Медицина в Российской империи
Медицина в Российской империи — медицинские практики и учреждения в Российской империи.
Общие сведения[править]
В Российской империи должность придворного врача носили как правило первые царские лейб-медики. Их также называли архиятрами в подражание римском врачам. В 1706 году впервые Аптекарский приказ возглавил профессиональный врач, «ближний доктор» Петра I Роберт Арескин. В 1716 году Пётр ввёл должность архиятра, которая просуществовала в России до 1762 года. С тех пор архиятры назначались медицинской канцелярией. Основной задачей архиятров являлась забота о здоровье императора и его семьи, но также они управляли всей медицинской системой Российской империи. В августе 1721 года для решения этих же задач создаётся Медицинская канцелярия по проекту лейб-медика Ивана Лаврентьевича Блюментроста, который стал её первым директором и архиятром.
Утвержденный Петром I «Воинский устав» законодательно оформил организацию военно-медицинской службы, и при непосредственном участии светских придворных врачей была создана первая школа по подготовке отечественных медицинских кадров.
В XVIII веке здравоохранение в России было на низком уровне (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей), и Петр I опирался в организации медицины на мнение придворных врачей. 21 ноября 1707 года доктор медицины из Голландии Николай Ламбертович Бидлоо открыл первый госпиталь (ныне Главный военный клинический госпиталь им. Н. Н. Бурденко). Одновременно Н. Л. Бидлоо основал первую Московскую госпитальную школу (на 50 учащихся). После этого события госпитали стали открываться во многих городах России. В 1786 году госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища, которые открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий. Эпоха Н. Л. Бидлоо — это период становления и расцвета российской медицины, время подготовки национальных врачей. Будучи выпускником Лейденского университета, Н. Л. Бидлоо внедрил в Московскую медицинскую школу клинический метод образования, который используется в медицинских вузах и в настоящее время: сочетание теории и практики, обучение в больницах и амбулаториях. На выпускном итоговом экзамене студенты медицинских госпитальных школ показывали свои теоретические знания и практические умения, в том числе выполняли операции на трупе.
Известно, что лейб-медик Анны Иоановны, архиятр и директор Медицинской канцелярии Иоганн Фишер в России создал первые учебные пособия и руководства для госпитальных школ — анатомический и ботанический атласы. Одним из важнейших проектов Иоганна Фишера, утверждённому императрицей, являлось создание служб городских врачей «для пользования обывателей в их болезнях». С 1737 года в 11 губернских и 31 провинциальном городе были построены госпитали за счёт средств местных бюджетов. Тем не менее, для внедрения данного проекта требовалось большого количества средств и кадрового состава врачей, поэтому внедрение заняло несколько десятков лет.
В период правления Елизаветы Петровны, благодаря лейб-медику императрицы и директору Медицинской канцелярии, Павлу Захаровичу Кондоиди, в госпиталях стали вести «скорбные листы». Кондоиди предпринял ещё одну попытку, как и его предшественник Иоганн Фишер, отправлять за границу воспитанников госпитальных школ с целью подготовки к преподавательской деятельности. Кондоиди много времени уделял вопросам общей российской медицины, что у него не оставалось времени на организацию работы придворных врачей (после его смерти при дворе не оказалось лейб-медиков). В письмах к известному графу И. И. Шувалову М. В. Ломоносов пишет о плаченом и бедственном положении российской медицины, а также о высокой смертности, особенно детской: «Полагаю самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чём состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности тщетной без обитателей»[1]. Благодаря П. З. Кондоиди и поддержке И. И. Шувалова в созданном Московском университете открылся медицинский факультет. Одним из его профессоров был лейб-медик Александра I Христиан Лодер, а лейб-медики Иоганн Франк и Иосиф Каменецкий формировали корпус российских врачей, осуществляя преподавание в Петербургской медико-хирургической академии.
В 1775 году были приняты приказы общественного призрения, в ведении которого находилось управление госпиталями, также введены должности уездных лекарей. В 1803 году была упразднена Медицинская коллегия, а дела придворной медицина с 1826 года полностью перешли в подчинение Министерству императорского Двора.
Кремлёвская медицина в XIX веке[править]
Попытка централизации медицины приводила к ещё большей децентрализации. Огромный вклад в изменении кризисной ситуации в здравоохранении внесли лишь реформы Александра II: отмена крепостного права в 1861 году и земская реформа. Таким образом, была создана земская медицина, которая сделала доступным медицинскую помощь для народа.
В XIX веке придворные врачи или лейб-медики успешно сочетали медицинскую службу императорской семьи с гражданской и даже военной. Одним из таких был личный врач императора Александра I Яков Васильевич Виллие. Я. В. Виллие был одним из основоположником издания «Всеобщего журнала врачебной науки» (1811) и «Военно-медицинского журнала», основанного в 1823 году и выходящего до нынешнего времени.
Николай Фёдорович Арендт является одним из талантливых военных хирургов Российской империи, который, выйдя в отставку, занимался частной практикой. На протяжении 30 лет Н. А. Арендт был главным консультантом основных петербургских больниц. Не прекратил Н. Ф. Арендт свою работу в этих больницах и после его назначения в 1829 году лейб-медиком Николая I.
В 1870 году выдающейся русский врач-терапевт Сергей Боткин был удостоен званием почётного лейб-медика Двора Его Величества. Также, Сергей Боткин являлся основателем российской клинической медицины. По его инициативе были организованы лаборатории, улучшилось питание больных, проводились патолого-анатомические вскрытия. Понятие «думские врачи» тоже появилось при Сергее Боткине, которые оказывали помощь бедному населению города.
Сын выдающегося хирурга Евгений Сергеевич Боткин стал последним в истории императорской России придворным врачом. Вместе с царской семьёй он отправился в ссылку, не оставляя своих пациентов. До последней минуты Евгений Боткин был с царской семьёй и был расстрелян вместе с последними представителями императорской семьи.
См. также[править]
Источники[править]
- ↑ М. И. Ломоносов Два письма к И. И. Шувалову. Архивировано из первоисточника 17 января 2020. Проверено 19 января 2020.
Литература[править]
- Миронов С. П., Перов Ю. Л., Цветков В. М., Ястребов В. М. Кремлёвская медицина. От истоков до наших дней. — М. : ППО «Известия», 1997. — 294 с.
- Рихтер В. История медицины в России. — СПб., 1820.