Екатерина Дмитриевна Прокофьева

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие однофамильцы Боровкова

Екатерина Дмитриевна Прокофьева

Prokofieva-Ekaterina.jpg
Имя при рождении
Екатерина Дмитриевна Боровкова


Дата рождения
21 ноября 1902 года
Место рождения
Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти
18 апреля 1978 года
Место смерти
Ленинград, РСФСР, СССР



Род деятельности
этнограф, лингвист, переводчик




Мать
Елена Ивановна Боровкова
Супруг
Георгий Николаевич Прокофьев
Дети
Елена, Борис, Анна, Инга, Александр, Андрей


Награды и премии

Медаль «За оборону Ленинграда» Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Медаль «В память 250-летия Ленинграда»


Екатерина Дмитриевна Прокофьева (урожд. Боровкова; 8 [21] ноября 1902, Санкт-Петербург — 18 апреля 1978, Ленинград) — этнограф, лингвист, создатель письменности селькупского языка.

Биография[править]

Ранние годы[править]

Родилась в семье разночинцев — служащего и медсестры. Училась в 3-классном городском училище, в 1919 году окончила гимназию[1].

В 1919—1924 годах работала помощником библиографа в Гидрологическом институте.

Путь в науку[править]

Летом 1920 и 1921 гг. участвовала в Олонецкой научной экспедиции в качестве научно-технического сотрудника, занималась сбором ботанических, энтомологических и геологических материалов, производила метеонаблюдения и т. д. С 1921 года одновременно училась на этнографическом отделении Географического института у В. Г. Богораза и Л. Я. Штернберга[1].

С 1925 года, окончив институт как этнограф-лингвист, специалист по селькупам и селькупскому языку, но не защитив диплома, с семьёй жила в Туруханском крае (Янов Стан), работала учителем в туземной школе[1]. Н. И. Гаген-Торн точно охарактеризовала работу Прокофьевых в Яновом Стане: «Георгий Николаевич методически записывает. Катя смотрит и слушает». И она же отметила: «Оказалось — это была не "семья, сопровождавшая ученого", а второй наблюдательный и трудолюбивый этнограф»[2].

В 1928—1929 годах — в Ленинграде, работала в Институте народов Севера.

В 1929—1931 годах жила на культбазе Хоседа-Хард (Ненецкий АО), где работала помощником краеведа, заведовала пунктом по ликвидации неграмотности, детдомом[1].

В 1931—1938 годах работала младшим научным сотрудником в Институте народов Севера, одновременно (1934—1936) преподавала селькупский язык в Ленинградском университете и Педагогическом институте им. Герцена[1].

В 1932–1933 гг. Прокофьева участвовала в длительных экспедициях в Нарым, во время которых в совершенстве овладела селькупским языком[3].

С 1932 г. она начала работать над составлением алфавита и переводить литературу для селькупов. В том же году она создала селькупский букварь, в 1933 и 1934 гг. – учебники арифметики соответственно для 1 и 2 годов обучения, в 1935 и 1936 гг. – книги для чтения на селькупском языке для 1 и 2 годов обучения, в 1937 г. – букварь для селькупских школ на русском языке и т. д[1].

В 1930-е годы Е.Д. Прокофьева подготовила к печати монографию по селькупскому фольклору, которая, к сожалению, пропала в годы блокады (сохранились только отдельные главы). Екатерина Дмитриевна принимала деятельное участие в научной работе мужа, подготавливая к печати собранные у селькупов этнографические и лингвистические материалы[1].

С 1938-го по 1942 год Екатерина Дмитриевна не работала по семейным обстоятельствам, только ассистируя Георгию Николаевичу, который в этот период был загружен очень сильно[2].

Военные лишения[править]

В 1941 году, с началом блокады, оставшиеся в окруженном городе Прокофьевы испытали все её тяготы. Георгий Николаевич умер от голода в январе 1942 г., той же зимой умер старший, четырнадцатилетний сын Борис. В марте 1942 года Екатерина Дмитриевна родила сына Андрея, но он прожил всего месяц[3].

В апреле 1942 г. истощённую Екатерину Дмитриевну и уцелевших детей эвакуировали по Дороге жизни, по пути их караван машин был атакован немецкими самолетами. Осколками порвало пальто на Инге и оторвало кусок валенка у Ани. Затем нападению «Юнкерсов» подвергся железнодорожный состав, на котором ехали Прокофьевы, Екатерина Дмитриевна едва успела вытолкать детей из горящего вагона[3].

По прибытии в Казань Прокофьева сначала работала на авиационном заводе, дети находились в детском доме в Тетюшах. Затем Екатерина Дмитриевна устроилась в Институт этнографии и по совместительству — в Центральный местком АН СССР. В 1944 году она вернулась в Ленинград и поступила на завод, где изготавливала корпуса телефонов, ежедневно перевыполняя производственную норму. С завода в декабре 1944 года она ушла в сектор этнографии народов Сибири Института этнографии АН СССР на должность младшего научного сотрудника, проработав до выхода на пенсию (15 мая 1964)[3].

