Шерира бар-Ханина

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Шерира-гаон»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Шерира бар-Ханина (Шерира-гаон, ןואג ארירש) — еврейский деятель X века[1].

Биография[править]

Родился около 900 года.

Как со стороны отца, так и со стороны матери Шерира был потомком родовитых семей, многие члены которых занимали пост гаона. Сам Шерира очень гордился своей родословной[2]. Фамильным гербом Шерира был лев, служивший гербом царей Иудеи[3].

В 968 году Шерира, занимавшей дотоле пост главного судьи, был избран гаоном знаменитой школы в Пумбедите, а его место занял сын его р. Гаи-гаон[4]. На этом посту Шерира оставался в течение 30 лет, и только преклонный возраст заставил его уступить место своему сыну р. Гаи. Вследствие доноса халиф Аль-Кадир схватил престарелого Шерира и его сына-гаона и заключил их в тюрьму. Недолго спустя после этого потрясения Шерира скончался почти столетним старцем[5].

Будучи главою академии, Шерира старался привлечь как можно больше учеников. Многочисленные респонсы Шерира вошли в древнейшие сборники. Вообще его респонсы мало чем отличаются от респонсов других гаонов, трактуя преимущественно вопросы религиозной практики, и только некоторые из них комментируют отдельные места из Талмуда и Мишны. И литературная деятельность Ш. была направлена главным образом на изучение Талмуда. С арабским языком он был знаком не особенно глубоко. Писал он преимущественно по-еврейски и арамейски. Шерира славился благородным характером. При разрешении ритуальных вопросов он был склонен к ригоризму, следуя букве Талмуда. Последний он умело защищал от нападок караимов. В его респонсах рассеяны законы и разъяснения, крайне важные для понимания Талмуда; таковым является, напр., толкование слова «mizwah»[6]. Шерира, по общепринятому мнению, является одним из приверженцев каббалы. Шерира был убежден, что такие мистические произведения, как «Schiur Komah» и «Hechalot», являются действительно древними произведениями времен р. Исмаила и р. Акибы. Правда, в респонсе[7], где идет речь об одном месте из «Schiur Komah», трактующем о членах тела Бога, подобных человеческому, Шерира выражается, что здесь многое таинственно и буквально не должно быть понято. Из литературных трудов гаона Шериры отметим «Megillat Setarim», где он пытается доказать значение агады (Aboab, введение к Menorat Ha-Маоr); к сожалению, важнейшие части этого сочинения затеряны. Большою известностью пользуется его послание к общине Кайруана, служащее историческим документом в истории развития поталмудической литературы и эпохи гаонов. Послание это явилось ответом на запрос р. Яков бен-Ниссима из Кайруана, от имени общины, о происхождении Мишны, её редактировании, как и об исторической последовательности талмудических и последующих авторитетов. Послание Шерира проливает много света на эту темную страницу еврейской истории и отличается строгою беспристрастностью, за исключением периода истории, связанного с ветвью Бостанаи и некоторых его современников. Послание Шерира вошло в хронику Ахимааца.

Умер около 1000 года[8].

Примечания[править]

  1. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  2. Послание Шерира из Neubauer’а, l. c., 1, 23, 33
  3. Ibn Daud, l. c.
  4. Scherira, l. с., I, 41
  5. Ибн-Дауд, l. c., по Weiss’y, Dor, V, 74
  6. Teschubot Geone Mizrach u-Maarab, № 141, Bet Talmud, IV, 351
  7. № 122, Schaare Teschubah
  8. Авраам ибн-Дауд, Sefer На-Kabbalah