Сергей Аркадьевич Головин

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Сергей Аркадиевич Головин»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
SAgolovin.jpg

Сергей Аркадьевич Головин (1879, станция Биссерт Уральской железной дороги, Российская империя — 9 октября 1941, Московская область) — драматический актер императорских театров и советский драматический актёр. Заслуженный артист России (1927).

Начало творческой биографии[править]

Родился на станции Биссерт Уральской железной дороги в семье инженера.

Стал учеником Московской земледельческой школы, где начал участвовать в любительских спектаклях[1]. Увлечение театром очень скоро переросло в дело всей жизни. И в 1898 г. он поступил в «Товарищество драматических артистов» и осенью того же года — на музыкально-драматические курсы Московского филармонического общества, которыми руководил В. И. Немирович-Данченко. Ещё будучи учащимся на курсах, Головин начал выходить на профессиональную сцену в Московском художественно-общедоступном театре (МХТ).

Начинающий актёр быстро обратил на себя внимание. И не только зрителей. В 1899 году он становится мужем знаменитой Аллы Назимовой, которая как раз оказалась в глубоких поисках смысла жизни после разрыва с любовником-миллионером. Правда, семейная лодка очень быстро разбилась о быт, и супруги разъехались[2]. А вот развелись ли они когда-нибудь официально, широкой общественности осталось неизвестно.

В 1902 г. Головин блестяще окончил драматические курсы и 1 сентября того же 1902 года принят в труппу Московского императорского Малого театра.

Малый театр[править]

Это было время становления реализма в театральном искусстве, и на сцене Малого театра Головин создавал немало разных характеров. Творчеству Головина присущи были главным образом характерные роли.

Одновременно артист много гастролировал, организовав выездную труппу. Впервые С. А. Головин побывал в Челябинске в составе труппы Малого театра в 1909 г. Тогда на сцене Народного дома было дано три гастрольных спектакля. Тогда ещё, конечно, Сергей Аркадьевич и не предполагал, какую роль доведется ему и этому городу сыграть в жизни друг друга. Гастроли закончились, и артист Сергей Головин отбыл со всей остальной труппой обратно в Москву.

В годы Первой мировой войны актёр был призван на военную службу, а после Октябрьской революции], когда императорские театры были национализированы и поступили в ведомство новоявленного государства, актёр не растерялся и занимал разные административные должности в театре, на которые его избирал коллектив. Однако при этом он не прекращал работу на сцене.

Ещё с 1916 года Головин приглашался участвовать в киносъёмках. Однако список его киноролей остался небольшим.

С начала 1930-х годов стал заниматься и режиссированием. В 1933 году (премьера 20 марта 1933 г.[3]) совместно с П. М. Садовским поставил спектакль по пьесе А.Островского «На бойком месте».

Челябинский театр драмы (1936—1938)[править]

Второй раз на гастроли в Челябинск С. А. Головин в составе Малого театра приехал летом 1935 г. В то время существовала традиция: артисты театра выезжали на гастроли в провинциальные города во время своего отпуска. К тому времени Челябинск стал областным центром, в городе происходили грандиозные перемены в связи со строительством крупных промышленных предприятий, поэтому приезд Малого театра был неслучаен. С. А. Головин участвовал почти во всех спектаклях, показанных на сцене летнего театра челябинского горсада, где проходили гастроли[1]. Местная пресса, для которой гастроли прославленного Малого театра были сенсационной акцией, оценила работу артиста. Рецензент С. Игошин писал в газете «Челябинский рабочий» 21 июля 1935 г. об исполнении С. Головиным роли Саввы Василькова в спектакле «Бешеные деньги», где артист создал образ дельца, берущегося за все, из чего можно выжать копейку: «Васильков не способен на большую страсть. Даже в своей любви к Лидии Чебоксаровой он прежде всего делец. Он „груб, скучен и сух“»[1]

Во время этих гастролей Головин встречался с первыми руководителями области: председателем облисполкома М. Советниковым, секретарем обкома партии К. Рындиным[1]. Они как областное руководство обратились к Головину с предложением возглавить творческую работу челябинского театра, на что он ответил согласием и в течение 2 сезонов (1936-38)был главным режиссёром Челябинский театр драмы им. Цвиллинга [4]. Челябинский театр, получивший статус областного, переживал тогда сложный период становления, многие спектакли шли при полупустом зрительном зале. Профессиональная помощь оказалась необходима.

