Юлия Домна

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Юлия Домна

Julia domna.jpg



Дата рождения
170
Дата смерти
217
Гражданство
Vexilloid of the Roman Empire.svg Римская империя











Юлия Домна.

Юлия Домна (Iulia Domna) — жена римского императора Септимия Севера, из династии Северов[1].

Происхождение[править]

Юлия Домна родилась примерно в 170 году (точная дата неизвестна[2]) Эмесе в Финикии (ныне, Сирия); её отец Гай Юлий Бассиан был жрецом (первосвященником) при «храме Солнца» (по-видимому, бога Решефа или Баал-Хамона)[3].

Юлия Домна приходится сестрой Юлии Месы.

Биография[править]

Начало биографии[править]

В 187 году (или в 184 году) на Юлии Домне женился Септимий Север, увлечённый её умом и красотой, а также прельстившись оракулом, который предсказывал ей брак с государем:

Когда он, овдовев, решил жениться во второй раз, он стал разузнавать гороскопы невест, будучи сам в высшей степени сведущ в астрологии. Когда он узнал, что в Сирии есть одна девушка, гороскоп которой гласит, что она выйдет замуж за царя, он приложил все старания к тому, чтобы жениться на ней и при посредничестве друзей добился этого[4].

Гордая, стойкая и честолюбивая, Юлия Домна, как говорили, убедила мужа стремиться к престолу, и хотя не смогла вполне подчинить себе этого твёрдого человека, но оказывала на него значительное влияние, даже в политике, действуя религиозными мотивами на его суеверную душу.

Любовная связь[править]

По определению Е. Федоровой[5], Юлия Домна была красивой и образованной женщиной, но не отличавшейся добродетельностью. Как пишет историк Элий Спартиан, у неё был любовник.

Любовником Юлии Домны очевидно был Гай Фульвий Плавтиан, который как минимум был её на 20−30 лет старше. Благодаря ей возможно Гай Фульвий Плавтиан получил в 197 году должность префекта претория[6].

Биограф Септимия Севера о ней написал так:

У себя дома Септимий Север был не очень осмотрителен и ставил при себе жену свою Юлию, которая прославилась любовными похождениями и была виновна в участии в заговоре[7].

Речь идёт о сообщаемом Дионом Кассием факте попытки Плавтиана, любовника Юлии, убить её мужа императора Севера. Заговор был раскрыт, и Плавтиан был убит (205 год)[8].

К моменту убийства Плавтиана Юлия родила двух сыновей, возможно от любовника. После смерти любовника, у Юлии уже не было детей, вероятно из-за равнодушия к ней мужа, которого больше интересовали военные походы и власть.

Дальнейшая жизнь[править]

Юлия Домна родила Септимию Северу двух сыновей — Каракаллу в 188 году и Гету в 189 году, а также двух дочерей. Дочерей император выдал замуж «с хорошим приданым за Проба и Аэция», немедленно сделав обоих зятьев консулами.

Юлия сопровождала мужа на Восток — в Азию и Египет, и на Запад в Британию. Она сопровождала Септимия Севера и в походе против каледонцев.

По настоянию Юлии, Север вступил в борьбу с Нигером и Альбином.

Главным врагом Юлии был любимец Севера, Плаутиан, которому удалось охладить к ней мужа обвинениями её в прелюбодеянии и заговоре. Трудно судить, насколько справедливы были эти обвинения, но Плаутиана заколол Каракалла в присутствии самого императора, а Юлия осталась ненаказанной.

Жажда власти заставила Юлию стерпеть уже после смерти Септимия Севера злодеяние старшего сына Каракаллы, умертвившего своего брата, её любимца Гету, почти в её объятиях в 212 году. Она примирилась с братоубийцей, надеясь забрать его в руки.

Равнодушный ко всему, кроме удовольствий, Каракалла, став императором, предоставил Юлии заведовать государственной канцелярией (cura epistolarum) и фактически руководить управлением. Она фактически была первым министром, а в отсутствие Каракаллы замещала императора.

Рассказывали о том, что Юлия обольстила своего сына чарами своей ещё сохранившейся телесной красоты и вступила с ним в кровосмесительную связь.

