Охота на львов Ашшурбанипала

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Охота на львов Ашшурбанипала

Царская охота на львов Ашшурбанапала изображена на знаменитой группе ассирийских дворцовых рельефов из Северного дворца Ниневии[1][2], которые сейчас выставлены в зале 10a Британского музея. Они широко считаются «высшими шедеврами ассирийского искусства»[3].

Описание[править]

Рельеф, изображающий охоту Ашшурбанапала на львов, Британский музей

На них изображена формализованная ритуальная «охота» царя Ашшурбанапала (годы правления 669—631 гг. до н. э.) на арене[4], где пойманные азиатские львы были выпущены из клеток, чтобы царь зарубил их стрелами, копьями или мечом[5]. Изображения были сделаны около 645—635 гг. до н. э. и первоначально составляли различные последовательности, расположенные вокруг дворца. Вероятно, первоначально они были расписаны и являлись частью яркого общего декора[6].

Рельеф с изображением Ашшурбанапала, убивающего льва, около 645—635 годов до н. э.

Плиты или ортостаты из Северного дворца были раскопаны Ормузом Рассамом в 1852—1854 годах и Уильямом Лофтусом в 1854—1855 годах, и большинство из них было отправлено в Британский музей[7], где они с тех пор пользуются популярностью у широкой публики и историков искусства. Реалистичность львов всегда высоко оценивалась, хотя пафос, который обычно чувствуют современные зрители, возможно, не был частью ассирийской реакции. Человеческие фигуры в основном представлены в формальных позах в профиль, особенно царь в его нескольких появлениях, но львы находятся в самых разнообразных позах, живые, умирающие и мёртвые[8].

Царь пускает стрелы из своей колесницы, в то время как охотники отбиваются от льва позади него.

Рельефы относятся к концу периода в 250 лет, в течение которого изготавливались ассирийские дворцовые рельефы, и показывают стиль в его наиболее развитом и совершенном виде[9], прежде чем произошёл упадок. Ашшурбанапал был последним великим ассирийским царём, и после окончания его правления новоассирийская империя погрузилась в период плохо записанной гражданской войны между его потомками, полководцами и мятежными частями империи. К 612 году, возможно, всего через 25 лет после их изготовления, империя распалась, а Ниневия была разграблена и сожжена[10].

Ассирийская охота на львов[править]

Изображение мёртвого льва

За более чем тысячелетие до этих рельефов, похоже, убийство львов в Месопотамии было уделом царственных особ, и цари часто изображались в искусстве за этим действием. Возможно, у этого действа было и религиозное значение[2]. В сохранившемся письме на глиняной табличке говорится, что когда лев проникал в дом в провинции, его нужно было поймать и отвезти на лодке к царю[11].

Азиатский лев, сохранившийся сегодня лишь в небольшой популяции в Индии, в целом меньше африканского, и гораздо более поздние записи показывают, что их убийство на близком расстоянии, как это изображено на рельефах, не было невозможным подвигом. Когда используется меч, кажется вероятным, что, как и в относительно недавние времена, фактическая техника заключалась в том, что «львоубийца обматывал левую руку огромным количеством пряжи из козьего волоса или палаточной ткани» и искушал льва напасть на него, в то время как меч в правой руке убивал его. Такая защита никогда не изображалась[11]. Чаще царь выпускает в льва стрелы; если они не останавливают его и он прыгает, охотники рядом с царём используют свои копья[12].

Более ранний царь, Ашшурнацирапал II (р. 883—859), который за 200 лет до этого установил в своём дворце в Нимруде другие рельефы с охотой на львов, хвастался в надписи около 865 г. до н. э., что «боги Нинурта и Нергал, которые любят моё жречество, дали мне диких животных равнин, повелев охотиться. 30 слонов я поймал и убил; 257 огромных диких быков я завалил своим оружием, нападая с колесницы; 370 огромных львов я убил охотничьими копьями»[13]. Ашшурнацирапал изображён стреляющим во львов с колесницы, так что, возможно, это была более традиционная охота на открытой местности или также на арене[14].

