Политическая теология между Египтом и Израилем
Политическая теология между Египтом и Израилем
- Автор
- Ян Ассман
- Язык оригинала
- немецкий
- Публикация
- 1992 год
- Издательство
- Carl Friedrich von Siemens Stiftung
- Перевод
- 2022
«Полити́ческая теоло́гия ме́жду Еги́птом и Изра́илем» (нем. Politische Theologie zwischen Ägypten und Israel) — книга Яна Ассмана.
Впервые опубликована в 1992 году, затем в 1995 и в 2006 годах. Сам Ян Ассман в послесловии пишет, что текст вырос из доклада, прочитанного в 1991 году в Фонде Карла Фридриха фон Сименса (опубликован в издательстве фонда). Задача книги состояла в уточнении понятия «политическая теология» и сравнения двух моделей, на примере Древнего Египта и Древнего Израиля, взаимодействия политического и теологического[1]. Ассман предлагает идею, согласно которой не политика исходит от религии (как считал Карл Шмитт), а религия из политики. К этой идее Ассман добавляет идеи слабого и сильного государства, убеждения, силы, нормы.
Основные идеи[править]
Вначале Ян Ассман проводит обзор понятия «политическая теология», отсылая читателя к К. Шмитту, Э. Петерсону, Х. Майеру, Я. Буркхардту. Ассман пишет, что Шмитт и Петерсон вели полемику по поводу действительности заметной политической теологии. При этом, Ассман в своём труде подходит к этому термину с дескриптивной, а не полемической стороны. Ассман выделяет три типа теологии власти: дуализм (религия и государство отделены), теократия (государственное связано с религией, Израиль), репрезентация (религиозное связано с государственным по аналогии, западное средневековье). Также Ассман разделяет религии на первичные и вторичные (монотеистические). В задачи Асманна входит описание и подтверждение своей теории. Теория же состоит в том, что вопреки мнению Шмитта о том, что язык теологии переходит в язык политики, исследователь думает, что как раз теологическое берётся из политического. Таким образом, Ассман тоже подчёркивает связь политики и религии, но видит эту связь по-другому. Доказывает же Ассман свою теорию на примере взаимоотношения политического и религиозного в Египте и Израиле. Одним из главных достижений Ассман считает развитие понятия политической теологии, после этого которое «способно было послужить инструментом сравнительного культурного и религиозного анализа»[2].
В Древнем Египте Ассман как раз видит эту зависимость религии от государства. По мнению Ассмана, фараоны были для народа представителями высшего порядка, но их политическая власть обосновывалась в первую очередь за счёт убеждения и отождествления. Так, Ассман приводит древние источники, показывая, как в этом представлении воля бога тождественна воле правителя. Царь защищает народ от злого и ведёт к хорошему по тому пониманию, какое дал бог. Таким образом, «все, что совершает царь, как жреческие, так политические деяния, в общем смысле является религиозно обоснованным»[3]. Важно, что в Египте народ не чувствовал близость бога, для этого существовал посредник — царь, только так и существовали тео-политические события, то сеть религиозные государственные празднества и правила.
Замечает Ассман особенность политической теологии государства Древнего Израиля в том, что в нём власть часто подвергается критике, в отличии от Египта, власть дана иудеям от Бога, но существует оппозиция. В Древнем Израиле именно с политически ориентированного завета человека и государя рождается завет человека с Богом на земле и на небе.
Во время государственной фазы формула получает значение репрезентации. Царство Яхве проявляется в царстве земном. Во время анти- и субгосударственных фаз формула получает значение идентитарной теократии. Царство Яхве не допускает никакого земного царя подле себя. Здесь же, однако, начинает подготавливаться и дуалистическое истолкование, которое затем обнаружит себя в христианском учении о двух царствах. Царство Божье образует надмирную противоположность мирскому царству Рима[4].
Для Ассмана основными понятиями, которые показывают влияние политики на религию, стали понятия гнев и любовь.
