Башкирская конфедерация

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Башкирская конфедерация

Государство
Bashkir-khaganate-map.png


Дата основания
558
Дата ликвидации
1236
Столица
Башкурт[1][2][3]
Крупнейшие города
Башкурт, Намаган, Мэрмэр, Гурхан, Каракыя[3] [4][5][6][1][2]
Площадь
прибл. 547 000 км²


Религия
ислам, тенгрианство[7][8]


Население
около 200 тыс. (башкиры, мадьяры, финно-угорские племена)
Языки
старобашкирский, древнетюркский, мадьярский



Башки́рская конфедера́ция (Аль-Башгирд, Фияфи-Башкирт, Башгирдия, Баскардия; башк. Башҡорт берләшмәһе, Başqurt birləşməhi; старобаш. باشقرد برلشمه‌هی) – древнебашкирское[9][4][10] государство, которое существовало на территории исторического Башкортостана в период с 588 по 1236 годы, граничащее с Волжской Булгарией на западе, с печенегами и в последствии с Дешт-и-Кипчаком на юге.[5][11][6]

Отношения с другими государствами[править]

Хазарский Каганат и Башкиры. В начале VII в. держава древних тюрков (тюркютов) распалась на две части – Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. В конце 50-х гг. того же столетия из состава последнего выделился Хазарский каганат. Его возглавила династия Ашина, правившая в каганатах (Тюркском, Западно- и Восточно-Тюркском), что давало право хазарским каганам претендовать на роль продолжателя традиций тюркского великодержавия. Новое государство в зените своего могущества включало в себя территорию Крыма, Северного Кавказа, Среднего Поволжья, Приаралья, Хорезма, Закавказья, а также Приднепровье, населенное восточнославянскими племенами. В 60-х гг. VII в. хазарские войска нанесли поражение своему главному противнику – объединению приазовских булгар («Великая Болгария» византийских источников), вынудив часть из них во главе с ханом Аспарухом мигрировать на Балканы, где затем возникла Дунайская Болгария. Другая группа булгар в конце VIII – начале IX в. ушла на север и образовала Волжскую Болгарию. Волжские булгары и сувары/сувазы (предки казанских татар и чувашей), а также черемисы (мари), мордва (буратасы и арису, т.е. эрзя) признали власть хазарского кагана. Что касается башкир, то они также были втянуты в орбиту влияния нового гегемона Восточной Европы. Персидский историк XI в. ‘Абд-ал-Хайй ал-Гардизи в своем сочинении «Зайн ал-ахбар» («Украшение известий») писал: «…Башджурт был одним из хазарских вельмож и жил между владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников». Хазарский каган приказал Башджурту выступить против правителя енисейских кыргызов, однако последний «послал человека к Башджурту, заключил с ним дружбу и этим усилился; после этого он произвел нападение на гузов, многих из них убил, многих взял в плен и собрал много денег». Данный рассказ основан на сведениях раннего мусульманского писателя VIII в., перса по происхождению, известного как Ибн ал-Мукаффа‘ (казнен в 757 г.), о чем собственноручно писал сам ал-Гардизи.

