Белая стая

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Белая стая

Литературное произведение
«Белая стая», первое издание, 1917 год








«Бе́лая ста́я» — третий сборник стихотворений Анны Ахматовой, впервые опубликованный в 1917 году издательством «Гиперборей». Включает произведения, написанные с 1913 по 1917 год.

История[править]

Для Анны Ахматовой время, когда создавались основные произведения сборника (1914—1916 годы) было переломным. Первая мировая война и связанные с ней перемены изменили мировоззрение молодой поэтессы и представление о своём месте в мире[1].

Книга была опубликована в начале сентября 1917 года в издательстве «Гиперборей» (тираж 2 тыс. экземпляров)[2]. Первое издание книги было быстро распродано. Второе издание книги вышло в 1918 году (издательство «Прометей»). В феврале 1922 года года вышло третье издание (издательство «Алконост»), в 1923 году — четвёртое, в Петербурге и Берлине[3].

Смысл названия[править]

Белый цвет — символ чистоты, слово «стая» (стая птиц) отражает устремлённость ввысь. Кроме того, название ассоциировано со строкой одного из стихотворений, входящих в сборник: «И стихов моих белая стая»[4].

Состав сборника[править]

Пять разделов сборника включают 83 произведения: стихотворения в четырёх разделах и поэму «У самого моря» в пятом.

Художественные особенности[править]

Литературовед Ирина Ерохина рассматривает сборник как единый текст, в котором представлен миф о духовном пути поэта, движение от женского и языческого сознания к христианскому и общечеловеческому. Если в начале пути лирическая героиня предстаёт прежде всего как женщина, то в конце она поэт, и именно эта её ипостась определяет её судьбу, наделяет даром прозрения и вместе с тем обрекает на жертвенный путь служения. При этом помещённую в последнем разделе книги поэму «У самого моря» Ерохина рассматривает как вынесенную в эпилог предысторию, самое начало мифа о поэте[1]. О сборнике как о художественном целом, подобном лирическому циклу, имеющему свою архитектонику и композицию, говорили также Татьяна Дорофеева[5], Сергей Хомяков[4] и Елена Верхоломова[6].

Михаил Кралин говорил, что в «Белой стае» сознание лирической героини впервые «подключается к народному сознанию», перестаёт быть индивидуалистичным. Лирическое сознание в сборнике полифонично, оно звучит подобно хору. Не случайно первое стихотворение подобно хоровому зачину, и место лирического «я» в нём занимает хоровое «мы»[7]:

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так что сделался каждый день
Поминальным днём, —
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.

Здесь Ахматова говорит о днях войны, воспринятой как горе всего народа. Поэтому на первый план выступает духовное единение народа, обретающего вследствие многих потерь великое духовное богатство. Образы нищих и хора нищих прежде уже возникали в лирике Ахматовой, но здесь голосами этого хора стали все современники поэта, независимо от их положения на социальной лестнице[7]. Хотя и в этой книге есть стихотворения о любви, но даже в них взгляд автора становится иным, освобождённым от суетности индивидуализма. Внутренний монолог лирической героини часто переходит в беседу с хором жителей города, ставшего для неё родным, — Петербурга. Образ поэта в книге связан с образом этого города[7]:

Был блаженной моей колыбелью
Тёмный город у грозной реки
И торжественной брачной постелью,
Над которой держали венки
Молодые твои серафимы, —
Город, горькой любовью любимый.

Иногда после хорового «мы» в стихотворении возникает «я» — голос поэта отделяется от народного хора, но выступает его представителем[7].

С большей силой, чем в первых двух сборниках, в «Белой стае» звучат религиозные мотивы. По словам Виктора Жирмунского, «бытовая религиозность этих стихотворений делала их в то время созвучными переживаниям простого человека из народа, от имени которого говорит поэт»[8]. Ещё одна значимая для сборника тема — тема материнства. Это и собственное материнство, и горе матерей, потерявших своих детей на войне, и готовность лирической героини принести в жертву «и ребёнка, и друга, и таинственный песенный дар», лишь бы отвести беду от России[7].

Меняется в «Белой стае» и взаимосвязь между темами любви и творчества. Причём, если в «предыстории» — поэме «У самого моря» — творчество (песня) рассматривается лишь как средство обретения любви (героиня сочиняет песню, чтобы «приманить» царевича)[1], то в первой части книги, в стихотворении «Я улыбаться перестала…» конец любви становится началом песни[5]:

Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

В четвёртой части книги любовь становится духовной и общечеловеческой, царящей надо всем миром[5].

Разворот первого издания
«Белая стая», обложка

Отзывы современников[править]

Многие критики восприняли сборник как новый этап творчества Ахматовой, указывали на отличие «Белой стаи» от первых двух сборников (первая книга Ахматовой «Вечер» вышла в 1912 году, следующая — «Чётки» — в 1914)[7][1].

Осип Мандельштам в 1916 году писал о новых стихах Ахматовой, позже вошедших в сборник, как о переходе к «религиозной простоте и торжественности»[1].

Виктор Жирмунский в рецензии, опубликованной в газете «Наш век», отмечал, что в новой книге Ахматовой «окончательно завершается поворот новейшей русской поэзии от романтической лирики символистов к классическим канонам высокого и строгого искусства Пушкина»[9][10].

Писатель и литературовед Александр Слонимский утверждал, что авторское мировосприятие в третьем сборнике стало глубже, поскольку в нём духовное начало преобладает над чувственным, «женственным»[7][11].

Критик Константин Мочульский писал, что внимание поэта к событиям, происходящим в стране в период написания этих стихотворений (1914—1917 годы) обусловило «резкий перелом» в её творчестве. Интимные переживания и изменчивые настроения остаются в стороне, голос поэта перестаёт быть изысканным, становится сильнее и строже. В стихах возникает образ Родины, слышится отдалённый гул войны и шёпот молитвы[7][12].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Ерохина, 2010
  2. Черных, 2008, с. 124—125
  3. Черных, 2008, с. 130, 157, 160, 168
  4. 4,0 4,1 Хомяков, 2020
  5. 5,0 5,1 5,2 Дорофеева, 2010
  6. Верхоломова, 2010
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Кралин М. М. «Хоровое начало» в книге Ахматовой «Белая стая» // Русская литература. — 1989. — № 3. — С. 97—108.
  8. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л., 1973. — С. 47.
  9. Черных, 2008, с. 127—128
  10. Жирмунский В. М.. О «Белой Стае». Проверено 30 сентября 2024.
  11. Слонимский А. «Белая стая» // Вестник Европы. — 1917. — № 12. — С. 405—407.
  12. Мочульский К. Анна Ахматова. «Anno Domini» // Современные записки. — Париж: 1922. — № 10. — С. 386.

Литература[править]

Ссылки[править]

Шаблон:Анна Ахматова

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Белая стая», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».