Асси I

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Рав Асси (Асса, Исси) Iвавилонский аморай первого поколения, 3 век[1].

Биография[править]

Современник Рава (Абба Арика), отличавшийся, подобно последнему, логической диалектикой, но уступавший ему в знании галахи[2]. Тем не менее Рав относился с большим уважением к мнениям р. Асси и в области галахи часто отказывался от собственного мнения и поступал так, как учил p. Aсси[3]. И в общежитии Рав обращался с Αсси, как с равным, и из уважения к нему не садился в его присутствии[4].

С большим уважением к Асси относился и Мар Самуил[5].

В агаде р. Асси упоминается постоянно вместе с р. Каганом и предлагает вопросы Раву[6].

Согласно талмудическому сказанию, представляющему смесь действительности и фантазии, смерть p. Aсси была ускорена огорчением по поводу следующего события. Рав перед своей смертью послал Асси к р. Шила бен-Абине с целью известить его об отказе от своего мнения по одному ритуальному вопросу. При этом Рав сказал ему: «Если он не послушает тебя, то убеди его «гарьей», גרײה‎. Асси не дослышал и полагал, что Рав сказал «гадьей», גדײה‎, что значит «произнеси над ним анафему». Между Асси и Шилой произошёл следующий разговор: Асси: «Возми обратно свое решение, основанное на мнении Рава, который от него потом отказался». Шиле: «Если бы Рав отказался от своего мнения, он бы сам мне об этом сказал». Асси ввиду упорства р. Шилы предал его анафеме. Шиле: «Разве ты не боишься огня (то есть наказания) за оскорбление учёного?»[7]. Асси: «Я — медная ступка (אסיתא‎ — намёк на его имя), не распадающаяся от огня». Шиле: «А я — железный пест, разбивающий медную ступку».

Вскоре Асси заболел и умер. Тогда Шила вследствие неприятных последствий от жалоб р. Асси приказал своей жене приготовить ему саван и вскоре действительно умер.

При одновременном погребении обоих учёных заметили, что миртовые ветви перелетали с одних носилок на другие; из этого заключили, что умершие учёные примирились[8].

Мидраш рассказывает следующее о последних минутах р. Асси: «Когда р. Асси почувствовал приближение смерти, к нему пришёл его племянник и увидел дядю плачущим. «Почему ты плачешь, учитель мой? — спросил его племянник, — разве существует такой отдел Торы, которого ты не изучил и которого ты не преподавал другим? Разве есть какое-нибудь доброе дело, которого ты не совершил бы? И не является ли самым высоким твоим достоинством твое нежелание быть судьей и вообще занимать ту или другую общественную должность?» — Р. Асси ответил племяннику: «Вот поэтому-то я и плачу, сын мой. Мне, может быть, придется дать ответ за то, что, будучи способен творить суд, я, однако, этого не делал; таким образом, ко мне может быть применено изречение Св. Писания[9]: «Царь правосудием устрояет землю, a тот, кто удаляется от нее, её разоряет»[10]. Некоторые авторы относят вышеприведенный рассказ к смерти Асси II; но заключительные слова племянника, а также указываемая самим Асси причина его тревожного настроения не согласуются с личностью Асси II, слава которого, в основном, и зиждется на его судейской деятельности[11].

Источники[править]

  1. Асси // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Санг., 36б
  3. Мег., 5а; Кидуш., 45б; Санг., 29б; Баба Батра, 62а
  4. Шаб., 146б
  5. Баба Кама, 80б и сл.
  6. Гит., 88а; ср. Echa rabba, введение, 33; Иома 10а
  7. Абот, II, 10
  8. Нидда, 36б и сл.
  9. Притчи, 29, 4
  10. Танх., Мишпатим. 2
  11. Иеруш. Шаб., I, За; Иер. Шек., VI, 50б; Иер. Сука, I, 52а; Иебам., 16б; Нед., 21б.; Иеруш. Нед., III, 37г; Иер. Гит., IX, 50г; Баба Батра, 126а; Шеб., 26а, 41а; Хул., 19а, 20а