Исаак Симхович Лурье
Исаак Симхович Лурье
- Дата рождения
- 1874
- Место рождения
- Новгород
- Дата смерти
- 1938
- Место смерти
- Самарканд?
Исаак Симхович Лурье — советский еврейский этнограф, библиотекарь и архивист, исследователь культуры среднеазиатских евреев[1].
Видный представитель Петербургской школы иудаики, которая сформировалась в 1890-е годы. В 1927 организовал Музей быта туземного еврейства в Еврейской слободке в Самарканде. В 1931 музей преобразован в туземно-еврейский отдел Самаркандского музея, Лурье вскоре был уволен, а во 2-й половине 1930-х арестован и расстрелян.
Биография[править]
Ранние годы[править]
Родился в 1874 году в Новгороде (в некоторых источниках, будто бы в Самарканде). Его отец, преуспевающий витебский купец, дал сыну блестящее домашнее образование.
В 1902—1905 годахучился в университете в Париже, в 1908—1911 годах — на Курсах востоковедения (высшее еврейское учебное заведение) в Петербурге. Так как Курсы не давали права на проживание в столице, Лурье приписался к ремесленной управе как портной, а позже — как наборщик. Лишь в 1918 году Лурье смог поступить вольнослушателем на факультет восточных языков Петроградского университета, а в 1919—1921 годах учился в Географическом институте в Петрограде.
Карьера и учёная деятельность[править]
- До революции
В годы учебы на Курсах востоковедения заведовал библиотекой Курсов, в 1911 году представлял её на 1-м всероссийском библиотечном съезде. Затем Лурье доверили заведование библиотеками ОПЕ (1915–1917) и Еврейского историко-этнографического общества (ЕИЭО; 1913–1921). Лурье пытался внедрить в еврейские библиотеки российской провинции проект книгообмена между городами; этому проекту посвящен ряд его статей в специальных изданиях.
Стал одним из учредителей Еврейского историко-этнографического общества, выполнял обязанности секретаря редакции «Еврейская старина», а по мере создания Обществом архива и музея стал их хранителем. Его подвижническую работу в Обществе высоко ценил Семён Маркович Дубнов.
В 1913 году участвовал в разработке программы опроса для этнографической экспедиции С. Ан-ского. Летом того же года он совершил поездку в Эрец-Исраэль для самостоятельного сбора этнографических и фольклорных материалов. Собранные Лурье бытовые и ритуальные предметы, записи песен фалаша, а также около ста фонографических валиков с записями песен йеменских, персидских и сирийских евреев передал в музей Общества.
Вместе с несколькими другими учениками Ан-ского, Лурье участвовал в разработке всеобъемлющей «Еврейской этнографической программы», предназначенной для организации этнографической работы в самых широких масштабах. Первая часть этой программы-анкеты, вышедшая в 1914 году, включала 2087 вопросов, касавшихся традиционной жизни еврея на всем ее протяжении, местных обычаев, преданий и обрядов.
Принимал активное участие в создании Петроградского еврейского музея. С. Анс-кий не имел права на жительство в Петрограде, поэтому Исаак Лурье фактически взял на себя роль хранителя музея. В переписке Ан-ский отзывался о Лурье как о своей «правой руке». Музей был открыт для посетителей весной 1917 года, но уже в сентябре, в связи с бурными революционными событиями и анархией, музей закрывается.
- При Советской власти
Произвёл научное описание хранящихся в Императорской публичной библиотеке рукописей из собрания главы Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина, а также подготовил к печати документы из библиотечных хранилищ: акты о подчинении караимских общин Литвы в 16–17 веков налогообложению Литовского Ва‘ада (опубликованы в журнале «Хе-‘Авар», Петроград, № 1, 1918), протоколы заседаний еврейского суда в Фостате (Каир, 1156), собрание респонсов вавилонских гаонов (последние два документа не были опубликованы из-за гонений на иврит при Советской власти).