По Ассману, гнев в Ветхом Завете появляется тогда, когда евреи начали поклоняться тельцу, то есть уже после завета. Таким образом, гнев Божий определяет, что для Израиля праведно. Также гнев Бога отождествляется с гневом царя, все, что незаконно сразу и неправедно тоже. В свою очередь, по Ассману, любовь восходит к почитанию царя. Особенно это видно у египтян, за любовью к царю и исполнению преданности идёт и любовь к богу и закону. Возвышение Израиля после событий Исхода показало разницу политических теологий двух моделей, так, Египет действовал в русле репрезентации, в то время как Израиль стремился к дуализму или теократии, когда власть критиковалась, основываясь на словах пророков, словах Бога.
Отзывы[править]
В рецензии «Горького» Николай Родосский пишет, что Ассман решает применить подход К. Шмитта, но применительно к Египту и Израилю, благодаря тексту Ассмана выстраивается противопоставление консервативного Египта и либерального Израиля, в первом царь сопоставляется с богом, во втором возникает уже оппозиция. «Говоря об исторических культурах древнего мира, Ассман на самом деле говорит о двух основных подходах к политической теологии — позитивном и негативном, Египта и Израиля, Шмитта и Бакунина»[5].
Философ Никита Синдюков в своём обзоре для книжного магазина «Листва» пишет: «Книжка тоненькая и читается за пару вечеров. При этом Ассман успевает поставить перед мыслящим христианином такие вопросы, на которые потом долго будешь доискиваться ответа…прежде всего, вопрос о должном отношении к мирской власти»[6].
Антиковед и египтолог Иван Ладынин говорит об основных положениях Ассмана и важных точках, как сильный Египет — слабый Израиль, отмечает возможность концептуальной замены политической теологии Египта на физику Египта, заканчивает своё в целом положительное, предисловие: «Нет сомнений, что эта книга, как говорится, найдёт своего читателя, её издание будет полезно как профессиональным египтологам, так тем, кто связан другими гуманитарными дисциплинами или просто интересуется их состоянием на современном этапе. Собственно, такой широкой аудитории обращается своих трудах её автор»[7].
Западные философы отмечали уникальность концепции Ассмана, например М. Блобель[8].
Примечания[править]
- ↑ Мерзенина А. С. Политизация теологии и теологизация политики: диалог Яна Ассмана и Карла Шмитта // Социология власти : журнал. — 2024. — № 1.
- ↑ Ассман Я. Политическая теология между Египтом и Израилем / пер. с нем. А. С. Лагурев. — СПб.: Владимир Даль (издательство), 2022. — С. 180. — ISBN 978-5-93615-261-0.
- ↑ Ассман Я. Политическая теология между Египтом и Израилем / пер. с нем. А. С. Лагурев. — СПб.: Владимир Даль (издательство), 2022. — С. 90. — ISBN 978-5-93615-261-0.
- ↑ Ассман Я. Политическая теология между Египтом и Израилем / пер. с нем. А. С. Лагурев. — СПб.: Владимир Даль (издательство), 2022. — С. 115—116. — ISBN 978-5-93615-261-0.
- ↑ gorky.media. Почему мы любим тиранию (19 января 2022 года). Проверено 25 сентября 2024.
- ↑ Лаконские щенки. Telegram. Проверено 25 сентября 2024.
- ↑ Ладынин И. А. «Политическая теология» Яна Ассмана и «физика» Древнего Египта // Асман Я. Политическая теология между Египтом и Израилем : сборник. — 2022. — С. 28.
- ↑ Blobel M. Zur‚Theologisierung politischer Begriffe‘ in Ägypten und Israel: Jan Assmanns religionspolitologischer Ansatz im Kontext der Säkularisierungsdebatte // Verlag für Sozialwissenschaften. — 2001. — С. 151—170.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Политическая теология между Египтом и Израилем», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|