Акт об отказе Михаила Александровича от восприятия верховной власти

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Высочайший акт
«Акт об отказе
Михаила Александровича
от восприятия верховной власти
»
«Об отказе великого князя
Михаила Александровича от восприятия верховной власти впредь до установления
в Учредительном собрании образа правления и новых основных законов государства российского»
[1]
Номер: ст. 345[1]
Принятие: великий князь (император?) Михаил Александрович
Подписание: 3 (16) марта 1917 года, Петроград,
Российская империя
Вступление в силу: 6 (19) марта 1917 года
Первая публикация: 4 (17) марта 1917 года
Действующая редакция: не действует
Полный текст в Викитеке?.

Акт об отказе Михаила Александровича от восприятия верховной власти (полн. назв.«Об отказе великого князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти впредь до установления в Учредительном собрании образа правления и новых основных законов государства российского») — правовой акт великого князя Михаила Александровича (некоторые авторы называют Михаила императором или «несостоявшимся императором»[2][3][4]), подписанный 3 (16) марта 1917 года. Первые публикации «Акта» — 4 марта 1917 года[5], официальная (в «Собрании узаконений и распоряжений Правительства») — 6 марта 1917 года[6]. «Акт» — в сборниках и хрестоматиях по истории для учебных заведений СССР и Российской Федерации[7][8][9].

В «Акте» великий князь (император) Михаил Александрович констатировал, что не считает для себя возможным занять переданный ему престол без ясно выраженной воли всего народа[10]: он предоставлял выбор формы государственного правления Учредительному собранию, на период до созыва этой Конституанты он доверил управление Россией Временному правительству[11][12].

История создания и публикации «Акта»[править]

«Акт» великого князя (императора Михаила[2]) Михаила Александровича был создан и подписан 3 (16) марта 1917 года в ходе совещания Михаила Александровича с лидерами Февральской революции.

Официально «Акт» был опубликован 6 (19) марта 1917 года. Его полное название — «Об отказе великого князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти впредь до установления в Учредительном собрании образа правления и новых основных законов государства российского»[1].

В неофициальных публикациях «Акту» давались весьма произвольные названия, например: «Акт об отказе Михаила Александровича от восприятия верховной власти», «Акт об отказе вел. кн. Михаила Александровича от восприятия верховной власти», «Отречение Вел. Кн. Михаила Александровича от престола», «Акт сложения с себя верховной власти Вел. Кн. Михаилом Александровичем», «Манифест об отречении от престола Вел. Кн. Михаила Александровича в пользу народа», «Условное отречение Вел. Кн. Михаила Александровича»[13]. Различия в заголовках обуславливали неоднозначное восприятие содержания документа[14].

По мнению д. ист. н. М. А. Бабкина, публикации «Акта» под названием «Отречение Михаила Александровича» обусловили возникновение исторического мифа о якобы имевшем место отречении великого князя Михаила Александровича от престола[15].

Основное содержание «Акта»[править]

Дом, где был подписан «Акт»
(СПб., ул. Миллионная, 12)

После отречения императора Николая II за себя и за своего сына в пользу своего брата Михаила Александровича императором стал великий князь Михаил Александрович. Своим «Актом» Михаил признавал, что власть на него возложена и престол ему передан, однако император Михаил не «вступил в должность»: вместо манифеста о восшествии на престол он подписал акт об отказе от восприятия престола[2]. Прецедентов подобного рода в истории России не было:

Отсутствие подобной практики в прошлой русской истории делает этот документ по меньшей мере необычным, но никак не незаконным. Юридически он представляет собой акт об отсрочке «вступления в должность», обставленный, к тому же, условиями. Михаил не отрекался от престола, но и не принимал его.

Великий князь (император) Михаил Александрович в своём «Акте» декларировал, что не считает возможным занять переданный ему престол без ясно выраженной воли всего народа[10], и предоставлял выбор формы государственного правления Учредительному собранию. На период до созыва этого собрания он доверил управление страной созданному по инициативе Государственной думы Временному правительству[11][12].

В написанном Михаилом акте не было слов, свидетельствующих именно об «отказе» от Престола, а говорилось лишь об отсрочке вступления на Престол и о его принятии в соответствии с волей Учредительного собрания.

Акт об отказе великого князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти до решения Учредительного собрания

В «Акте» констатировалось, что законы Российской империи, определявшие полномочия и права представителей верховной власти, порядок престолонаследия и т. п., фактически переставали действовать[10], заявлялось о пересмотре основных законов Российской империи ещё не созданной государственной структурой — Учредительным собранием (Конституантой), причём речь шла не о корректировке существующих законов, а о введении новых[16].

