Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Великая Черкесия

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Авраам Шмулевич.
Авраам Шмулевич готов к восстановлению Хазарии.

Проект «Великая Черкесия» — проект объединения адыгских (черкесских) народностей в один народ, и создание черкесского государства включающего в себя Сочи, Анапу и другие территории РФ[1]. Упоминается в СМИ в 2000-х годах. Упоминаемый в СМИ автор проекта — израильский публицист Авраам Шмулевич.

Суть идеи[править]

В ряде СМИ была высказана версия, что идею создания «Великой Черкесии» разрабатывают спецлужбы Израиля, в котором проживает черкесская община.

Лидером проекта называли публициста Аврома Шмулевича, основателя концепции гиперсионизма[2]. Спонсором — опального олигарха Бориса Абрамовича Березовского[3].

14 июля 2008 года после проведения PR-кампании по дискредитации идеи проведения Олимпиады в Сочи А. Шмулевич опубликовал статью «У всех адыгов в сердце скрипит эта боль», где сказал: «Война в Чечне покажется шоколадом для Москвы!».

В СМИ утверждалось также, что специально под этот проект в Израиле был создан Институт восточного партнерства (штаб-квартира которого располагается в Иерусалиме).

Однако сам Авром Шмулевич назвал слухи об этом проекте «параноидальным бредом вышедшим из-под пера ФСБ-эшных „политтехнологов“»[4], однако в ответной статье признал существование единой черкесской нации и справедливости её требований.

Также высказывалось мнение, что проект создан в Израиле для воссоздания Хазарии. Так например журналист Максим Шевченко обвинил в эфире радиостанции «Эхо-Москвы» Шмулевича в планах восстановления Хазарии:

«Характерно, что на фоне визита Нетаньяху и этого взрыва интересная статья Аврома Шмулевича, которая была в рассылке, в Интернете, где он пишет, что Россия Кавказ все равно потеряла, теряет, и что надо отделять Кавказ и так далее. Одновременно очень интересная появившаяся информация о широкой скупке израильскими бизнесменами земли в России и обсуждении в израильском обществе перспективы перенесения части кибуцев в Россию. В киббуцах этих никого не будет, кроме евреев, русских там не будет. Это очень серьезная информация, на фоне разговоров об отделении Кавказа… Шмулевича долго считали таким чудаком, когда он говорил о проекте „Великая Хазария“, о том, что надо отделить все инородческие исламские территории и каким-то образом вернуться к великим государствам восьмого века, которые были на территории России. Я смотрю, от этих утопий не отошли … Когда во дворе — понимаете, уже во дворе, не в дорогих бутиках продовольственных, просто в лавочках зелень, помидоры, хурма импортированы из Израиля»…[5]

В тоже время, стоит заметить, что вряд ли можно воспринимать личную гражданскую позицию частного лица — Аврома Шмулевича с государством Израиль, который никогда не заявлял о подобных планах.

Создание независимой Великой Черкесии, как и вообще радикализация на Кавказе, несет определенные риски и для Израиля. Так, существуют опасения, что в результате исламизации на Северном Кавказе будут укрепляться антизраильские настроения. Хотя в настоящий момент сторонники Имарата Кавказ не проявляют особой ненависти к Израилю, а сфокусировны исключительно на местных проблемах. Из пропагандистских сайтов северо-кавказских исламистов лишь Кавказ-Центр занимает явную антиизраильскую и антисемитскую позицию. А черкесское национальное движение, наоборот, настроено дружественно по отношению к Израилю.

По мнению А. Шмулевича:

«В 50-70- е годы Израиль внешняя политика Израиля базировалась на системе военно-политических союзов со странами, расположенными по периферии арабского мира и имевшими сложные отношения с противниками Еврейского государства».[6].

Шмулевич считает необходимым возродить

«эту славную традицию» [7].

Проект «Великая Черкесия» и проект «Хазария» можно рассматривать в свете этой геополитической концепции.

Шмулевич также полагает, что:

«Система управления и организации жизни на Северном Кавказе полностью исчерпала себя. Двухсотлетнее колониальное присутствие Российской Империи на Северном Кавказе подошло к своему логическому концу.

Есть ли выход из этой ситуации для России? Конечно, есть. Теоретически возможных выходов тут даже два. Первый – полное изменение системы управления и взаимоотношений «центр – периферия» в масштабах всей Российской Федерации, полная модернизации всей российской экономики, превращение РФ из сырьевого в индустриальное и даже постиндустриальное государство, настоящая демократизация политической системы – и тогда Северный Кавказ имеет шанс включиться на равных в эту новую жизнь. Понятно, что в реальности ждать таких изменений не приходится.

И остается лишь второй возможный вариант, тот, по которому давно уже пошли все прочие вышеперечисленные европейские страны – деколонизация, т.е. отсечение Северного Кавказа от России. Процесс этот неизбежен. Поскольку он диктуется объективными историческими и экономическими законами, действие которых проявилось в истории всех колониальных стран двадцатого века» [8].

То есть деятельность Авраама Шмулевича по разработке проектов «Великая Черкесия» и проекта «Хазария» сам он рассматривет как опережающие действия по подготовке к неизбежным геополитическим изменениям.

См. также[править]

Источники[править]