Башкиры, Государство печенегов и огузов. Политическую ситуацию в тюркских степях, описанную в сочинении ал-Гардизи, Карой Цегледи датировал серединой VIII века. В 744 г. на месте павшего II Восточно-Тюркского каганата возник Уйгурский каганат, объединивший под своей эгидой, в первую очередь, огузские племена, которые обитали на территории современной Монголии. Его падение, последовавшее в 847 году под ударами енисейских кыргызов, ознаменовало дезинтеграцию степного пояса Евразии. Титул кагана решил примерить на себя карлукский ябгу, поскольку находился в родстве с тюркской династией Ашина. Арабский историк X в. ал-Мас‘уди писал, что царь карлуков является «каганом каганов», поскольку его род идет от «Фрасиаба ат-Турки, победившего царя персов», а по другой линии от «Шана», т.е. династии Ашина. Каганат, основанный племенами карлук, ягма, чигиль и др., известен в историографии под названием государства Караханидов. Вскоре примеру карлуков последовали и кимаки, обитавшие в Прииртышье. Их правитель также провозгласил себя каганом. Б. Е. Кумеков полагает, что Кимакский каганат образовался в конце IX – начале X века. Анонимный автор географического трактат «Худуд ал-‘Алам» (X в.) в отдельном параграфе «Слово о стране ал-Кимак и ее городах» привел следующую информацию: «Что касается царя ал-Кимак, то он именуется ал-хакан. У него одиннадцать правителей в стране ал-Кимак, и власть передается потомкам этих правителей по наследству. В стране ал-Хифчак, являющейся областью [страны] ал-Кимак, нравы жителей в чем-то схожи с нравами ал-Гуз…». Упомянутая страна ал-Гуз соответствовала объединению огузов, которое вобрало в себя огузские племена, вышедшие из недр Уйгурского каганата, а также огузов Средней Азии. В верховьях Сырдарьи они составили новый племенной союз. Главой огузской кочевой державы был ябгу. Таким образом, в IX веке на востоке Средней Азии, в Семиречье и Южной Сибири образовались три новые державы – Караханидский и Кимакский каганаты, держава огузских ябгу.

История[править]

Самый ранний источник, дающий географическое описание территории государства Башкир, книга Махмуда аль-Кашгари "Диван лугат ат-турк", содержит карту с нанесенным на карту регионом под названием «Фияфи Башкирт» (башкирские степи). Несмотря на отсутствие значительных географических подробностей, на эскизной карте действительно указано, что башкиры населяли территорию, граничащую с Каспийским морем и долиной Волги на западе, Уральскими горами на северо-западе и долиной Иртыша на востоке, что дает приблизительный очерк местности.[12]

Ибн Руста, известный восточный ученый-энцеклопедист, описывал башкиров как независимый народ, занимающий территории по обе стороны горного хребта Урал между Волгой, Камой, Тоболом и выше по течению реки Яик.[13]

Ибн Фадлан, Джованни дель Карпине, Вильгельм из Рубрука – известные историки, которые описывали жизнь народов Восточной Европы и Азии, а так же башкирская генерлогия утверждают, что у башкир было свое независимое государство. Эти историки описывают башкирских правителей, которые правили своим народом и имели свою армию. Они также упоминают о том, что башкиры имели свою культуру, язык и традиции, которые отличали их от других народов. [14][15]

Видный американский ученый, тюрколог Питер Голден после изучения древнего общественного устройства башкир сказал о них:

«Это государство можно даже назвать империей, по крайней мере, с признаками империи, потому что по занимаемой территории, по могуществу населяющего его народа оно полностью соответствует такому определению»

Древние башкирские города использовались в основном как кишлак, то есть место, где проживают зимой. Весной те из башкир, кто вел скотоводческое хозяйство, выезжал на джайляу — «летовку», где проводил все лето и осень. Аналогичная традиция существовала и в соседней Волжской Булгарии. Об этом свидетельствуют авторы тех времен (ал-Балхи в произведении «Ашкал ал-билад», ал-Истахри в книге «Китаб масалик ал-мамалик» и др.)

И. Руденко считает, что в 1236 г башкирское государство было полностью завоёвано монгольской империей. Так же отчет монаха Джулиана гласит о том, что:

«Война между монголами и башкирами продолжалась 14 лет... Башкиры выиграли множество сражений и, в конце концов, заключили договор о дружбе и сотрудничестве, после чего монголы заключили союз с башкирами для дальнейших завоеваний»

В этой связи важно привести мнение Германа Федорова-Давыдова, который был выдающимся историком Золотой Орды:

«Говоря о том факте, что у башкир был свой собственный хан, правящий ими, он указал, что это была особая привилегия, предоставленная башкирам, поскольку они добровольно приняли монгольское правление; обычно монголы никогда бы не оставили в живых прежних правителей народов, которые они завоевали силой»

Сведения о стране башкир Аль-Идриси получил из известных в то время источников – книг арабских путешественников. Подобные сведения о существовании страны башкир проникают в арабский мир задолго до времен Аль-Идриси: имеются источники, где сообщается о миссионерской деятельности сахаба пророка Мухаммеда среди булгар и башки в VIII веке, еще при его жизни. В средневековых арабских источниках также упоминаются некоторые мамлюки из башкир, которые в Арабском халифате добились признания высших властей и занимали большие воинские должности. Одним из египетских эмиров был мамлюк Гилмитдин Санжар-аль-Башкурди.