Дом на Поклонной горе на окраине лесопарка Сосновка, где в Стандартном поселке до войны проживали Прокофьевы, был разобран в блокадную зиму на дрова. Сначала семья разместилась в квартире матери Екатерины Дмитриевны в полуразрушенном бомбежкой доме на Петроградской стороне. Когда из эвакуации вернулся брат Екатерины Дмитриевны, Прокофьевых приютил археолог и этнограф А. П. Окладников, в коммунальной квартире которого Екатерине Дмитриевне с детьми отгородили для проживания кусок коридора[3].

Кризис здоровья[править]

В 1946 г. новая трагедия постигла семью: во время родов умерла дочь Лена, прошедшая всю войну снайпером. Пережитые потрясения подорвали здоровье Екатерины Дмитриевны: у неё открылся туберкулёз в открытой форме. Болезнь удалось преодолеть после длительного лечения[3].

Новые экспедиции[править]

Оправившись от болезни, Е. Д. Прокофьева вновь обращается к работе. В 1949 г. выходит её монография «Селькупский фольклор», одобренная Ленинградским и Московским отделениями Института как кандидатская диссертация. Однако Е. Д. Прокофьева отказалась защищаться, посчитав диссертацию незавершённой[3]. По данным А. Омельчука, в период подготовки к защите «кто-то вспомнил, что соискательница-то не дипломирована»: она уехала с мужем в Янов Стан, не закончив вузовского курса. При этом было признано, что «к тому времени Екатерина Дмитриевна уже была одним из ведущих исследователей-селькуповедов»[2].

В 1952, 1953 и 1955 гг. Прокофьева участвовала в Саяно-Алтайской экспедиции, возглавляемой доктором исторических наук, лауреатом Сталинской премии, руководителем Ленинградской части Института Этнографии АН СССР, заведующим сектором этнографии народов Сибири Леонидом Павловичем Потаповым. В последней экспедиции мать сопровождала двадцатилетняя дочь Аня в качестве фотографа. Экспедиции проходили в трудных условиях и сопровождались долгими переходами на лошадях и оленях, сплавом по Енисею на плоту. В осенне-зимнюю поездку 1953 г. Прокофьева возглавила небольшой отряд, состоявший из археолога А. Д. Грача, фотографа и этнографа А. В. Маторина и работника Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории В. Ч. Очура. Эта экспедиция определила дальнейшую судьбу "русского сына тувинского народа" Александра Даниловича Грача[3].

18 апреля 1978 года скоропостижно скончалась от сердечного приступа в Ленинграде. Похоронена на Серафимовском мемориальном кладбище.

Общественная деятельность[править]

В мае 1952 года вступила в КПСС, избиралась членом месткома и партбюро института, депутатом Василеостровского районного Совета депутатов трудящихся Ленинграда (1950, 1953)[1].

Семья[править]

Муж — Георгий Николаевич Прокофьев (1897—1942), лингвист, этнограф.

  • дети — Елена (1924, Ленинград), Борис (1927, Янов Стан)[2], Анна, Инга, Александр, Андрей.

Прокофьевы жили в одном из первых кооперативных посёлков Ленинграда — «Стандарт» на Поклонной горе. Во время Великой Отечественной войны их дом был разобран на дрова, многие труды пропали. Когда в эвакуированном в Ташкент Институте этнографии узнали об этом, в Ленинград 11 марта 1943 г. была отправлена телеграмма: «Срочно выясните райсовете судьбу архива Прокофьева дом снесен Абрамзон». К сожалению, архив Г.Н. Прокофьева погиб[4].

Научная деятельность[править]

Культура селькупов[править]

Собирала материал по языку и традиционной культуре селькупов в многочисленных экспедициях[1]:

В 1930-е годы составляла и переводила на селькупский язык учебники для начальной школы (1932 — селькупский букварь; 1933—1934 — учебники арифметики для 1 и 2 годов обучения; 1935—1936 — книги для чтения на селькупском языке для 1 и 2 годов обучения, 1937 — букварь для селькупских школ на русском языке); подготовила к печати монографию по селькупскому фольклору[1].

Тувиноведение[править]

Полевые наблюдения во время трёх экспедиций в Туву воплотились в статье Е. Д. Прокофьевой «Некоторые этнографические данные о тувинцах западных районов Тувинской автономной области»[3].

Затем Екатерина Дмитриевна подготовила фундаментальную монографию «Процесс национальной консолидации тувинцев», которая была издана только в 2011 году объёмом 44 печатных листа. Замалчивание научных достижений Прокофьевых произошло благодаря её непосредственному начальнику — Л. П. Потапову, который предложил её прекратить изучение Тувы и вернуться к исследованиям селькупов. Этот крупный и многогранный ученый, но властный, честолюбивый и эгоцентричный человек, вероятно, не желал делить славу «первооткрывателя» с сотрудницей. «Забыл» о работе Е. Д. Прокофьевой по этногенезу тувинцев и другой её коллега, знаток тувинской этнографии, выдающийся специалист по оленеводам-тоджинцам — С.И. Вайнштейн[3].

