Русская авиация в Первой мировой войне

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Гавань Таллина — Императорские ангары гидропланов.
Самолёт «Илья Муромец».
Самолёт «Русский витязь».
Летающая лодка «М-5».
Летающая лодка «М-9».
Самолёт «Лебедь XII».
Самолёт «РБВЗ-С-20».
Авиатранспорт «Орлица».

Русская авиация в Первой мировой войне — военно-воздушные силы Российской империи во время Первой мировой войны.

Общие сведения[править]

В дореволюционной России было немало выдающихся авиаконструкторов, таких как Игорь Иванович Сикорский, Дмитрий Павлович Григорович, Фёдор Фёдорович Терещенко, Александр Сергеевич Кудашев, Михаил Михайлович Шишмарёв и Борис Григорьевич Луцкий. Однако, авиационная промышленность была развита относительно слабо, многие детали (особенно двигатели) и даже вооружение, были иностранного производства, что в условиях войны усложняло производство. Транспортные средства (обозы) оказались совершенно не приспособлены для перевозки авиационного имущества, а грузовых автомобилей не хватало, что отрицательно сказалось на авиации. Не хватало и лётчиков.

Главным заводом, выпускающим самолёты был Русско-Балтийский вагонный завод (Рига, Петроград). Были и другие заводы: С. С. Щетинина, АО В. А. Лебедева (оба — Петроград); АО Дукс и Моска (Москва); завод А. А. Анатра (Одесса); завод В. В. Слюсаренко, заводы Ф. Р. Терещенко, В. Ф. Адаменко, Безобразов и Ко, А. А. Пороховщикова и Матиас. Военное министерство устранилось от координации выпуска самолётов. Производительность была относительно ведущих стран низка:

Если на день мобилизации русская авиация имела 244 машины, то на 1 июня 1916 года - всего 383, из них в строю 250, в ремонте 133. За все время войны количество самолетов, одновременно находящихся в строю, в среднем не превышало пятисот. До конца 1916 года на русских заводах было построено 1893 самолета, тогда как Германия в июне 1916 года имела в строю 1000 машин, в 1917-м в среднем за месяц одновременно в строю было 1500, а в 1918-м - 2500 машин[1].

Отделение завода «Гном» в Москве давало не более 5 авиадвигателей в месяц. На Русско-Балтийском заводе было успешно освоено производство отечественных моторов «Русбалт», которыми была оснащена большая часть самолётов «Илья Муромец».

В 1911 году Глеб Евгеньевич Котельников изобрёл парашют.

К началу войны Россия имела от 244 до 263 самолётов и 14 дирижаблей.

Основные типы русских самолётов в ходе войны:

  • Русский витязь — 1-й в мире четырёхмоторный самолёт, дал начало тяжёлой авиации. Создан И. И. Сикорским в 1913 году.
  • Илья Муромец — 1-й в мире серийный бомбардировщик. Создан И. И. Сикорским в 1913 году, затем совершенствовался. За время войны было произведено 85 экземпляров. Максимально имел до 8 пулемётов и нёс до 1,5 тонны бомб. Могла устанавливаться скорострельная пушка «Гочкис».
  • Гидроаэроплан специального назначения — 1-й в мире морской торпедоносец, созданный М. М. Шишмарёвым и Д. П. Григоровичем в 1915 году. Вооружение — 1 или 2 пулемёта, 1 торпеда или до 480 кг бомб.
  • М-5, летающая лодка, разведчик Д. П. Григоровича, также 1915 года, нёс пулемёт.
  • М-9, гидросамолет, сконструированный Д. П. Григоровичем, отличался высокими боевыми качествами. 1916 год. Вооружение: один 7.62-мм пулемет, лёгкие бомбы до 160 кг.
  • Лебедь XII, самолёт-разведчик 1915 года, нёс пулемёт.
  • С-16, истребитель И. И. Сикорского 1915 года. Нёс 7.7-мм пулемет Виккерс.
  • РБВЗ-16, истребитель, построен в январе 1915 года. Самолет РБВЗ-16 был вооружен синхронным пулеметом, стрелявшим через винт. В сентябре 1915 года завод начал серийный выпуск истребителей. В начале 1916 года успешно прошел испытание новый истребитель РБВЗ-17.
  • РБВЗ-С-20, одномоторный истребитель 1916 года И. И. Сикорского.
  • Анатра, проект легкого бомбардировщика, спроектированного В. Н. Хиони.

Были также самолёты иностранного, в основном французского, производства (до 1 ноября 1916 года из-за границы было получено 883 самолёта и 2326 двигателей). За годы войны русская армия получила 3100 самолетов, из них 2250 с русских авиационных заводов и около 900 из-за границы.

