Сказки Гофмана (фильм, Россия)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие значения

Сказки Гофмана

Постер фильма
Жанр
лирическая комедия
Режиссёр
Тинатин Баркалая
Продюсер
Екатерина Филиппова
Автор сценария
Алексей Онищенко
Андрей Золотарёв
В главных
ролях
Екатерина Вилкова
Евгений Цыганов
Максим Стоянов
Оператор
Константин Эсадзе


Кинокомпания
«Пан-Атлантик Студио»
при поддержке «Фонда кино»
Дистрибьютор
«НМГ Кинопрокат»
Длительность
98 минут
Сборы
$ 71 512
Страна
Российская Федерация Россия
Язык
русский
Год
2023




«Сказки Гофмана» — романтическая комедия, дебютный полнометражный фильм режиссёра Тины Баркалая, вышел на экраны в 2024 году.

Описание[править]

Живет в Москве неприметная женщина Надежда Страхова (Екатерина Вилкова), которую в детстве третировала мать и которая благодарна своему неотёсанному мужу Виталику (Максим Стоянов) за то, что женился на ней. Чтобы содержать себя и неработающего Виталика, который считает ниже своего достоинства предложения работать «за копейки», Надежда трудится днём в районной библиотеке и вечерами в театральном гардеробе.

«Блаженная Надя боится всего на свете, вечно перед всеми извиняется и смиряется с низкой самооценкой, которая в придачу к бигуди и малогабаритной квартире в Москве досталась ей в наследство от авторитарной матери», — пишет кинокритик Мария Ракитина[1].

Однажды её жизнь резко меняется. Хозяин очередного пальто Гарик (Евгений Цыганов) обращает внимание на красивые руки гардеробщицы Надежды и неожиданно открывает перед ней сказочный мир кино и рекламы, приглашая сниматься. Руки совершают с Надей метаморфозу: она начинает заботиться о них и немного о себе, а за съемки получает гонорары в валюте, которые Виталик накапливает на свою мечту — иномарку, иногда позволяя и Надежде потратить долларов двадцать на кремы и косметику.

Начальство в библиотеке прессует Надежду с требованием собирать с читателей не возвращённые книги, одна из которых — «Сказки» Гофмана — уже три года находится у некоего Фишмана, который оказался художником театра теней, но книгу так и не вернул. Побеседовав с супругой должника, инициировавшей развод и уставшей быть музой, Надя задумывается, любит ли её муж.

Чтобы сберечь руки, Надежда нанимает в домработницы уборщицу Надиру (Наргис Абдуллаева), которую в один не прекрасный день укладывает в постель неотёсанный Виталик. Застав парочку врасплох, Надя переживает шок и уходит из дома. Её утешает добродушный Гарик, после чего Надя возвращается домой и прощает и Виталика, и Надиру, которая клятвенно обещает, что больше не поддастся на половые притязания Виталика. Супруги копили на машину, пока в один не прекрасный день Надира не выбросила в мусорник коробку из-под пельменей, в которой хранилось сокровище. Узнав об этом, взбешённый Виталик выплёскивает на женщин кастрюлю с кипятком, в которой Надира намеревалась сварить картошку. Надины руки обожжены и про кино пришлось забыть.

Найденные в мусоре деньги не пошли на пользу Виталику: он разбился на машине и стал инвалидом, перейдя на попечение Надиры. А Надя вернулась на работу гардеробщицы, где её и встретил художник Фишман, пригласив её за красивые руки в свой театр теней.

Прокатная судьба[править]

Режиссерский дебют Тины Баркалая «Сказки Гофмана» в 2023 году был представлен в конкурс 54-го Международного кинофестиваля Индии (International Film Festival of India, IFFI). Премьера фильма в России состоялась летом 2023 года на открытии кинофестиваля «Короче» в Калининграде[1], где он получил специальный приз от телеканала "Россия"[2].

Фильм вышел на экраны 28 марта 2024 года, до 21 апреля его посмотрели 21 385 зрителей, обеспечивших сборы в размере 6,7 млн рублей (71 512 долларов). 99% сборов приходится на Россию[3].

Максим Стоянов получил приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Гатчине «Литература и кино»[4]. Критик Александра Горелая считает, что эту награду артист заслужил: «Он создал яркого и запоминающегося героя, которого начинаешь недолюбливать с первого появления. То, что нужно для отрицательного персонажа. Его Виталик — в высшей степени неприятный: наглый, уверенный в своей неотразимости, противный в высказываниях, самоутверждающийся за счет других и при этом зависимый и одинокий. Типичный школьный двоечник, который своим вызывающим поведением старается доказать, что он что-то значит, хотя на самом деле ничего из себя не представляет. И отыграл актер эту роль блестяще»[5].

Рецензии[править]

«Режиссерский дебют Тины Баркалая — пример любопытного авторского кино, но с посланием зрителю он так и не определяется. Надя, с малых лет научившаяся закрывать ладошкой один глаз, чтобы не видеть плохое и страшное, тонко воплощает людей, выбравших эскапизм, потому что так психологически проще. И все же „Сказки Гофмана“, в которых эффектно переплетаются театр, литература и советские диафильмы, не решаются быть чем-то большим, чем абстрактной фантазией обо всем и сразу. Нарочито олдскульный фильм как будто боится оступиться и сболтнуть лишнего». Мария Ракитина[1].

««Сказки Гофмана» претендуют одновременно на легкую сказку о трудных временах и на туманную притчевость. Трудные времена — это самый конец 1990-х годов, каким, судя по мелким деталям, датировано время действия. Забавно, что только что Вилкова и Цыганов сыграли в фильме Александра Велединского «1993», где та же эпоха предстала со своей кровавой стороны. А тут все ее приметы скорее забавны и безобидны. Коррупционное преобразование библиотеки, где трудится влюбленная в пыль страниц, рукописные формуляры и загорелые книжные полки Надя, в караоке-бар. «Черный нал», заработанный Надей и хранимый Виталиком в морозилке в коробке с просроченными пельменями. Тамагочи, наконец, подаренный Надей мужу и с тех пор поглотивший все внимание этого бездуховного домашнего тирана... Все бы хорошо, но в чем тут метафоричность? Ведь Надины руки — это не просто части тела, а ведь что-то большее? Символ женственности, самостоятельности, сексуальности, наконец. Но нет, руки остаются просто руками, а весь фильм, как высказывается злобно один из персонажей,— «расчлененкой какой-то»». Михаил Трофименков[6].

««Сказки Гофмана» действительно похожи на сказку. Надя здесь типичная Золушка, затюканная и покорная, согласная на все, лишь бы угодить злой мачехе, роль которой на себя взял Виталик. Если и дальше рассматривать эту аналогию, то фея-крестная – это Гарик. Только вот волшебного превращения в принцессу в финале не случается. Золушка остается Золушкой, злая мачеха оборачивается инфантильным неудачником, а фея – вечно уставшим Евгением Цыгановым... В целом «Сказки Гофмана» – деликатное и хрупкое кино, и если не ждать слишком многого, то смотреть его довольно приятно: оно вызывает улыбку и оставляет после себя сказочное послевкусие». Александра Горелая[5].

Примечания[править]

Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Сказки Гофмана (фильм, Россия)», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».