Михаил Александрович просил всех граждан России «подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облечённому всею полнотой власти»[10]. Ставя волю народа над божественным правом, он констатировал, что если народ пожелает, чтобы Россия была монархией, то он «воспримет верховную власть»[10].

Текст «Акта» заканчивался «четырёххвосткой» — объявлением всеобщих, равных, прямых и тайных выборов в Учредительное собрание[17].

Высочайший акт от 3 марта 1917 года стал «невозвратным» после опубликования: Михаил уже не мог передумать и объявить о своём восшествии на престол. Акт имел статус закона, которому Михаил Александрович подчинился, ожидая решения Учредительного Собрания о форме правления[2].

Великий князь Михаил Александрович […] не «отрёкся», как часто неверно пишут, а отложил принятие верховной власти и объявил, что согласен взойти на престол, «если такова будет воля великого народа нашего, которому и надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые законы Государства Российского».

Экспертиза подлинности «Акта»[править]

Великий князь Михаил Александрович не ставил под сомнение свою подпись под «Актом» от 3 марта 1917 года[2].

26 октября 1929 года Специальная (или Особая) правительственная комиссия по проверке аппарата Академии наук СССР рассмотрела «Акт об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти и о признании им всей полноты власти за Временным Правительством, возникшим по почину Государственной Думы» от 3 марта 1917 года. В её заключении констатировалась подлинность подписи под документом, а также было подтверждено то, что документ является оригиналом[18].

Вопрос о законности «Акта»[править]

По мнению д. ист. н., профессора кафедры новейшей отечественной истории МПГУ Цветкова В. Ж., акт Михаила Александровича о непринятии престола весной 1917 года среди общественности не воспринимался как созданный с нарушением основ российского законодательства[16]. Ряд представителей белоэмигрантов оценивали «Акт» Михаила Александровича как незаконный[16].

По оценке к. юр. н., доцента кафедры конституционного права МГИМО Карпенко К. В., акт об отказе Михаила Александровича от восприятия верховной власти был создан в нормативно-правовом пространстве Основных государственных законов 1906 года[2].

Значение «Акта»[править]

По мнению некоторых исследователей, с выходом высочайшего акта от 3 марта 1917 года Россия оказалась в принципиально новых правовых условиях: «прежние юридические нормы воспринимались исключительно как условности»[19]. «Акт» стал единственным документом, санкционировавшим создание Временного правительства[20], определившим объём его верховной власти[16][3].

По утверждению М. А. Бабкина, с выходом «Акта» Россия была поставлена перед альтернативой: быть ей монархиейконституционно-монархической форме) или стать республикой. Соответствующий выбор должно было сделать Учредительное собрание[11].

С изданием «Акта» в России появился новый источник легитимации власти – «воля народа»: власть российского императора перестала иметь своим источником лишь Божий промысел[10].

Согласно «Акту», Временное правительство наделялось всей полнотой власти, которой после выхода Основных законов 1906 годов не было даже у императора[10].

Члены Временного правительства рассматривали «Акт» как документ, создающий его правовую преемственность от монархической власти и наделяющий его прерогативами этой власти, как «единственную конституцию Русской революции», с выходом которой существование иных органов власти (в том числе Государственной думы) теряло какие-либо законные основания[20].

Текст В[еликого] К[нязя] Михаила, написанный лицами, приглашёнными для того Временным правительством, вводил режим «самодержавной» олигархии, передавал полноту власти небольшому числу лиц, ни перед кем не ответственных, ни на какие реальные силы в стране не опирающихся.

«Актом» признавались легитимность и легальность Учредительного собрания[2] и в общих чертах определялся порядок выборов членов этого Собрания[17].

Все члены династии Романовых последовали положениям акта великого князя Михаила Александровича и подчинились Временному правительству[21].

Не отрекаясь от Престола, а лишь временно отказываясь от «восприятия» верховной власти, Великий Князь парализовал на неопределённый срок всякую возможность не только реставрации, но хотя бы предъявления другим лицом права на Престол, который вакантным ещё не мог почитаться.

Содержание высочайшего акта от 3 марта 1917 года было положено в основу политико-правовой программы Белого движения[22], её принципа «непредрешения»[16].

Принятие власти представителем Царствующего Дома в зависимости от воли будущего всероссийского представительного Собрания со всей очевидностью выдвигало на уровень высшей власти принцип «непредрешения». Российская Конституанта должна была бы, следуя логике государственного права, установить форму правления, установить форму административно-территориального устройства, полномочия органов власти и высшего носителя этой власти. В законодательной практике Конституанта должна была, по сути, утвердить лишь первый том Основных законов, предоставив дальнейшую политико-правовую деятельность будущим органам власти и управления.

