Небесные тела в космографии Древнего Ближнего Востока

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Небесные тела в космографии Древнего Ближнего Востока
 Просмотреть·Обсудить·Изменить

Небесные тела в космографии Древнего Ближнего Востока — представления о Солнце, Луне и других небесных объектах в культуре народов Древнего Ближнего Востока[1].

Солнце[править]

Бог солнца (представленный богом Уту в шумерских текстах или Шамашем в аккадских) восходит днём и проходит над землёй. Затем ночью бог солнца опускается под землю и приходит в точку покоя. Иногда это место отдыха локализуется в определённом сооружении, например, в камере внутри дома в старовавилонской «Молитве богам ночи». Чтобы завершить цикл, солнце выходит на следующее утро. Аналогичным образом считалось, что луна отдыхает в том же месте, когда её не видно[2].

Похожая система существовала в египетской космологии, где солнце путешествовало под поверхностью земли через подземный мир (известный у древних египтян как Дуат), чтобы каждый день восходить из одного и того же восточного места[3]. Эти образы возникли в результате антропоморфизации солнца и других астральных тел, также воспринимавшихся как боги[4]. Чтобы солнце могло выйти из-под земли, оно должно было пересечь твердь: это считалось возможным благодаря существованию в тверди проходов или коридоров (по-разному изображаемых как двери, окна или ворота), которые могли временно открываться и закрываться, чтобы позволить астральным телам пройти через них. Небосвод представлялся как врата, а точка входа/выхода — как ворота; в небосводе также предполагались другие механизмы открытия и закрытия, такие как засовы, решётки, задвижки и ключи[5]. Во время движения солнца под землю, в неземной мир, солнце переставало светить. Это позволяло нетварному миру оставаться тёмным. Но когда оно поднималось, то разгоралось и снова излучало свет[6]. В этой модели движения солнца было одно несоответствие, которое пытались устранить более поздние модели. Проблема заключалась в том, чтобы понять, как, если солнце приходит в точку покоя под землёй, может ли оно также пройти под землёй то же расстояние, что и днём над ней, чтобы потом восходить с востока. Одно из решений, к которому пришли некоторые тексты, заключалось в отказе от идеи, что у солнца есть точка покоя. Вместо этого оно оставалось неизменным в своём движении[7].

Скрижаль бога Солнца

В целом, деятельность бога солнца ночью, согласно шумерским и аккадским текстам, протекает в соответствии с регулярным и систематическим рядом событий:

  1. Западная дверь неба открывается
  2. Солнце проходит через дверь в глубь неба
  3. Свет падает ниже западного горизонта
  4. Солнце занимается определёнными делами в подземном мире, например судит мёртвых
  5. Солнце входит в дом, называемый Белым домом
  6. Бог солнца вкушает вечернюю трапезу
  7. Бог солнца спит в палате Агрун
  8. Солнце выходит из покоя
  9. Восточная дверь открывается, и солнце проходит через неё, когда восходит[8].

Во многих древних ближневосточных культурах подземный мир занимал важное место в описаниях путешествия солнца, где оно выполняло различные функции, включая суд над мёртвыми[9].

В легендах многие путешествия героев следовали ежедневному пути бога солнца. Их приписывают Гильгамешу, Одиссею, аргонавтам, Гераклу и, в более поздние времена, Александру Македонскому[10][11]. В «Эпосе о Гильгамеше» Гильгамеш достигает космической горы Машу, которая представляет собой либо две горы, либо одну двухвершинную гору. Машу служит солнечными воротами, через которые солнце заходит на своём пути в подземный мир и выходит обратно. В некоторых текстах гора называется горой восхода и заката[12]. Согласно эпосу:

Он слыхал о горах, чье имя — Машу,

Как только к этим горам подошел он,

Что восход и закат стерегут ежедневно,

Наверху металла небес достигают,

Внизу — преисподней их грудь достигает, —

Люди-скорпионы стерегут их ворота:

Грозен их вид, их взоры — гибель,

Их мерцающий блеск повергает горы —

При восходе и закате Солнца они охраняют Солнце…

Другой текст, описывающий отношения между солнцем и космической горой, гласит[13]:

Шамаш, когда ты восходишь над Великой Горой, Когда ты восходишь на горою Смерти, над Великой Горой, Когда ты выходишь из Дуль-куга, Дома судьбы, Когда ты восходишь над фундаментом неба5 Там, где небо с землею слиты в одно…

Подобные описания встречаются и в ряде других текстов[14].

Луна[править]

Месопотамцы считали луну проявлением бога Луны, известного как Нанна в шумерских текстах или Син в аккадских, верховного бога пантеона, которому посвящались культы, и отца бога Солнца Шамаша и бога Венеры Инанны. Интерес представляли также путь луны по ночному небу и её лунные фазы. Сначала в Месопотамии не было единого календаря, но около 2000 года до н. э. всё большее распространение получил полулунный календарь шумерского центра Ниппура. Таким образом, бог Луны отвечал за упорядочивание ощущаемого времени. Лунный календарь был разделён на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Новые месяцы отмечались появлением луны после фазы невидимости[15]. В мифе о сотворении мира «Энума Элиш» Мардук описывается как создатель звёздных путей, а затем значительное место уделяется тому, как Мардук создал луну[16]:

12 Он сотворил Нанну, доверив ему ночь.

13 Он назначил его драгоценностью ночи, чтобы определять дни,

14 И месяц за месяцем непрестанно возвышал его венцом,

15 (Говоря): "Сияй над землей в начале месяца,

16 Блистательный с рогами, чтобы исправить шесть дней.

17 На седьмой день корона будет вдвое меньше,

18 На пятнадцатый день, в середине каждого месяца, становитесь в оппозицию.

