Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Причины поражения Карфагена в Пунических войнах

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Причины поражения Карфагена в Пунических войнах — устойчивое название возможных объяснений поражения Карфагена в Пунических войнах.

Варианты причин[править]

  1. Флот пунийцев оказался слабее римского. Часто считают, что до I Пунической войны у римлян не было флота, но это не так — Рим стоит недалеко от моря. Италия окружена морями. За века до Пунических войн, в 633 г. до н. э. римлянами была заложена гавань в Остии, у Рима и у других италийских приморских городов был большой торговый флот. Ещё до Пунических войн, римская эскадра сумела проявить себя. Так, в 285 г. до н. э. Рим вступил в войну против Лукании и Бруциума, а через 2 года римская эскадра вошла в Тарент — самый большой и важный порт Великой Греции. Вероятно, большую роль в деле победы римского флота сыграли греческие моряки. Кроме того, известно, что прототипом римских кораблей были карфагенские. Качеством морской пехоты римляне превосходили карфагенян. Поэтому римляне решили использовать своих легионеров в абордажном бою, а для того, чтобы иметь такую возможность, вопреки общепринятому способу сражаться, они снабдили свои корабли неизвестной до тех пор машиной — опускными мостками для абордажа. Эти мостки назывались «вороны» (corvi) или «железными руками» (manus ferrata). Превосходство римского флота обусловило необходимость армии Ганнибала наступать на Рим сушей из Испании, при этом он потерял 33 из 59 тысяч солдат, слонов и эффект внезапности. Конечно, это не оправдание: карфагеняне сами виноваты, что их флот оказался слабее. И, наконец, судя по нелепым угрозам карфагенских послов, что не один римлянин не посмеет без согласия Карфагена даже вымыть свои руки в море, имела место банальная недооценка противника.
  2. Ненадёжность карфагенских наёмников и союзников; «карфагенские» солдаты служили только ради собственной выгоды: и государство, им платившее, и цели, ради которых они сражались, были для них совершенно безразличны.
  3. Отсутствие реальной помощи со стороны Македонии.
  4. Предательство Масиниссы.
  5. Внутренние мятежи.
  6. Вызывающее сильное удивление лёгкий, даже чудесный захват римлянами Нового Карфагена. Финикийцы не могли не знать о регулярных отливах вблизи крепости, а значит, произошёл тот редкий случай, изменивший ход Истории, ибо эта римская победа равна победе при Заме, и даже важнее её.
  7. Разногласия в карфагенском руководстве. Циркин полагает, что успехи Ганнибала страшили тех олигархов, которые опасались диктатуры Баркидов, это мнение базируется на отсутствии энтузиазма после битвы при Каннах, когда карфагеняне предпочли послать лишь незначительную помощь в Италию и в бытность Ганнибала суффетом в его борьбе с олигархией.
  8. Римляне ощущали, что Hannibal-ad-portas — «Ганнибал у ворот», в то время как для Карфагена война шла далеко и не понятно зачем.
  9. Специфика собственно карфагенян: они были торговцами, а эта профессия, конечно, не располагает к милитаризму. Дело не в трусости: для того чтобы торговать, нужна и смелость и отвага, иначе у вас товар просто отберут, а вас самих поработят. Да и, для того, что бы торговать, надо путешествовать, а это и в наше время занятие не для слабонервных. Однако, торговый труд — есть коммуникабельный, умственный труд, а в войнах пуниец был не специалист. Купец предпочитает не завоёвывать государство, а платить за ох-рану своей торговли, ведь в конечном итоге, если смотреть на мир меркантильно: торгов-ля выгоднее войны. Купец — космополит, его патриотизм есть национализм, так как, живя в чужих странах можно выжить только при сильной соплеменной солидарности. А на государство они смотрели только как на паразита.
