Якутская новая волна

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Якутская новая волна
 Просмотреть·Обсудить·Изменить

Яку́тская но́вая волна́ — направление в российском кинематографе, появившееся в 2000-х годах в результате подъёма национального кино в Якутии. Объединяет режиссёров, чьи фильмы рассказывают об особенностях мировоззрения и менталитета якутов. Для неё характерны уникальность, самобытность и неформатность. Авторы получили признание на международных фестивалях в Европе и Азии.

История[править]

Во времена СССР в Якутии не снимали собственных фильмов. Первые картины, произведённые в республике, относились к жанру этнографической документалистики. Так, в 1940 году появилась картина «Якутия» режиссёра Александра Литвинова.

В 1989 году выпускник ВГИКа Алексей Романов начал работать над первым полнометражным фильмом на якутском языке. Полудокументальный, полуигровой «Срединный мир» об обычаях коренного населения снимался в течение четырёх лет на бюджет, собранный специальным фондом, средства в который переводили жители республики.

После успеха у якутского зрителя «Срединного мира» в национальном кинематографе Якутии произошёл бум любительского кино. Режиссёр Михаил Лукачевский так объясняет интерес своих земляков к киноискусству:

Наши предки веками слушали олонхо, и когда сказитель описывал богатыря, убранство его коня, трепет листьев на деревьях в сцене прощания, они все это видели. Эпос развил воображение якутов. И когда появилось кино, мы уже были к этому готовы. Кино — оно наше, родное. В отличие от… ну хотя бы футбола[1].

Фильмы, снятые любителями, находили своего зрителя несмотря на низкое техническое качество. В Якутске работал кинотеатр «Лена», заместитель директора которого, Георгий Николаев, ставил в прокат первые якутские фильмы, снятые непрофессионалами без технической компетенции. Такое кино шло в утренние часы и имело успех[2]. В 1992 году в Якутии была открыта первая киностудия — «Сахафильм», снимавшая успешные по экспертным меркам картины, но при этом они не были востребованы у массового якутского зрителя. Рассказывает режиссёр Степан Бурнашев:

В то время фильмы были по госзаказу, и они не доходили до широкой аудитории. Всё изменилось в 2004 году, когда кинокомпания «Алмазфильм» во главе с Александром Даниловым поддержала якутского режиссёра Сергея Потапова. Он театральный режиссёр, снявший фильм «Любовь моя...». Картина шла около 40 минут, но в итоге её показали в кинотеатре. И люди пошли. Фильм был неоднозначный для зрителя, но факт того, что, оказывается, местный зритель ходит на якутское кино, поняли и кинотеатры[3].

Появление якутского кино как явления и зарождение «якутской новой волны» принято отсчитывать с 2004 года — после картины «Любовь моя…» Сергея Потапова. Короткометражка про двух братьев, решивших ограбить банк, при производственном бюджете 120 тыс. рублей окупилась в локальном прокате, собрав почти в четыре раза больше затраченных на создание средств. С середины 2000-х годов в республике снималось всё больше фильмов — в основном для внутреннего рынка, так как практика показала, что местный зритель более охотно идёт на отечественные картины, чем на голливудские. Спонсировали якутский кинематограф местные бизнесмены в обмен на рекламу. Так, в 2006 году состоялся следующий успешный релиз — хоррор Анатолия Сергеева «Тропа смерти». С появлением этой картины, вспоминает Степан Бурнашев, местные режиссёры и продюсеры узнали, как работает маркетинг в кино:

Везде были развешены постеры, во всех СМИ об этом фильме говорили, и народ пошёл. Тогда многие молодые ребята, кто с образованием, кто без, поняли, что можно на этом зарабатывать. Снимать стали практически все[3].

В середине 2000-х в Якутии появилось ещё несколько киностудий: «Алмазфильм», «Арктик-синема», «Магдиз», они также ориентировались на местную аудиторию. Тем временем власти региона решили развивать собственный кинематограф: за счёт бюджета Якутии студенты отправлялись на обучение в столичные киношколы. Именно эти молодые специалисты стали творческой основой в становлении якутского кино[4].

Заметный всплеск внимания к якутским фильмам произошёл в конце 2010-х годов. Тогда якутское кино становится важным участником кинофестивалей. Например, в 2017 году сразу 12 фильмов из республики показали на кинофестивале в Пусане. В 2018 году «Царь-птица» Эдуарда Новикова получил главный приз на Московском международном кинофестивале, главный приз Asian World Film Festival и награду «За высокую художественность» на фестивале в Монреале[5].

Кадр из фильма «Царь-птица» Эдуарда Новикова, 2018

Следующий крупный международный успех якутского кино — победа в 2021 году в конкурсе «Восток-Запад» Международного кинофестиваля в Карловых Варах картины Владимира Мункуева «Нуучча». В 2023 году короткометражный документальный фильм Максима и Евгении Арбугаевых «Выход» стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм».

