер­жа­ли фини­ки­яне из Сидона»[17].

Финикийцы выставили больше всего кораблей для флота Ксеркса:

Чис­ло три­ер во фло­те Ксерк­са было 1207. Выста­ви­ли же эти кораб­ли сле­дую­щие народ­но­сти: фини­ки­яне вме­сте с сирий­ца­ми, что в Пале­стине, — 300 три­ер. Воору­же­ны они были так: на голо­вах вои­нов были шле­мы почти такие же, как у элли­нов. Затем они носи­ли льня­ные пан­ци­ри, щиты без метал­ли­че­ских обо­дьев и дро­ти­ки[18].

При этом, финикийские корабли считались лучшими в персидском флоте[19].

Финикийские корабли пришли на войну со своими царями-командующими, в числе которых сидо­ня­нин Тет­рам­нест, сын Ани­са; тири­ец Мат­тен, сын Сиро­ма; Мер­бал, сын Агбала из Ара­да[20].

В Саламинском сражении фини­ки­яне (они обра­зо­ва­ли запад­ное кры­ло у Элев­си­на) стояли против афинского флота[21]. В резуль­та­те раз­лич­ных десант­ных опе­ра­ций пер­сид­ский флот, как пока­зы­ва­ет опи­са­ние Геро­до­та, ока­зал­ся рас­сре­дото­чен­ным. Так, одна часть — фини­кий­ские кораб­ли — в нача­ле бит­вы сто­я­ла в Элев­син­ской бух­те, север­нее Сала­мин­ско­го про­ли­ва. 2-я груп­па, состо­яв­шая глав­ным обра­зом из ионий­ских кораб­лей, утром в день бит­вы сто­я­ла меж­ду Псит­та­ли­ей и Пире­ем (у южно­го выхо­да из Сала­мин­ско­го про­ли­ва). Поэто­му гре­ки име­ли воз­мож­ность бро­сить все свои силы сна­ча­ла про­тив фини­кий­ской эскад­ры. Фини­ки­я­нам при­шлось одним выдер­жи­вать ата­ки пре­вос­ход­ных сил гре­ков. При попыт­ке вый­ти из Элев­син­ской бух­ты, про­рвав­шись через Сала­мин­ский про­лив к сто­я­щей у южно­го выхо­да ионий­ской эскад­ре, фини­ки­яне понес­ли тяже­лые поте­ри. Когда ионяне завя­за­ли сра­же­ние, исход его уже нель­зя было изме­нить. Насту­пив­шая тем­нота заста­ви­ла кон­чить бит­ву.

После сра­же­ния пер­сид­ский воен­ный суд воз­ло­жил вину за пора­же­ние на коман­ди­ров фини­кий­ских кораб­лей, кото­рые про­дви­ну­лись слиш­ком дале­ко на север и поте­ря­ли поэто­му связь с осталь­ным фло­том. Персидский царь в гневе приказал казнить этих командиров финикийцев, которых посчитал виновниками разгрома[22].

Ксеркс приказал постро­ить пло­ти­ну меж­ду бере­гом и Сала­ми­ном, и свя­зать фини­кий­ские гру­зо­вые суда, кото­рые долж­ны были слу­жить пон­тон­ным мостом и сте­ной[23], а сам на финикийском корабле отплыл в Азию[24].

Греки использовали 3 фини­кий­ские три­е­ры в качестве памятников своей победе[25].

В битве при Эвримедонте в 469 (или 465) г. до н. э. их флот вновь составлял значительную часть морских сил персов, причем в это же время другая финикийская эскадра стояла у берегов Кипра, готовая прийти на помощь основным силам. В этой битве греки вновь одержали блестящую победу, и финикийцы потеряли не менее двухсот кораблей[26]:

После этого в Памфилии, при реке Евримедонте, произошло сражение морское и сухопутное между афинянами вместе с союзниками и персами, и в один и тот же день афиняне под командою сына Мильтиада Кимона одержали победу в обоих сражениях, взяли финикийские триеры и уничтожили в общем до двухсот кораблей[27].

Погибла и та эскадра, которая стояла у Кипра и не успела прийти на помощь к сражавшимся у Эвримедонта[28].

Позже финикийские корабли участвовали в подчинении восставшего Египта и изгнании оттуда афинян, пришедших на помощь египтянам[29].

Персидский царь Артаксеркс II дал афинянину Конону финикийские триеры для войны со Спартой, которая в то время была враждебна и Персии[30]. Эту эскадру возглавил сидонский царь[31].

Участвовали финикийцы и в последнем эпизоде греко-персидских войн — в событиях вокруг Кипра, когда в 449 г. до н. э. афинский полководец Кимон высадился на острове, чтобы завоевать его. Финикийские и киликийские корабли пытались предотвратить высадку Кимона, но неудачно[32].

В войне с Александром Македонским[править]

Вновь о финикийском флоте сообщается в ходе походов Александра Македонского против Персии. Поначалу финикийский флот доминировал, но Александру удалось вбить в клин между финикийцами, и получив поддержку сидонян разгромить Тир.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Фукидид. История I. 16
  2. Геродот. История V. 108
  3. Геродот. История V. 112
  4. Геродот. История VI. 3
  5. Геродот. История VI. 6
  6. Геродот. История VI. 14
  7. Геродот. История VI. 18
  8. Геродот. История VI. 28
  9. Геродот. История VI. 33-34
  10. Геродот. История VI. 104
  11. Геродот. История VI. 41
  12. Геродот. История VI. 118
  13. Геродот. История VII. 23
  14. Геродот. История VII. 33
  15. Геродот. История VII. 34
  16. Геродот. История VII. 25
  17. Геродот. История VII. 44
  18. Геродот. История VII. 89
  19. Геродот. История VII. 96
  20. Геродот. История VII. 98
  21. Геродот. История VIII. 85
  22. Геродот. История VIII. 90
  23. Геродот. История VIII. 97
  24. Геродот. История VIII. 118
  25. Геродот. История VIII. 121
  26. Диодор, XI, 60; Plut. Cim., 12
  27. Фукидид. История I. 100
  28. Plut. Cim., 13
  29. Диодор, 11, 75-76
  30. Isocr. Evag., 56; Paus., I, 3, 2
  31. Диодор, XIV, 79, 8
  32. Plut. Cim., 18