Никогда ещё ни одна женщина не достигала такой высоты в римской истории. В посланиях к Сенату имя её ставилось рядом с императорским; её величали почетными именами «Augusta, mater senatus, mater castrorum, patriae», отождествляли с богинями Венерой, Вестой, Деметрой и Герой, строили храмы в её честь; восточное имя её Домна сопоставляли латинским термином domina («госпожа»).

Безграничность притязаний Юлии обнаружилась особенно ярко в её последние дни. Когда в Антиохии до неё дошла весть о гибели сына, она решилась противопоставить узурпатору Макрину свою собственную власть, требовала от преданного Каракалле войска провозглашения её «государем», вдохновляясь образами Семирамиды и Никотрисы. Убедившись, что дело её потеряно, она уморила себя голодом.

Её тело было привезено в Рим и захоронено в Мавзолее Августа. Позже её прах был перемещён в мавзолей Адриана[9]. Юлия Домна была обожествлена.

Юлия Домна и философы[править]

Юлия Домна занималась философией.

Занятия наукой были для неё не одним развлечением: она нашла в них пищу для своего пытливого ума. Около неё расцвёл настоящий «салон» вроде тех, которые создавали знаменитые женщины эпохи Перикла, времён Ренессанса и Просвещения.

Цивилизация была тогда высока и разнообразна; отличительной особенностью умственных вкусов собиравшегося около Юлии Домны просвещённого кружка являлось именно стремление к энциклопедизму. Выдающиеся и изящные представители всевозможных отраслей науки, литературы, красноречия, поэзии, искусства принимались в блестящем кружке и пользовались щедрыми милостями императрицы.

В числе постоянных членов её салона были поэты, как Оппиан и Гордиан, учёные, как Галлен и Серен Саммоник, рассказчики, как Элиан, юристы, как знаменитые Папиниан, Ульпиан и Павел, историки, как Диоген Лаэрт и Марий Максим, педагоги, как Антипатр Персеполийский, воспитатель детей императрицы философы, «софисты», во главе которых стоял Филострат Лемносский, любимый собеседник Домны. Среди них были и даровитые женщины.

Сам император посещал иногда собрания; Гета был в них активным лицом; удавалось привлекать туда даже Каракаллу.

Сочинения Афинея («Деипнософисты») и Филострата («Биографии софистов») дают понятие об интересах, господствовавших среди этого «цвета образованности» эпохи. Главный сотрудник Домны, Филострат, чтобы показать новым верующим, благочестивым и искупающим беззакония путь спасения, написал, по её настоянию, идеализированную биографию Аполлония Тианского, как образец «святого человека», открывающего цель жизни, ведущего к сближению с божеством. Сочинение Филострата служит лучшей иллюстрацией духовно-нравственных стремлений века[10].

Источники[править]

  1. Julia Domna // Английская Википедия
  2. Birley, Anthony. Septimius Severus: the African emperor. — Routledge, 1999. — ISBN 0-415-16591-1, p. 222
  3. Irfan Shahid, Rome and The Arabs: A Prolegomenon to the Study of Byzantium and the Arabs, Washington, 1984, Dumbarton Oaks Research Library, p. 167, ISBN 0-88402-115-7; Glen Warren Bowersock, Roman Arabia, Cambridge, Harvard University Press, 1983, pp. 126–128, ISBN 0-674-77756-5 [1]. "with the last of his names, he clearly tried to forge a link with the ultimate Antonines, who were the Arab emperors from the family of Julia Domna"; Maxime Rodinson, The Arabs, Chicago, University of Chicago Press, pp. 55, ISBN 0-226-72356-9, [2], "The emperor Septimus Severus married an Arab from Emessa, Julia Domna, whose sons and great-nephews ruled Rome."
  4. Юлия Домна
  5. Императорский Рим в лицах
  6. Julia Domna: An Empress' Struggle
  7. Сев. XVIII
  8. Cassius Dio. Roman History
  9. Дион Кассий Эпитома книги 79
  10. Юлии сирийские // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890−1907.