Только в 2004 г. статье Л. В. Хомич о Е. Д. Прокофьевой вспомнили как о тувиноведе. Через год В. П. Дьяконова при описании экспедиций Л. П. Потапова отметила громадный вклад Е. Д. Прокофьевой в изучение этнографии тувинцев и выразила сожаление, что ее монография остается неизданной[3].

Только в 2011 г. Музей этнографии и антропологии РАН подготовил к изданию и выпустил книгу «Процесс национальной консолидации тувинцев», снабжённый редкими архивными фотографиями и рисунками[3].

Завершающие работы[править]

В 1960 году Прокофьева систематизировала сохранившиеся материалы мужа и передала их в архив Института этнографии[2]. В 1950—1970-е годы опубликовала ряд работ по этнографии селькупов, ненцев и тувинцев[⇨].

Выйдя на пенсию, продолжала готовить монографию о селькупах, работала над селькупско-русским словарём; эти труды не были опубликованы при жизни[3].

Избранные труды[править]

Основной источник: Электронные каталоги РНБ
  • Прокофьева Е. Д. Букварь : [для подготовит. кл. селькуп. нач. шк.]. — М. ; Л : Учпедгиз, 1953. — 162 с. — 500 экз.
  • Прокофьева Е. Д. Книга для чтения : перевод с селькупского языка [Обратный]. — Ч. 2: Для 2 класса начальной школы. — М.; Л.: Гос. учеб.-педаг. изд-во, 1935. — 79 с. — (В помощь учителю селькупской школы)
  • Прокофьева Е. Д. Процесс национальной консолидации тувинцев = The process of national consolidation of the tuvans / [авт. предисл. и очерка о Е. Д. Прокофьевой В. А. Кисель; примеч. и коммент.: В. А. Кисель и В. Н. Томба]. — СПб.: Наука, 2011. — 537 с. — (Серия КА «Кунсткамера — Архив» / ред. совет.: Е. А. Резван (пред.) [и др.]; т. 4). — 300 экз. — ISBN 978-5-038280-0
  • Прокофьева Е. Д. Toqьltьptæt cātь toqьltьptsātьl' nəkьrьl laka (II pelæktь) : Учебник для второго класса нач. школы на селькуп. яз. — М.; Л., 1935. — 104 с.
переводы
  • Жулев П. Н. Книга для чтения / пер. с селькупск. яз. Е. Д. Прокофьевой. — М.; Л.: Гос. учеб.-педаг. изд-во, 1934. — Ч. 1. — 30 с.
  • Жулев П. Н. Toqьltьptæt cātь toqьltьptsātьl' nəkьrьl laka (posukol' pelæktь) = Книга для чтения на селькупском языке: первый год обучения / Пер. на сельк. Е. Д. Прокофьевой. — Л., 1934. — 76 с.

См. также: Основные печатные работы Е. Д. Прокофьевой

Награды[править]

Память[править]

Наследие Е. Д. Прокофьевой (полевые дневники, многочисленные статьи, заметки, материалы и, словарь.) находится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН[1].

Е. Д. Прокофьева упоминается в книге А. К. Омельчука «Рыцари Севера» и в фильме Е. М. Талеевой «Долг души, память сердца»[5].

Источники[править]

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Прокофьева Екатерина Дмитриевна. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (2018).
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Степанова Ольга Борисовна СЕЛЬКУПСКОЕ ПОЛЕ 1925-1928 ГГ. В СУДЬБЕ Г. Н. И Е. Д. ПРОКОФЬЕВЫХ: ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОКОЛЛЕКЦИИ МАЭ // Кунсткамера. 2021. №2 (12). https://cyberleninka.ru/article/n/selkupskoe-pole-1925-1928-gg-v-sudbe-g-n-i-e-d-prokofievyh-po-materialam-fotokollektsii-mae (дата обращения: 21.04.2023).
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 Кисель Владимир Антониевич Тува в судьбе этнографа Е. Д. Прокофьевой. НИТ №2, 2012. Тува вчера, сегодня, завтра (2012-05-31).
  4. Прокофьев Георгий Николаевич. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (2018).
  5. Фильм «Долг души и память сердца» окружной телерадиокомпании «Ямал-Регион» — о Г. Н. Прокофьеве, был показан на конференции «Ненецкая письменность и развитие национальных традиций народа» (Нарьян-Мар, 2003) (см.: Елена Михайловна Талеева. Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова. Проверено 24 марта 2016.)

Литература[править]

Ссылки[править]


Runi.svg Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Руниверсалис» («Руни», руни.рф), называющаяся «Прокофьева, Екатерина Дмитриевна».
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.
Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».
Wikipedia-logo-v2-ru.svg Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Русская Википедия» под названием «Прокофьева, Екатерина Дмитриевна», находящаяся по адресу:

«https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокофьева,_Екатерина_Дмитриевна»

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.