19 Когда Шамаш тебя на горизонте,

20 Уменьшитесь на соответствующих стадиях и сияйте в обратном направлении.

21 На 29-й день приблизьтесь к пути Шамаша,

22. 30-й день, встаньте в союз и соперничайте с Шамашем.

Считалось, что идеальный ход луны образует один месяц каждые 30 дней. Однако точный лунный месяц составляет 29,53 дня, что приводило к колебаниям, из-за которых на практике лунный месяц считался то 29, то 30 дней. Несоответствие между предсказаниями и реальностью курса Луны породило идею о том, что Луна может действовать в соответствии со своим ожидаемым курсом, что является хорошим предзнаменованием, или отклоняться от него, что является плохим предзнаменованием. Во 2-м тысячелетии до н. э. месопотамские учёные составили «Энума Ану Энлиль» — сборник, состоящий по меньшей мере из 70 табличек, посвящённых предзнаменованиям. Первые четырнадцать (1-14) связаны с появлением луны, а следующие восемь (15-22) — с лунными затмениями[17].

Луне приписывались и другие функции, например, освещение ночью, и уже в этот период было известно об её влияние на приливы и отливы[18]. Считалось, что днём, когда луна не видна, она спускается под плоский диск земли и, подобно солнцу, совершает путешествие по подземному миру. Космическое путешествие и движение луны также позволяли ей оказывать влияние на мир; эта вера, как следствие, привела к возникновению практики гадания[19].

Звёзды и планеты[править]

Месопотамская космология отличалась от астрономической практики терминологией: астрономы не использовали слово «твердь», а вместо него — «небо» для обозначения области, в которой были видны небесные светила. Звёзды располагались на небосводе. Самые ранние тексты приписывают Ану, Энлилю и Энки (Эа) упорядочивание ощутимого времени путём создания и упорядочивания курсов звёзд[20]. Позже, согласно «Энума Элиш», звёзды были организованы Мардуком в созвездия, представляющие образы богов. Год фиксировался путём разделения на 12 месяцев и приписывания (восхода) трёх звёзд каждому из 12 месяцев. Также были созданы луна и зенит. Среди других явлений, созданных Мардуком, были лунные фазы и лунная схема, точные пути, по которым восходили и заходили звёзды, станции планет и многое другое[21][22][23]. Другой рассказ о создании небесных тел приводится в Вавилонике Бероса, где Бэл (Мардук) создаёт звёзды, солнце, луну и пять (известных) планет; планеты здесь не помогают вести календарь (отсутствие интереса к планетам также наблюдается в Книге о курсах небесных светил, подразделе 1 Еноха)[24]. Вопрос об установлении календаря путём создания небесных тел в качестве видимых знаков рассматривается по меньшей мере в семи других месопотамских текстах. Шумерская надпись из Кудурмабуга, например, гласит: «Надёжный бог, сменяющий день и ночь, устанавливающий месяц и сохраняющий год в неизменности». Другой пример можно найти в «Возвышении Инанны»[25].

Слово «звезда» (mul на шумерском; kakkabu на аккадском[26]) было всеобъемлющим для всех небесных тел, звёзд, созвездий и планет. Однако для планет существовал более специфический термин (udu.idim по-шумерски; bibbu по-аккадски, буквально «дикий баран»[26]), чтобы отличать их от других звёзд (подкатегорией которых они являлись): в отличие от звёзд, которые считались фиксированными в своём расположении, планеты, по наблюдениям, двигались. К 3-ему тысячелетию до н. э. планета Венера была идентифицирована как астральная форма богини Инанны (или Иштар), и к ней стали применять такие понятия, как утренняя и вечерняя звезда. Юпитер стал Мардуком (отсюда название «звезда Мардука», также называемая Нибиру), Меркурий — «прыгающим» (из-за его сравнительно быстрого движения и малой видимости), связанным с богами Нинуртой и Набу, а Марс — богом моровой язвы Нергалом и считался предвестником зла и смерти. Сатурн также имел зловещее значение. Наиболее очевидной характеристикой звёзд была их яркость, а их изучение в целях предсказаний, решения календарных расчётов и предсказания появления планет привело к открытию их периодического движения. С 600 года до н. э. началось изучение относительной периодичности между ними[27].

См.также[править]

Примечания[править]

  1. Космология Древнего Ближнего Востока — Студопедия рус.. studopedia.ru. Проверено 4 октября 2024.
  2. Heimpel, 1986, с. 128–132
  3. Chambers, 2021, с. 22–23
  4. Heimpel, 1986, с. 147–148
  5. Heimpel, 1986, с. 132–140
  6. Heimpel, 1986, с. 142
  7. Heimpel, 1986, с. 147
  8. Heimpel, 1986, с. 150
  9. Sedlacek, 2015
  10. Bilic, 2022
  11. Van der Sluijs, 2020
  12. Bilic, 2022, с. 9–11
  13. Sedlacek, 2015, с. 191–192
  14. Sedlacek, 2015, с. 199–200
  15. Brandes, 2019, с. 187–191
  16. Brandes, 2019, с. 191–192
  17. Brandes, 2019, с. 194–199
  18. De Almeida, Rosa, с. 97
  19. De Almeida, Rosa, с. 99
  20. Brandes, 2019, с. 192–193
  21. Lambert, 2013, с. 180–192
  22. Rochberg, 2008, с. 48–50
  23. Rochberg, 2020, с. 313
  24. Lambert, 2013, с. 172
  25. Lambert, 2013, с. 172–180
  26. 26,0 26,1 Watson, Horowitz, с. 63n2
  27. Rochberg, 2020, с. 315–317

Литература[править]

Шаблон:Космология Древнего Ближнего Востока

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Небесные тела в космографии Древнего Ближнего Востока», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».