На более поздних рельефах пойманных львов выпускают в закрытое пространство, образованное воинами, создающими стену щитов. Некоторые из них освобождаются из деревянных ящиков при помощи сопровождающего в меньшем ящике, сидящего сверху, который поднимает ворота[12]. Несмотря на охоту, месопотамские львы сохранились в дикой природе до 1918 года[15][16].

Возможно, иногда львов разводили в неволе. Ашшурнацирапал II в надписи, хвалясь своим зоопарком, заявляет: «С моим свирепым сердцем я захватил 15 львов из гор и лесов Загроса. Я забрал 50 львят. Я загнал их в Калху (Нимруд) и дворцы моей земли в клетки. Я расплодил их детёнышей в большом количестве»[17].

Дворцовые рельефы[править]

 → Ассирийская скульптура

Nuvola apps kaboodle.png Внешние видеофайлы
Nuvola apps kaboodle.png Assyrian Art: Ashurbanipal Hunting Lions, Ассирийское искусство: Ашшурбанипал, охотящийся на львов

Существует около двух десятков наборов сцен охоты на львов на рельефах ассирийских дворцов[18], в большинстве из которых эта тема рассматривается гораздо более кратко, чем здесь. Новоассирийские дворцы были очень богато украшены такими рельефами, вырезанными в очень низком регистре на плитах, в основном из гипсового алебастра, которого было много в северном Ираке. На рельефах изображались и другие животные, на которых охотились, а основным сюжетом для повествовательных рельефов были военные походы царя, построившего дворец. На других рельефах изображались царь, его двор, а также «крылатые джинны» и защитные второстепенные божества ламасу.

Большинство дворцовых рельефов занимали стены больших залов, причём в нескольких комнатах последовательно. Но сцены охоты на львов в Северном дворце представлены не в одном помещении, а в основном в относительно узких проходах, ведущих из больших комнат. Они не являются законченными. Некоторые из них также первоначально находились на верхнем этаже, но к моменту раскопок опустились ниже уровня земли[7]. Их первоначальное расположение по размерам не сильно отличалось от того, как они представлены сегодня, хотя потолок был бы выше. В том же дворце есть гораздо менее обычный рельеф, на котором самец и самка льва отдыхают в пышном дворцовом саду, а львица дремлет — «тенистая идиллия», которая, возможно, представляет дворцовых питомцев, которыми, как мы знаем, иногда были и львы[19].

Сцены[править]

Кисточка на конце хвоста одного из мёртвых львов был изначально неправильно расположен скульптором. Его очертания хорошо видны.

Некоторые рельефы охоты на львов занимают всю высоту плиты; как и большинство нарративных ассирийских рельефов, сцены военных кампаний из того же дворца в основном разделены на два горизонтальных регистра[7]. Рельефы, поступившие с верхнего этажа, имеют сцены в трёх регистрах[3]. Линии земли чётко обозначены, что не всегда бывает, и некоторые львы получили отдельные линии земли, когда являются частью большой сцены. Помимо животных, изображённых с «необычайной тонкостью наблюдения»[12], особенно изысканна резьба деталей костюма царя[7]. На поздней стадии исполнения хвосты почти всех львов в однорегистровых рельефах были укорочены[20].

Зал 10a, Британский музей. Слева — лучше сохранившиеся сцены в одном регистре, за ними — более мелкие сцены в тройном регистре.

На однорегистровых сценах изображены три большие сцены с одной стороны коридора. Показана арена щитов, на которой толпа людей либо взбирается на лесистый холм, чтобы получить хороший обзор, либо удаляется от этого опасного занятия. На вершине холма стоит небольшое здание, в котором изображена сцена охоты короля на льва. Король готовится к охоте в своей колеснице, лошадей держат конюхи. Охотники с большими собаками-мастифами и копьями поджидают на арене любого льва, который подойдёт слишком близко к щитовой стене. В большой сцене, где царь охотится в своей колеснице, показаны в общей сложности 18 львов, в основном мёртвых или раненых. На другой стороне коридора есть аналогичные сцены, где дважды показана царская колесница в движении[21].