По числу дирижаблей Россия в 1914 году занимала 3 место в мире (после Германии и Франции), но это в основном были устаревшие модели. Лучшие российские дирижабли Первой мировой были иностранного производства. В кампании 1914—1915 годов русским дирижаблям удалось провести лишь один боевой вылет.

Авиашколы были в Гатчине, Варшаве, Севастополе, Москве, Одессе, Петрограде и Киеве, но за 1915 год было подготовлено всего лишь 190 лётчиков.

В начале войны на вооружении авиации состояли бомбы 4, 6, 10, 16, 32 кг для истребителей и разведчиков; в 1915 году появились бомбы 48,80, 160, 240 и 400 кг для самолетов типа «Илья Муромец». Кроме бомб в русской авиации применялись «стрелы» конструкции В. Л. Слесарева — свинцовые пули (в 4 раза больше обычных) с жестяным стабилизатором, которые сбрасывали на противника. «Стрелы» были особо эффективны против кавалерии.

Военная авиация входила в состав Императорского военно-воздушного флота.

Боевое применение[править]

В августе 1914 году было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного главнокомандующего.

Командующий 2-й армией А. К. Самсонов пренебрёг информацией своих лётчиков, предупреждавших о движении корпуса Макензена с правого фланга, — и потерпел жестокое поражение. В результате в Восточной Пруссии погибли и авиационные отряды, приданные 2-й армии генерала А. В. Самсонова (имелись потери и в других отрядах) и 12 августа 1914 главнокомандующий великий князь Николай Николаевич издал приказ с требованием применять авиацию «лишь при действительной необходимости». Самолётов остро не хватало. Так, 31 августа 1914 года командующий 8-й армией генерал А. А. Брусилов писал командующему: «Настоящее время лишился совершенно воздушных аппаратов, столь драгоценных для разведок, что ставит управление войсками в крайне трудное положение. …Покорно прошу Ваше императорское высочество оказать армии величайшую помощь „Фарманами“ и „Ньюпорами“. Деятельность летчиков в разведке незаменима». Просьба Брусилова была удовлетворена, и армия получила 4 самолета из состава Брест-Литовского крепостного авиаотряда.

В августе 1914 года лётчик А. А. Васильев и генерал А. К. Макаров, проводя воздушную разведку, были вынуждены приземлиться за линией фронта и попали в плен.

28 августа (8 сентября) 1914 года лётчик П. Н. Нестеров осуществил 1-й воздушный таран.

В октябре 1914 года бомбардировщики «Илья Муромец» объединили в Эскадру воздушных кораблей под командованием генерал-майора М. В. Шидловского, базировавшаяся в деревне Старая Яблонна в полосе Севере-Западного фронта. Каждый «Илья Муромец» имел на вооружении 2 пулемета и 1 карабин с 360 патронами и 500 кг бомб. Экипаж самолета насчитывал 3 человека — командир, второй пилот и офицер-наблюдатель.

Зимой 1914—1915 годов многие авиационные отряды оказались в критическом положении из-за изношенности аэропланов и моторов, и эти отряды пришлось отвести в тыл для перевооружения и переучивания лётчиков. Часть отрядов, имевших французские самолёты «Ньюпор», были перевооружены аэропланами «Моран-Парасоль», некоторые отряды получили трофейные германские и австрийские аэропланы, но перевооружение осуществлялось хаотично.

В январе 1915 года основано Управление заведующего организацией авиационного дела в действующей армии (Авиадарм), начальником которого стал великий князь Александр Михайлович. Ему подчинялась вся авиация действующей армии, помимо Эскадры воздушных кораблей, подчинённой Верховному главнокомандующему.

В приказе от 11 января 1915 года генерал Николай Иудович Иванов отмечал:

Летчики-офицеры и нижние чины, не считаясь с трудностями обстановки, не взирая ни на какую погоду, с честью выполнили свой долг и своими мужественными разведками приносили надлежащую пользу своим корпусам и армиям.

В начале самолёты использовались в основном для разведки, корректировки артогня, но в осаде крепости Перемышль ими было также сброшено около 50 различных бомб массой от 6 фунтов до 2 пудов 30 фунтов (2,7-46,4 кг). По другим данным, при подготовке штурма Перемышля «Муромцы» сбросили на крепость 200 тяжёлых бомб. По результатам взрывов во многих местах начались пожары. С помощью воздушной разведки русское командование следило за всеми действиями осажденного гарнизона, который сдался 5 марта 1915 года.

В начале 1915 году были сформированы 1-й, 3-й, 4-й и 7-й армейские авиационные отряды, способных «вести дальнюю разведку в интересах армейского командования». Также в начале 1915 года создана метеорологическая служба — 21 февраля 1915 года был выполнен первый полёт, разработанный с использованием данных метеосводки, 20 апреля 1915 года было принято решение о создании в составе ВВФ метеослужбы из 4-х метеостанций.