Армия[править]

В первой половине X века, предводитель башкир – Башкурт, с двумя тысячами всадников служил в армии Хазарского каганата на границе с Кимакским каганатом. Снаряжение воинов-башкир состояло из пики или копья, сабли, лука и колчана со стрелами, кистеня, щитов различной формы, а позднее — огнестрельного оружия. Некоторые воины надевали перед боем латы и кольчуги. Башкирское войско подразделялось на тысячи, сотни, пятидесятки и десятки, во главе каждого из которых стояли командиры. Военная тактика башкир отличалась главенствующей ролью конницы и постепенно развивалась в постоянных столкновениях с соседями-кочевниками. Так же и Аль-Истахри, И. Гардизи описывая башкир, пишут, что у этого народа есть до двух тысяч конных воинов.[16]

Административное устройство[править]

Столица – город Башкурт[1][2][3]

Другие крупные города – Намаган, Мэрмэр, Гурхан, Каракыя.[4][5][17]

Правители[править]

Хан

  • Башкурт (IX вв.)[18]
  • Баба-Тукляс (XI вв.)[19]
  • Тырма (XI вв.)[19]
  • Казанчи (XI вв.)[19]
  • Ишлам-кыя (XII вв.)[19]
  • Кара-кыя (XII вв.)[19]
  • Кутлуг-кыя (XII вв.)[19]
  • Туксаба (XII вв.)[20]

Бий

  • Уйшин-Майкы (1210-1220)[21]
  • Муйтен (1220-1230)[22]
  • Алчак (1220-1230)[21]
  • Шакмаклы (прим. 1230)[23]
  • Булгаир (1230-1240)[21]
  • Буреке (1240-1250)[24]
  • Яруке (1250-1260)[25]
  • Мангыт (1250-1260)[26]
  • Карача-Карагазиз (1250-1270)[21]
  • Ахметшейх (1270-1290)[21]
  • Абдал (XIV вв.)[21]
  • Чулман (XIV вв.)[21]
  • Кулман (XIV вв.)[21]
  • Дюрмен (XIV вв.)[21]
  • Худайгул (XV вв.)[21]
  • Худаяр (1510-1520)[21]
  • Давлетъяр (1520-1530)[21]

Хан (Башкирский улус)

  • Даут (XIV-XV вв.)[28]
  • Килик (XIV-XV вв.)[29]
  • Тугыш (XIV-XV вв.)[30]
  • Байджура (XV-XVI вв.)[31]