Другая группа рельефов, некоторые из которых первоначально находились на верхнем этаже, а некоторые — в небольшой «частной привратной комнате»[22], расположены в трёх регистрах с простой полосой между ними, с фигурами гораздо меньшего размера. Некоторые сцены повторяются, но не в точности, между двумя группами. Здесь изображены львы, выпущенные из клеток и нападающие на пешего царя, а также царь, возливающий возлияние на собранные тела мёртвых львов. Некоторые из этой группы находятся в Париже, а другие были зафиксированы на рисунках, но утрачены. Среди них — сцены охоты царя на львов и других животных в дикой природе; газели бьют царя, прячущегося в яме с луком и стрелами[23]. В одной сцене один и тот же лев трижды показан близко друг к другу: выходящим из клетки, несущимся к царю и прыгающим на него, что несколько напоминает современный комикс[24].

Примечания[править]

  1. Охота на львов. Ассирийский рельеф. VII в. до н. э. Лондон. Британский музей. www.smirnova.net. Проверено 6 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 Галиев, Нурсат. Царь Ашшурбанипал. Военные подвиги Ассирии, библиотека и дворец в Ниневии | Как это было (3 ноября 2022 года). Проверено 6 декабря 2024.
  3. 3,0 3,1 Reade, 73
  4. Тайна причин падения величайшей империи древности и самого грозного и могущественного царя Ассирии. Проверено 6 декабря 2024.
  5. Honour & Fleming, 76-77; Reade, 72-79, 73; Frankfort, 186—192; Hoving, 40-41
  6. Honour & Fleming, 77
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 «Grove»: Russell, John M., Section 6. «c 1000—539 BC., (i) Neo-Assyrian.» in Dominique Collon, et al. «Mesopotamia, §III: Sculpture.» Grove Art Online, Oxford Art Online, Oxford University Press, accessed 19 November 2016
  8. Honour & Fleming, 76-77; Reade, 73
  9. Frankfort, 189
  10. Reade, 90-91
  11. 11,0 11,1 Reade, 72-73, 76-77; Frankfort, 187
  12. 12,0 12,1 12,2 Frankfort, 187
  13. Reade, 39
  14. Frankfort, 189, Reade, 39
  15. Reade, 79
  16. The mammals of Iraq. — Ann Arbor: Museum of Zoology, University of Michigan, 1959.
  17. Oates, 34
  18. Hoving, 40
  19. Frankfort, 186, Reade, 72
  20. Reade, 73-74
  21. Reade, 74-75
  22. Reade, 74-75, 74 quoted
  23. Reade, 75-79
  24. Frankfort, 187; Reade, 76; Honour & Fleming, 76-77

Литература[править]

  • Frankfort, Henri, The Art and Architecture of the Ancient Orient, Pelican History of Art, 4th ed 1970, Penguin (now Yale History of Art),
  • «Grove»: Russell, John M., Section 6. «c 1000—539 BC., (i) Neo-Assyrian.» in Dominique Collon, et al. «Mesopotamia, §III: Sculpture.» Grove Art Online, Oxford Art Online, Oxford University Press, accessed 19 November 2016, subscription required
  • Hugh Honour and John Fleming, A World History of Art, 1st edn. 1982 (many later editions), Macmillan, London, page refs to 1984 Macmillan 1st edn. paperback.
  • Hoving, Thomas. Greatest Works of Western Civilization, 1997, Artisan, New York,
  • Oates, D. and J. Oates, Nimrud, An Assyrian Imperial City Revealed, 2001, London: British School of Archaeology in Iraq, full PDF (332 pages)
  • Reade, Julian, Assyrian Sculpture, 1998 (2nd edn.), The British Museum Press,
  • Wilson, David M.; The British Museum; A History, 2002, British Museum Press,
Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Охота на львов Ашшурбанипала», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».