После убийства великого князя Михаила Александровича, расстрела Николая II и его сына Алексея Николаевича права на возглавление Дома Романовых и, соответственно, на престол в случае восстановления монархии, перешли к потомству Александра II[21].

На сайте Электронного музея конституционной истории России «Акт» значится в перечне российских «Основных актов конституционного значения 1600—1918 гг.»[23].

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 Собрание узаконений и распоряжений Правительства (русский). — Пг.: 1917. — № 54, Отд. 1, ст. 345. — С. 534.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Карпенко К. В. Конституционно-правовые основания отречения Николая II и отказа от восприятия Верховной власти Михаила Александровича (русский) // Сайт «Русская Idea».
  3. 3,0 3,1 Батюк В. И., Галузо В. Н. О юридическом и фактическом прекращении династии «Дома Романовых» в России и роли в этом представителей «должности прокурора» (русский) // Право и государство: теория и практика. — 2012. — № 2 (86). — С. 74—79.
  4. Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX века — 1918 год). Исследования и материалы. — М.: Индрик, 2011. — С. 205. — 920 с. — 1050 экз. — ISBN 978-5-91674-077-6.
  5. Томсинов В. А. Революция 1917 года: история и современность (общетеоретические вопросы) (русский) // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. — 2017. — № 2. — С. 27—28.
  6. Таирова Н. М. К вопросу о легитимности власти Временного правительства (русский) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2 : Научный журнал. — 2007. — № 2. — С. 13. — ISSN 1812-9323.
  7. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Эпоха социализма. 1917—1920 гг.. — М., 1978. — С. 18—19.
  8. Когут М. Т. История России в мировой цивилизации: документы и материалы, 1917—1920 гг.: учебное пособие. — Омск: Омский государственный технический университет, 1999. — С. 15.
  9. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / Авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: Омский государственный технический университет, 2004. — С. 392—393.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 Монастырёв М. М. Отречение Николая II и Михаила Александровича: законность последних манифестов Романовых. [Часть 2] (русский) // Россия XXI : Научный журнал. — М.: 2014. — № 2. — ISSN 0869-8503.
  11. 11,0 11,1 11,2 Бабкин М. А. Святейший синод Православной российской церкви и свержение монархии (русский) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — 2017. — Vol. 62. — № 3. — С. 525—526. — ISSN 1812-9323.
  12. 12,0 12,1 Задорожная Е. В. Законодательный процесс в России в переходный период 1917—1918 гг. (русский) // Вестник Российского университета кооперации : Научно-теоретический журнал. — 2017. — № 3 (29). — С. 100. — ISSN 2227-4383.
  13. Бабкин М. А., 2011, с. 204, 283, 284
  14. Бабкин М. А., 2011, с. 284
  15. Кузахметов М. Как православная церковь поддержала свержение монархии (русский) // Московский комсомолец (Санкт-Петербург). — 2020. — ISSN 1562-1987.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Цветков В. Ж. Отречение Государя Императора Николая II и акт непринятия власти Великим Князем Михаилом Александровичем – события, определившие исходные позиции политико-правового статуса Белого движения (март 1917 г.) (русский) // Сайт «dk1868.ru».
  17. 17,0 17,1 Иоффе Г. З. Один шаг истории: Михаил Александрович не стал Михаилом II (русский) // Наука и жизнь : Журнал. — 2012. — № 11. — С. 2—10. — ISSN 0028-1263.
  18. Бабкин М. А., 2011, с. 204—205
  19. Рудаков В., Брусиловский Н., Вильшанская Е. Некто «Николай» (русский) // Историк : Журнал. — 2017.
  20. 20,0 20,1 Гайда Ф. А. Механизм власти Временного правительства (март—апрель 1917 г.) (русский) // Сайт «Pravo.hse.ru». — 2001. — С. 142.
  21. 21,0 21,1 Закатов А. Н. Дом Романовых о Революции Осмысление причин и следствий Революции 1917 года Российским императорским домом Романовых (русский) // Сайт «Российского императорского дома».
  22. Алексеев А., Гагкуев Р., Цветков В. Белое движение: понимание и признание. К установке в Донском монастыре мемориала белым воинам (русский) // Православное информационное агентство «Русская линия». — 2009.
  23. «Заявление великого князя Михаила Александровича об отказе от престола» на сайте «Электронного музея конституционной истории России». rusconstitution.ru. Проверено 3 марта 2020.

Литература[править]

Ссылки[править]