В начале 2000-х годов в республике выпускалось до пяти фильмов в год, к 2010 году их число увеличилось до 15. По данным на 2024 год, киностудия «Сахафильм» за годы существования выпустила 172 фильма[6], с учётом других студий ежегодно в республике производится около 20 фильмов на языке саха, при том, что население Якутии составляет чуть более 1,5 млн человек. Таким образом Якутия занимает третье место по объёмам кинопроизводства после Москвы и Санкт-Петербурга.

Кадр из фильма «Выход» Евгении и Максима Арбугаевых, 2022

Стиль и особенности[править]

К середине 2000-х годов у якутского кино начинает складываться стиль, который был определён экономическими и географическими особенностями региона. Чтобы окупаться в прокате, фильмы должны быть недорогими в производстве. Средний бюджет — 2-3 млн рублей, тогда как средний бюджет российского киномейнстрима составляет больше 100 млн рублей. Низкий бюджет, по признанию самих якутских режиссёров, рождает изобретательность и сплочённость съёмочной группы. Также причина якутского кинобума — вложения в отрасль местного частного бизнеса. Например, фонд развития кино и анимации «Синет Сахавуд» основателя группы IT-компаний Sinet Group Арсена Томского ежегодно выделяет на создание фильмов в республике гранты до 12 млн рублей.

У рынка якутского кино сформировалась определённая структура, которую условно можно поделить на три направления. По словам программного директора Якутского международного фестиваля Алексея Медведева, первое — это жанровое кино, в том числе хорроры и триллеры. Якутские режиссёры много работают с фольклором, который хорошо ложится в эту жанровую парадигму. К этому направлению можно отнести, например, работы Степана Бурнашева («Айта»). Подтверждает мнение Медведева и якутский режиссёр Костас Марсаан:

Фильмы ужасов — то маленькое зернышко, откуда выросло дерево всего якутского кинематографа. Первые якутские фильмы, которые стали пользоваться настоящей народной популярностью, были сняты именно в жанре тубэлтэ (фольклорных историй о таинственном и ужасном)[7].

Кадр из фильмы «Айта» Степана Бурнашева (2022)

Второе направление, популярное у режиссёров якутской новой волны, — арт-мейнстрим, активно завоёвывающий внимание кинематографистов на фестивалях. Именно так, по мнению Алексея Медведева, сработал фильм Эдуарда Новикова «Царь-птица». Третий путь, который выделяет Медведев, это чисто авторское кино. Успех фильмов этого направления закрепил статус якутского кино как феномена и сделал его ещё более популярным[8].

По мнению журналиста Марии Бессмертной, якутский зритель не хотел видеть в национальных фильмах «универсальных» или постмодернистских историй. В сюжете его интересовали скорее истории героев из окружающей его действительности:

Якутское кино (по крайней мере та его часть, которую принято называть «фестивальной») — это редкий пример кино без, казалось бы, уже обязательного цитирования кого-нибудь из «великих». Вместо очередного «как в Голливуде» — в сценариях используются местные легенды («Царь-птица», «Иччи»). А правильное сочетание пустынных пейзажей и фольклорных тропов тут же помещает фильмы, хотят того их создатели или нет, на территорию вестернов или фолк-хоррора…[9]

Критики выделяют ещё два фактора, которые делают якутское кино уникальным — отношение якутов к природе (природа и жители Якутии неделимы) и отсутствие желания стать мейнстримом (якуты снимают кино о себе и для своих земляков, не стремясь попасть в города-миллионники)[10].

Режиссёры[править]

Значимые фильмы[править]

Примечания[править]

  1. Режиссер Михаил Лукачевский: Снимать фильм — величайшее счастье на свете (27 августа 2018 года). Проверено 11 сентября 2024.
  2. Якутское кино в пяти словах рус.. Журнал «Сеанс. Проверено 12 сентября 2024.
  3. 3,0 3,1 Финчер по-якутски. Как "Айта" продолжает лучшие традиции кинематографа земли Саха. Проверено 11 сентября 2024.
  4. Как якутский кинематограф завоевал мир?. artforintrovert.ru. Проверено 11 сентября 2024.
  5. Никита Куликов. От любительских съемок к «Оскару». Почему якутское кино стало международным феноменом, но в России считается националистским. Проверено 13 сентября 2024.
  6. Сахафильм — Кинокомпания рус.. sakhafilm.ru. Проверено 12 сентября 2024.
  7. Костас Марсаан — о якутских хоррорах, иранских джиннах и зомби (9 сентября 2019 года). Проверено 12 сентября 2024.
  8. Никита Куликов. От любительских съемок к «Оскару». Почему якутское кино стало международным феноменом, но в России считается националистским (3 октября 2023 года). Проверено 11 сентября 2024.
  9. Бессмертная, Мария. Свой путь. Почему всем надо смотреть фильмы «якутской новой волны» (19 января 2023 года). Проверено 11 сентября 2024.
  10. Катя Загвоздкина. «Бьют по сборам голливудские блокбастеры». Какие фильмы снимают в Якутии (20 января 2023 года). Проверено 12 сентября 2024.
Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Якутская новая волна», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».