  10. Ошибки Ганнибала. Величайший полководец в Истории вместе с Александром и Наполеоном, он, как и все, как и они сами, совершал ошибки. Так, он пошёл на Италию сушей, что было сопряжено с большими потерями. Действительно, отправка войск морем вполне была возможна для карфагенян — тому доказательства — переправка его братом Магоном войск с Балеарских островов в Геную, или получение после битвы при Каннах подкреплений подвезённых прямо в Локры, и римские корабли не помешали этому — Гамилькар беспрепятственно высадил на берег 4000 человек и много слонов; да и собственное отступление Ганнибала из Италии в Африку. Впрочем, его брат Гасдрубал, вместо того что-бы соединиться с братом морем (хотя, пожалуй, лучше бы он остался в Испании), опять же пошёл в Италию сушей, и был разбит. Ганнибала критикуют за слишком долгие осады городов. Наконец, в Африке, он, настигнув армию Сципиона, уступавшую по численности его собственную, вместо того, чтобы воспользоваться тем, что Сципион ещё не успел соединится с Масиниссой с его конницей, затеял с римлянами «мирные переговоры», дав противнику собраться с силами для Замы.
  11. Военная гениальность римлян, которые победили не только Карфаген, но и почти весь цивилизованный мир. Римляне были молодой, пассионарной нацией, в то время как время финикийцев подходило к концу. Римские полководцы не уступали таланту карфагенских. Но, по общему мнению, именно Пунические войны были самыми страшными и непредсказуемыми для Рима. Скажем, только во II Пуническую войну, население римского государства уменьшилось вдвое.
  12. В Карфагене, видимо, существовала точка зрения, что война с Римом была бессмысленна, так как потерю северных территорий можно было компенсировать захватами на Юге и Западе. Так, ещё в I Пуническую войну, карфагеняне, смирившись с неизбежной потерей Сицилии, в промежутке между 247 (то есть годом отправки Гамилькара на Сицилию) и 243 под предводительством Ганнона захватил Тебессу, сдвинув т.о. юго-восточную границу к южным пределам Нумидии. В самом деле, если учитывать, что ещё огромное пространство Земли было не поделено культурными народами, многие пуны искренне не понимали смысла такой тотальной войны. Весь смысл владения Карфагеном Сицилии — перекрыть вход грекам в Западное Средиземноморье. Последним входом в него для греков оставался пролив между островом и полуостровом Бруттием, и поэтому захват Мессаны перегораживал бы грекам последний путь в Тирренское море, к Италии, к греческим колониям в Испании и Франции. Очевидно, что когда римляне не дали пунийцами захватить Мессану, а римский флот разбил карфагенский, что сделало невозможным карфагенскую телласократию, и сама война за остров, то есть I Пуническая война потеряла для карфагенян смысл. Карфагенская элита видимо не знала, что аппетит приходит во время войны, и римляне захватят ещё Сардинию с Корсикой. Не предвидела она и появления в самом Карфагене партии реваншистов во главе с Барками.
  13. Карфагеняне сильно эксплуатировали свои колонии, тормозили их развитие. Да-же финикийские города подчинялись им силой. К высоким налогам добавлялось то, что Карфаген захватил посредничество своих владений в торговле с внешнем миром. Как следствие, гавани финикийских городов, например гавань Большого Лептиса, пришли в запустение. Им запрещалось иметь флот и самостоятельно торговать с другими странами, например с Римом. Вслед за торговлей, деградировали и ремёсла. Даже Утика не могла торговать с другими странами. К тому же, карфагеняне срыли стены подвластных городов. Всё это, естественно, привело к тому, что собственные подданные Карфагена, в так что ливофиникийцы, не питали к своей столице добрых чувств. Только на Сицилии, где из-за соперничества с греками пунийцам приходилось быть либеральнее, они имели в своих подданных реальных союзников.
  14. По разным причинам, карфагенские командиры часто предавали свою родину: предателем был Мутон, Гамилькар бен Гисгон, Гимилькон Фамея и т. д. Да и в самом Карфагене существовала сильная пораженческая партия во главе с Ганноном, не заинтересованная в войне Римом.