17 января 1915 года выпущен приказ о вооружении аэропланов лёгкими пулемётами «Льюис» и «Мадсен».

К весне 1915 года основная часть авиаотрядов была перевооружена и вернулась на фронт.

В марте 1915 года удалось разбомбить железнодорожную станцию в Восточной Пруссии.

31 мая 1915 года генерал-лейтенант П. К. Кондзеровский предложил начальнику ГВТУ идею сбрасывать с аэропланов «зажигательные снаряды». В июне 1915 года в Императорском Московском техническом училище были изготовлены зажигательные снаряды конструкции прапорщика Б. Н. Юрьева в виде стеклянной бутыли с пиротехническим воспламенителем, заполненной смесью мазута, бензина и керосина. Позднее бутылки с зажигательной смесью начали поступать в авиачасти.

За 1915 год русские лётчики произвели 9993 боевых вылета.

Весной 1916 года созданы авиационные дивизионы при армиях, в состав которых были включены авиаотряды. Во 2-й, 7-й и 12-й армиях появились истребительные авиационные отряды.

В марте 1916 года в Военном министерстве было создано Управление военного воздушного флота (Увофлот) во главе с генерал-майором Н. В. Пневским.

Готовя прорыв Австрийского фронта в апреле 1916 года, А. А. Брусилов требовал массового привлечения авиации. Лётчики сумели сфотографировать расположение всех австрийских частей — в результате русская армия за несколько часов подавила долговременные укрепления и огневые точки врага.

В июне 1916 года прибыли французские аэропланы, переданные в авиаотряды, но они оказались устаревшими. Большинство воздушных боёв между немецкими «Фоккерами» и русскими аэропланами в тот период заканчивалось победой немцев.

В конце июля 1916 года на Юго-Западном фронте была создана специальная истребительная группа из трёх корпусных авиационных отрядов: 2-го, 4-го и 19-го, прославившаяся как 1-я боевая авиационная группа пилота-аса А. А. Козакова.

В июле-августе 1916 года на фронте появились ещё 11 истребительных авиаотрядов.

В 1916 году были сформированы 2 русских авиаотряда, включенных в экспедиционный корпус маршала Франции д’Эспре, посланный на Салоникский фронт. Русские авиаторы находились в Греции до марта 1917 года, а затем были переброшены на юг Сербии.

За 1916 год русские авиаторы совершили 15435 боевых полётов.

В 1916—1917 года в Ревельской гавани (ныне Таллин) были построены железобетонные ангары для гидропланов авиации Балтийского флота, ставшими первыми железобетонными ангарами для авиации в мире.

В начале 1917 года началось создание трех истребительных авиационных отрядов (13-го, 14-го и 15-го), которые вошли в состав боевых авиационных групп.

Приказом Начальника штаба Верховного Главнокомандующего № 203 от 18 февраля 1917 года предписывалось сформировать 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю боевые авиационные группы с включением в их состав 1-го, 3-го, 7-го, 8-го, 14-го, 16-го, 19-го, 22-го, 24-го и 30-го корпусных авиационных отрядов. В начале 1917 года приступили к формированию ещё трех истребительных авиационных отрядов (13-й, 14-й и 15-й), которые вошли в состав боевых авиационных групп.

К февралю 1917 года в Российской Империи насчитывалось 1039 аэропланов.

После Февральской революции положение несколько изменилось к лучшему. Начальником Авиаканца стал военный летчик полковник В. М. Ткачев, было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания, укомплектованное профессионалами. Но единоначалие всё ещё отсутствовало — должности главкома ВВС не было.

На 1 июня 1917 года армия имела 581 самолёт.

В ходе войны асами стали 26 пилотов русской армии.

Однако, позднее армия разложилась, фронт развалился, а захватившие власть большевики пошли на Брестский мир с Германией и её союзниками, выйдя из Первой мировой войны.

Морская авиация[править]

Общее руководство морской авиацией принял на себя Морской генеральный штаб. Общий инспекторский надзор за авиацией флота осуществлял великий князь Александр Михайлович.

К началу войны русская балтийская авиация располагала всего 4 самолётами — двумя поплавковыми разведчиками С-10 конструкции И. И. Сикорского и двумя летающими лодками М-1 конструкции Д. П. Григоровича.

В ходе войны было принято решение переоборудовать пароходы «Императрица Александра», «Император Александр I», «Император Николай I», «Румыния» в авиатранспорты, а также дополнить вооружение крейсера «Алмаз» гидропланом. Так, авиатранспорт «Орлица» несла 4 гидросамолёта М-9.

В начале марта 1915 года в составе Морской Авиации имелось 77 самолётов, в том числе, на Балтике — 47, и на Чёрном море — 30 гидроаэропланов.

В августе 1915 года русские самолёты обнаружили наступление германского флота на Рижский залив.

