Психологическая война

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Типичный пример пропаганды, направленной на собственных солдат: показан японец, который покушается на европейскую женщину.

Психологическая война (англ. Psychological warfare, также Информационная война) — воздействие на врага при помощи агитации, дезинформации и пропаганды с целью подорвать его моральный и боевой дух, ввести в состоянии паники, ввести в заблуждение и т. п.[1][2]

Предшествующие явления[править]

У многих животных имеется нечто вроде психологической войны — когда соперники стараются показать свою силу и мощь и напугать друг друга, например расправляя крылья и взъерошивая перья, чтобы казаться больше, громко рыча и т. п. Иногда такое поведение позволяет добиться цели без опасной борьбы — один из соперников, испугавшись демонстрации силы, уходит и оставляет предмет спора (самка, территория, пищу, вода) за победителем.

История[править]

Элементы психологической войны существовали с глубокой древности.

Ведущим направлением было стремление показать свою мощь. Так, перед походом в Грецию в 480 г. до н. э. персидский царь Ксеркс I распространял слухи о многочисленности своего войска, заявляя, что «если все персидские воины выстрелят из луков, то стрелы затмят солнце». Он даже отпустил к своим пойманного греческого лазутчика, предварительно продемонстрировав ему многочисленность персидского войска.

Другим приёмом была жестокость, которая сеяла панику среди противника, и заставляла опасаться войны.

Противостоящие персидским войскам Афины пытались внести раскол в ряды сторонников персов. Фемистокл обратился к этническим грекам-ионийцам, служившим во флоте Ксеркса, со следующими словами, высеченными на камне, куда ионийцы приходили за пресной водой: «Ионяне! Вы поступаете несправедливо, идя войной на своих предков и помогая (варварам) поработить Элладу. Переходите скорей на нашу сторону! Если же это невозможно, то по крайней мере упросите карийцев поступить так же. А если не можете сделать ни того, ни другого, если вы скованы слишком тяжелой цепью принуждения и не можете её сбросить, то сражайтесь как трусы, когда дело дойдет до битвы. Не забывайте никогда, что вы произошли от нас и что из-за вас первоначально пошла у нас вражда с персидским царем». Геродот, описавший этот эпизод, отмечал, что Фемистокл при этом действовал «с двойным умыслом: либо ионяне изменят персам и перейдут к эллинам, либо Ксеркс, получив донесение об этом, возьмет под подозрение ионян и сам не позволит им участвовать в морских битвах».

В индийских «Законов Ману» воюющей стороне рекомендовалось «поощрять к мятежу тех из войск противника, кто склонен к этому».

С развитием письменности и коммуникации информационная война стала переноситься с литературу — обосновывалась «правота» и «справедливость» войны, враг описывался в самых негативных красках, как виновник всех бедствий.

Частым явлением стало приписывание своей стороне божественного покровительства (бог помог победить врага, бог послал на врага шторм и пожар и т. д.).

Чем более развитыми становились средства коммуникации и обмена информации, тем изощрённее и широко применялась психологическая война.

Психологическая война ведётся не только с врагом, но и с нейтральными странами, которых следует «обрабатывать» в свою пользу, разъясняя им свою точку зрения и неправоту врага.

Собственная армия и собственное население — также объект психологической работы: собственное население и солдат необходимо мотивировать, убеждать в необходимости войны.

При этом пропаганда часто прибегала к женскому образу, чтобы внушить собственным солдатам желание не допустить захват победителями женщин:

Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил[3].

Противника же убеждают в бессмысленности войны, неминуемости поражения, бездарности и жестокости его командования и т. п.

Пропаганда и агитация чрезвычайно широко использовалась в ходе Первой и Второй мировой войны, и во время Гражданской войны в России.

Холодная война уже практически полностью велась средствами психологической войны (также, при помощи экономической войны — санкции и снижения цен на нефть). Причём обе стороны отказались от прямого конфликта поддавшись страху перед ядерной зимой, то есть поверили собственной пропаганде. СССР широко использовал своих агентов влияния на Западе, которых В.И. Ленин называл «полезными идиотами».

В XXI веке значение психологической войны возросло ещё больше, благодаря интернету. Так, во многом благодаря социальным сетям и видеохостингам были свергнуты ряд режимов, в том числе Каддафи в Ливии.

Появились даже термины «интернет-войны», «твиттерная или фейсбучная революция», «диванные войска», «фабрика троллей» и т. п.

См. также[править]

Источники[править]