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 «Mercator and Hondius (loth Ed., 1630) and N. Sanson (1650) show Jorman on the south of the Kama R., Pascherti in the position of Ufa, the present head-quarter of the Bashkirs, Sagatin (= Fachatim of the text) at the head of the Ufa River, Marmorea on the Bielaya south of Ufa». — Cathay and the Way Thither: Being a Collection of Medieval Notices of China, Chʻeng-wen Publishing Company, 1967. Henri Cordier
  2. 2,0 2,1 2,2 Документы и материалы по ИБН (с древнейших времен до сер. XVI в.). – Уфа, 2012. – 340 с. (Т.1,2). Страница 198.
  3. 3,0 3,1 3,2 Антонов И. В. Башкиры по данным ал-Идриси // Ватандаш. — 2008. — № 4. — ISSN 1683-3554. Архивировано 7 мая 2017 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Фазлаллах Рашид-ад-дин. Огуз-наме. Баку, 1987. С. 68, 69.
  5. 5,0 5,1 5,2 Белавин А. М., Крыласова Н. Б., Данич А. В. Венгерские (мадьярские) черты погребального обряда средневековых могильников Предуралья Архивная копия от 23 января 2022 на Wayback Machine // Археология евразийских степей. № 6. 2018
  6. 6,0 6,1 Антонов Игорь Владимирович Ал-Идриси о башкирах и стране башкир // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. № 4 (30). стр 272—281.
  7. Тоган Валиди А. История башкир / Перевод с турецк. и вступ. ст. А.М. Юлдашбаева. Уфа: Китап, 2010. - С. 28.
  8. В Миякинском районе установили мемориал сподвижникам пророка Мухаммада. ИА «Башинформ» (17 июня 2011). Дата обращения: 29 марта 2019. Архивировано 9 августа 2016 года.
  9. Антонов И. В. Башкиры и Башкирия по данным ал-Идриси // Ватандаш. — 2008. — № 4. — ISSN 1683-3554
  10. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., «Наука», 1974 г. стр 457—458.
  11. Данич А. В. Исследования Баяновского могильника Архивная копия от 23 января 2022 на Wayback Machine // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции, 2016
  12. Иван Иванович Умняков|Умняков И. И, "Самая старая турецкая карта мира". Труды Самаркандского государственного педагогического института. 1940. Т.1, вып.1. с. 103—131.
  13. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа - 1978.
  14. Giovanni da Pian del Carpine. История монголов, которых мы называем татарами (1247).
  15. Путешествие Вильгельма Рубрука в Восточные районы (Лондон, 1900, ISBN 0-8115-0327-5)
  16. Тоган Валиди А. История башкир / Перевод с турецк. и вступ. ст. А.М. Юлдашбаева. Уфа: Китап, 2010.
  17. Антонов Игорь Владимирович Ал-Идриси о башкирах и стране башкир // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. № 4 (30). стр 272—281.
  18. Бартольд В. В. Соч. VIII в. М., 1973. С 46, 47.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 Башкирские шежере. Уфа, 1985. С. 54-60.
  20. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Р. Г. Кузеев. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграф- Сервис, 2010. — 560 с.: ил.
  21. 21,00 21,01 21,02 21,03 21,04 21,05 21,06 21,07 21,08 21,09 21,10 21,11 Башкирские шежере. Уфа, 1985. С. 164, 165; Башкирские родословные. Уфа, 2002. С. 391-393.
  22. Хусаинов Г. Б. Духовный мир башкирского народа. Уфа, 2003. С. 45.; Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв., о татарах и Восточной Европе // Исторический архив III. М., 1941. С. 81.
  23. Хусаинов Г. Б. Духовный мир башкирского народа. Уфа, 2003. С. 45.
  24. Хусаинов Г. Б. Духовный мир башкирского народа. Уфа, 2003. С. 45.; Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. П. М.; Л., 1966. С. 229.
  25. Хусаинов Г. Б. Указ. соч. С. 45.
  26. Хусаинов Г. Б. Указ. соч. С. 45.; Рашид-ад-Дин. Указ. соч. С. 229.
  27. (1320-1330) Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв., о татарах и Восточной Европе // Исторический архив III. М., 1941. С. 92-94.
  28. Вельяминов-Зернов В. В. Памятник с арабо-татарской надписью в Башкирии//Труды Восточного Отделения императорского археологического общества. Ч. IV. СПб., 1852. С. 267, 268.
  29. Вельяминов-Зернов В. В. Памятник с арабо-татарской надписью в Башкирии // Труды Восточного Отделения императорского археологического общества. Ч. IV. СПб., 1852. С. 267, 268.
  30. Вельяминов-Зернов В. В. Памятник с арабо-татарской надписью в Башкирии // Труды Восточного Отделения императорского археологического общества. Ч. IV. СПб., 1852. С. 267, 268.
  31. Березин И. Булгар на Волге // Ученые записки Казанского Университета. Ки. III. 1852. С. 150.