Головин принёс с cобой на челябинскую сцену реалистические традиции Малого театра. Работу художественным руководителем Челябинского драматического театра он начал с постановки пьесы Н. Гоголя «Ревизор», на сцене Малого театра он сам в течение 18 лет играл в этом спектакле роль городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Выбор именно этой пьесы для первой постановки Головин объяснял так в газете «Челябинский рабочий» от 30 сентября 1936 г.: «Большого художественного таланта, жизненной правдивости, высокого мастерства требует от актёра бессмертная гоголевская комедия, давая ему, вместе с тем, безграничный материал для творческой работы. Вот почему постановка „Ревизора“ на сцене служит как бы пробным камнем для всякого театрального коллектива». Премьера прошла 1 октября 1936 г. Роль Городничего исполнялся сам Сергей Головин.[1]

Значение этой постановки не только для театра, но и культурной жизни всего города переоценить невозможно. Этот спектакль поставил Челябинский театр драмы в ряд профессиональных театров страны, поднял планку культурного потенциала города.

В 1937 году С. Головин обратился и в своих последующих спектаклях к классике, поставив «Стакан воды» Э. Скриба, «Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А. Пушкина, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Бешеные деньги»[5][6] и «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского в 1938 году.

С. Головин пригласил из других городов в Челябинский театр талантливых артистов, многие из которых так и остались там, продолжив работу в Челябинском театре: И. Е. Рагозин, А. С. Лескова, В. А. Виннов, С. С. Прусская, П. И. Кулешов и другие[7]. Он оставил Челябинский театр, когда там сложился уверенный творческий коллектив.

Последние годы[править]

С. А. Головин продолжил работу в Москве в Малом театре, вернувшись к своим ролям. Однако работа эта оказалась недолгой. В 1939 году он успел сыграть в спектакле по пьесе А.Корнейчука «Богдан Хмельницкий», где С.Головин создал образ крестьянского вождя Максима Кривоноса, неукротимого, прямолинейного, беззаветно преданного своему делу. О Кривоносе — Головине критик писал, что артист нашёл и воссоздал неповторимые национальные черты образа, дал почувствовать, что это «действительно украинец, действительно казак, сечевик» (В.Лесков «Богдан Хмельницкий» на трёх сценах. — «Театр», 1939, № 7, с. 121).[6]

Сергей Аркадиевич Головин скончался в самом начале войны 9 октября 1941 г. в Щелкове Московской области.

Роли в Малом театре[править]

Сергей Головин в роли Яго «Отелло» У.Шекспира. 1908 год
Сергей Головин в роли Скалозуба в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. 1917 год

Роли в кино[править]

Критика и отзывы[править]

«Созданные им образы отличались точной социальной характеристикой, широтой обобщения, типичностью, ясностью и выразительностью внешнего рисунка», — пишет о нём «Театральная энциклопедия» [9].

Ю. А. Дмитриев в книге «Академический Малый театр. 1917—1944»: «С. А. Головин был острохарактерный актёр, стремившийся прежде всего найти внешний облик, манеру поведения своих персонажей. Старик С.Головина в одноимённой пьесе М.Горького (1919) был человеком от природы обиженным и трусливым. Той злобной силы, которой драматург наделил этот персонаж, артист не показывал. Его Старик был то наглым и злобным, то испуганным и смятенным, с безумными от ужаса глазами, отвратительным в своём ничтожестве»[6].

Фамусов в исполнении С.Головина был отвратительным и злым стариком. «Это прежде всего потаскун, лицемер, ханжа, тиран, чёрный реакционер. Это вместе с тем льстец и подхалим…. У Головина есть барин-самодур. Но барски стильное, почти эстетное испарилось, а самодурское, азиатное передано с рельефом, иногда даже перехлестывающим реализм и впадающим в карикатуру. Прибавьте к этому большое разнообразие интонаций и скульптурность жеста, и вы поймете, что Головин одержал хорошую победу» [6].

Источники[править]