Фрида Давыдовна Гуревич

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Гуревич Фрида Давыдовна

Image273.jpg
Дата рождения
1 января 1912 года
Место рождения
м. Прейли, Двинская губерния, Российская империя
Дата смерти
8 сентября 1988 года
Место смерти
Ленинград, СССР







Известна как
специалист в области изучения древней и средневековой культуры Юго-Восточной Прибалтики и Белорусского Понеманья, первооткрывателя многих археологических памятников данного региона



Фрида Давыдовна Гуревич (1 января 1912, Прейли — 8 сентября 1988) — советский археолог, доктор исторических наук. Исследовала древние и средневековые культуры Юго-Восточной Прибалтики и Белорусского Понеманья[1].[2]

Ранний период[править]

Появилась на свет в еврейской семье ремесленников, происходивших из местечка Прели Двинской губернии, переехавшей в ПМВ в Петроград. . Ко времени её рождения семья была разобщена — мать жила в Латвии, а отец — в Санкт-Петербурге, обучаясь в это время ремеслу заготовщика обуви. Когда началась Первая мировая война, в июле 1914 года мать с маленьким ребёнком на руках, оставив всё, отправилась к мужу, и с тех пор семья обосновалась в Петербурге. После революции семья бедствовала.

Детство и отрочество Фриды Давыдовны пришлись на годы революции и последовавшие за ней годы голода, разрухи, нэпа. Семья жила на грани нищеты, к тому же в 1917 и 1919 годах в ней появились ещё две дочери. Фрида питалась в специальных столовых, организованных американцами для больных и особенно ослабленных детей. Когда ей исполнилось 7 лет, она поступила учиться в советскую единую трудовую школу, но вскоре перешла в 5-ю национальную еврейскую школу и закончила её в 1929 году. В молодости Ф. Д. Гуревич, как и многие сверстники, была захвачена революционной стихией — вступила в отряд пионеров Военно-технического завода (бывшего завода Поселя). Активно участвовала в различных общественных организациях — «Долой безграмотность», «Костёр», «Синяя блуза». Всю жизнь сохраняла общественную активность и партийный дух, реагировала на события как в стране, так и в круге друзей и коллег[1].

В 1929 г. окончила 5-ю национальную еврейскую школу.

Несмотря на крайнюю нужду, родители Фриды Давыдовны одобрительно отнеслись к желанию дочери продолжить образование. Она поступила в педагогический институт имени Герцена, который окончила в 1932 году, получив специальность преподавателя истории.

Карьера[править]

После окончания института вместе с мужем В. Г. Ревуненковым (впоследствии известным историком Нового времени) она по распределению была направлена в Томск, где работала ассистентом кафедры социально-экономических дисциплин в Сибирском горном институте[1].

Вернувшись в Ленинград в 1934 году, Ф. Д. Гуревич поступила в аспирантуру Государственной академии материальной культуры по истории западноевропейского Средневековья.

4 декабря 1937 года она была принята на работу в Институт материальной культуры, а в 1938 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Саксонское восстание 1073—1075 гг.».

С 1937 г. трудилась в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР (с 1964 г. — с.н.с.).

В 1938 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Саксонское восстание 1073—1075 гг.»

После защиты диссертации она переключается на археологическую тематику. Именно в эти годы в Секторе Древней Руси и Восточной Европы под руководством П. Н. Третьякова начиналась большая работа по изучению этногенеза славян и их ближайших соседей финно-угров и балтов. Разработка темы, направленной на исследование балто-славянского взаимодействия и порученной Фриде Давыдовне, по-видимому, задумывалась как часть этой большой работы. Об этом косвенно свидетельствует участие Ф. Д. Гуревич в Днепровской (Славянской) экспедиции П. Н. Третьякова в 1940 году.[3]

В годы Великой Отечественной войны её как мать двух маленьких детей командировали на работу в интернат, созданный для эвакуации из Ленинграда детей сотрудников Академии наук. В 1941 году интернат находился в городе Тетюши Татарской АССР. В 19421944 годы вместе с ленинградскими сотрудниками Института истории материальной культуры она жила и работала в Ташкенте, который во время войны стал центром научной и культурной жизни всей страны: туда были эвакуированы сотрудники многих академических учреждений. В это же время в эвакуации в Ташкенте находились многие артисты, писатели, поэты. Большинство эвакуированных учёных жили в общежитии, помещавшемся в бывшей балетной школе имени Тамары Ханум на Пушкинской улице, д. 31. Поэтому все обитатели общежития назывались ханумитами. В те годы Ф. Д. Гуревич подружилась со многими востоковедами, этнографами, антропологами, с некоторыми из них — на всю жизнь.

Во время эвакуации Ф. Д. Гуревич работала в Институте и вела активную переписку с родными и коллегами из блокадного Ленинграда, Советска, Москвы, Фрунзе, Владивостока. Жизнь в эвакуации была нелёгкой. Вместе с Фридой Давыдовной жила её сестра Софья Давыдовна с двумя дочерями. Продуктов, выдаваемых по карточкам, для большой семьи не хватало. Были и болезни, и серьёзная тревога о родных, оставшихся в блокадном Ленинграде, и о тех, кто был на фронте. В 1944 году, приехав из Ташкента с детьми в Москву к мужу, Ф. Д. Гуревич была принята на работу в московскую часть Института истории материальной культуры, где проработала до 1946 года[1].