6 февраля 1916 года 14 летающих лодок М-5 с гидроавиатранспортов «Император Николай I» и «Император Александр I», подошедших к турецкому побережью, атаковали крупный угольный порт Зонгулдак. К обеспечению операции привлекли крупные силы: линкор «Императрица Мария», крейсер «Кагул» и два эсминца, которые защищали гидроавиатранспорты от возможной атаки турецкого флота. Самолёты сбросили на Зонгулдак 9 пудовых (16-килограммовых), 18 50-фунтовых (22-килограммовых) и 21 десятифунтовую (4,5 кг) бомбу, всего 585 кг. Утверждается, что Четыре гидроплана нанесли удар по стоявшему в порту турецкому транспорту «Инмингард».

Весной 1916 году на Чудском озере формируется Чудской гидроавиационный отряд, который позднее был переведён в Ораниенбаум, и накануне Октябрьской революции слился с Петроградской школой Морской Авиации.

30 апреля 1916 года Николай II подписал указ о формировании Императорского Российского военно-воздушного флота. 30 ноября 1916 года вышли приказ императора о формировании воздушных дивизий Балтийского и Чёрного морей и «Положение о службе морской авиации и воздухоплавания Императорского Российского флота». К тому времени авиация Балтийского моря состояла из 83 гидросамолётов — 18 летающих лодок М-5, 53 лодок М-9 и 12 лодок М-116. В конце 1916 года воздушная дивизия Балтики состояла из двух бригад, каждая из которых включала 2—4 дивизиона. В дивизион входили 2—4 отряда, каждый из которых включал 4—8 самолётов. Морская авиация подчинялась командующему флотом Балтийского моря вице-адмиралу А. И. Непенину, а непосредственное руководство ею осуществлял начальник авиационного отдела службы связи Балтийского моря капитан 2 ранга Б. П. Дудоров.

1-я победа русских летчиков в воздушном бою над морем была одержана 17 июля 1916 года, когда четверка М-9 превзошла в мастерстве немецкие самолеты над Балтийским морем. Эти самолёты конструкции Григоровича базировались на корабле «Орлица». Гидросамолеты «Орлицы» вели разведку, а также могли открывать пулеметный огонь и сбрасывать бомбы. 17 июля четыре М-9 приняли бой с немецкими самолётами, стремившимися нанести удар по российской военно-морской базе на острове Сааремаа. В ходе боя русским летчикам без собственных потерь удалось сбить 2 вражеских аэроплана, 2 оставшихся немецких летчика повернули назад.

27 августа 1916 года начальник минной дивизии контр-адмирал М. А. Кедров утвердил «Инструкцию для корректировки артиллерийской стрельбы гидроаэропланами при помощи радиотелеграфа». Для управления огнём российских кораблей по радио применялись морские аэропланы, базировавшиеся на авиатранспорте «Орлица». В частности, при выполнении разведывательных полётов гидросамолёт М-5 оснащался радиотелеграфной станцией с дальностью действия до 30—40 вёрст.

Также в 1916 году для содействия войскам Бакинского отряда Кавказского фронта, на озере Ван в Западной Армении (ныне во владении Турции) создана Ванская военная флотилия, в состав которой были включены два гидросамолёта М-5.

За 1916—1917 годы авиационный завод С. С. Щетинина (1-е Российское Товарищество Воздухоплавания) сдало флоту 462 морских самолёта: 121 М-5, 190 М-9, 61 истребитель М-11, 54 М-15 и 36 поплавковых М-16, специально приспособленных к взлёту зимой со снега. Тяжёлые разведчики-бомбардировщики «Илья Муромец» на Балтийский флот поставлял Русско-Балтийский вагонный завод. В состав флота входил 1 поплавковый «Муромец».

В феврале 1917 года, для обеспечения флотилии Северного Ледовитого океана, начала формироваться Воздушная бригада особого назначения.

В июне 1917 года в Петрограде было создано управление морской авиации и воздухоплавания.

В 1917 году русским удалось разгромить базу немецких гидросамолетов на озере Ангерн близ Риги. Прямыми попаданиями были уничтожены склады, ангары и несколько аэропланов.

В том же 1917 году на гидросамолёты-разведчики М-910 были установлены 37-мм пушки.

К концу 1917 года русская морская авиация состояла из Черноморской и Балтийской дивизий, насчитывавших соответственно 152 и 88 самолётов.

28 ноября 1917 года по указанию В. И. Ленина был издан приказ об учреждении должности комиссара при управлении морской авиации и воздухоплавания.

См. также[править]

Источники[править]


Traditio-logo 2013 d.png Одним из источников этой статьи является статья в энциклопедии «Традиция», называющаяся «Русская авиация в Первой мировой войне».
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии GNU FDL.