Принял участие в этнографической экспедиции по изучению туземцев-евреев Туркестана и Бухары. Эта экспедиция формально подчинялась Географическому институту в Петрограде (май–июнь 1921 года), Наркомпросу РСФСР (август–октябрь 1921 года), Еврейскому историко-этнографическому обществу и Музею антропологии и этнографии Российской академии наук (ноябрь 1921 года — апрель 1922 года), но фактически была организована председателем ЕИЭО Л.Я. Штейнбергом; возглавил ее Лурье, а активными участниками стали бухарские евреи Якуб Исхакович Калантаров, Н. Кулданов, И. Каршгиев. Собранные музейные экспонаты и архивные документы Лурье разместил в библиотеке-читальне, открытой им в 1922 году в еврейском квартале Самарканда.
В мае 1921 годы Лурье отправился в Туркестан и Бухару по заданию Петроградского Географического института. Обнаружив в Средней Азии богатейший материал, касающийся совершенно не исследованной группы бухарских евреев, называвшихся тогда также «туземными» или «местными» евреями, Лурье решает продолжить изучение этой группы. Уже осенью 1921 года он вновь возвращается в Среднюю Азию, на этот раз по заданию ЕИЭО. В подписанном председателем ЕИЭО Штернбергом и секретарем Равребе письме говорится, что Исаак Лурье командируется в Туркестан и Бухару сроком с 1 ноября по 1 мая[2].
В целом с 1922 по 1927 годы Лурье собрал более 800 ценнейших экспонатов, включая 16 рукописей и 300 книг, в том числе первые еврейские книги, вышедшие в Средней Азии — перевод сказок «1001 ночи» на бухарско-еврейский язык (Коканд, 1914) и перевод памфлета К. Либкнехта «Пауки и мухи».
Лурье поддерживал переписку с М. Хаймовичем из Красной Слободы, автором учебника горско-еврейского языка, изданного в 1926 году.
Научно-просветительскую деятельность Лурье среди бухарских евреев поддержал Совет национальных меньшинств Наркомпроса Узбекской ССР.
Туземно-еврейский музей в Самарканде, основанный в 1922—1923 годах и зарегистрированный в ноябре 1924 года, стал единственным научно-культурным учреждением бухарских евреев Узбекистана. При музее было основано Еврейское научно-просветительское общество. С октября 1927 года музей получил государственный статус в сети Наркомпроса Узбекской ССР.
Летом 1926 года, после протеста, заявленного Лурье в связи с вскрытием генизы, произведённым органами ГПУ в одной из синагог Бухары, был уволен с работы, но вскоре восстановлен, а содержимое генизы было передано в музей. Конференция работников просвещения Средней Азии в 1928 году ходатайствовала перед Наркомпросом о сохранении Туземно-еврейского музея в качестве филиала Узбекского республиканского музея. По решению конференции Лурье и Я. Калантаров вошли в состав Комитета по изучению туземных евреев, образованного при музее Средней Азии.
Арест и гибель[править]
Ещё в конце 1920-х начал подвергаться нападкам как «буржуазный ученый» (в том числе со стороны З. Л. Амитина-Шапиро).
В 1931 году в регионе была развернута кампания преследования востоковедов — немарксистов. Музей Лурье многократно обследовался различными комиссиями, затем он был преобразован в туземно-еврейский отдел городского музея (закрыт в 1938 году). Обвиненный в «идеологическом несоответствии» и «контрреволюционной агитации», Лурье в январе 1932 года был уволен с работы, а в мае выселен из квартиры при музее.
Лурье продолжал жить в Самарканде, пробавляясь случайными заработками.
В августе 1937 года сталинские власти закрыли Туземно-еврейский отдел. Материалы и экспонаты были переданы в Самаркандский городской музей-заповедник, где лишь часть из них сохранилась. Скрываемые, лишь с 2008 года эти материалы снова экспонируется.
В 1938 году по ряду данных Лурье был арестован и расстрелян. По свидетельству же Давида Хаимовича Калонтарова, 1925 г.р., сына бухарско-еврейского литератора и ученого Хаима Калонтарова, дружившего с Исааком Лурье, тот погиб в заключении в Казахстане в конце 1930-х годов.
См. также[править]
- Еврейская община Великого Новгорода
- Изучение бухарских евреев
- Евреи в Санкт-Петербурге
- Евреи в Самарканде