Вернувшись в 1946 году в Ленинград, она окончательно связала свою научную деятельность с археологией. Проработав несколько полевых сезонов на раскопках Старой Ладоги (в экспедиции, возглавляемой членом-корреспондентом АН СССР В. И. Равдоникасом), в 19491951 годы Ф. Д. Гуревич приступила к планомерному археологическому обследованию Калининградской области — земли древних пруссов, отошедшей после войны к СССР. Она стала первым советским исследователем, начавшим археологические изыскания этого региона и смежных с ним областей. Калининградский отряд Славянской экспедиции в 19491951 годы и Славяно-Литовский отряд Прибалтийской экспедиции в 1956, 1958 годы исследовал археологические, в основном поселенческие, памятники на территории Приморского (с 1965 года Зеленоградского) района. В 1949—1950 годы проводились археологические разведки, в ходе которых было обследовано свыше 30 поселений, а в 1951 годы уже были произведены первые раскопки — на городище Грачёвка[4]. Благодаря Ф. Д. Гуревич началось исследование поселенческих памятников: установлены системы земледелия и домостроительства, виды ремесла. Самые большие площади были вскрыты на городищах Грачёвка (920 м²) и Логвиново 1 (144 м²). Остальные исследованные памятники имели очень небольшую площадь раскопов — от 4 до 9 м² . На некоторых памятниках, таких, как городища Пионерский, Куликово, Цигенберг, селища Заозёрье и Логвиново (Логвино), производился только сбор подъёмного материала[3]. А в 1955 году, когда создаётся Прибалтийская комплексная экспедиция Института истории материальной культуры под руководством С. А. Таракановой, Ф. Д. Гуревич становится ещё и начальником Славяно-Литовского отряда этой экспедиции.

В 1956 году Ф. Д. Гуревич заинтересовалась памятниками Западной Белоруссии, также открывшейся для полевых работ только после Великой Отечественной войны. В 1955—1956 годы были проведены разведки, в бассейне Верхнего Немана ею был открыт ряд городищ, неукреплённых поселений, курганных и грунтовых могильников I тысячелетия н. э. и ХI— ХIV вв. В 1957—1985 годы проводились систематические раскопки города Новогрудка Новогрудского района Гродненской области под руководством Гуревич[5]. Раскопки проводились преимущественно на территории окольного города. До 1959 года здесь вскрыта площадь около 1000 м². В 19601961 годы близ северного края площадки исследовано около 174 м² при мощности культурного слоя до 4 м. При характеристике материалов раскопок 1957—1967 годов Ф. Д. Гуревич так оценивала культурный слой: «Мы лишены возможности охарактеризовать такие несомненно существенные отрасли городского ремесла, как выработка кожи и сапожное дело. При раскопках на детинце встречены фрагменты кожаной обуви со следами швов и отверстий, обрезанные лоскуты кожи и ремешки. Шилья, ножи, иглы и некоторые другие находки могли также применяться и в сапожном деле. Однако все эти материалы крайне незначительны и не дают возможности сделать на их основании сколько-нибудь серьёзные выводы». Раскопки детинца в 1985 году имели целью обследование до материка ранее заложенного раскопа. Выяснено, что культурный слой XIII века, показавшийся в конце исследований прошлого сезона, имеет толщину более 1,5 м, а общая мощность культурного слоя на раскопе превышает 5,5 м[6].

Области исследований: археология Белорусского Понеманья (в основном ранний железный век и древнерусская эпоха).

Написала примерно 120 работ.

Семья и личная жизнь[править]

Супруг — историк В. Г. Ревуненков, дочери — историк Ревуненкова (Ревуненкова Наталья Владимировна), этнограф Е. В. Ревуненкова, зять — Леонард Георгиевич Герценберг, лингвист-компаративист.

Награды[править]

Награждена медалями «За доблестный труд в Великую Отечественную войну» и «Ветеран труда», Почётной грамотой Президиума АН СССР «За многолетнюю плодотворную научную и научно-организационную и общественную работу».

Труды[править]

  • «Древности Белорусского Понеманья» (1962)
  • Гуревич Ф. Д. Древние верования народов Прибалтики по данным «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского // «Советская этнография». — 1948. — № 4.
  • «Стеклянной резной бокал из Новогрудка» — «Советская археология» (1963, № 2)
  • «Дом боярина ΧΙΙ века в древнерусском Новогрудке» — «Краткие сообщения Института археологии АН СССР» (1964, вып. 99)
  • «Восточное стекло в Древней Руси» (1968)
  • «Древний Новогрудок» (1981)
  • «Древние города Белорусского Понеманья» (1982)

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Е. В. Ревуненкова, Н. В. Ревуненкова. Фрида Давыдовна Гуревич (01.01.1912-02.09.1988) // Записки ИИМК РАН. — 2012. — № 7. — С. 233—244..
  2. Ревуненкова Е. В., Ревуненкова Н. В. Фрида Давыдовна Гуревич (01.01.1912—02.09.1988)// Записки ИИМК РАН. СПб: 2012, № 7. С. 233—244.
  3. 3,0 3,1 Коваль, С. А. Материалы работ Калининградского отряда Славянской археологической экспедиции ИИМК АН СССР (1949-1958 годы) в фондах Калининградского областного историко-художественного музея // Время Музея : Сборник статей. — 2021. — Vol. 4. — С. 224—240.
  4. Воробьева, А. В. Археологические исследования памятников бронзового и раннего железного веков на территории Калининградской области // Калининградские архивы. — 2021. — № 18. — С. 137—145.
  5. Пескова, А. А. К истории научных исследований Ф. Д. Гуревич // Записки Института истории материальной культуры. — 2012. — № 7. — С. 229—232.
  6. Курбатов, А. В. Кожаные предметы из Новогрудка (по материалам раскопок 1985 г.) // Записки Института истории материальной культуры. — 2013. — № 8. — С. 168—175.