Александр Эммануилович Нудельман

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Александр Эммануилович Нудельман

Военный деятель
NudelmanAE.jpg



Дата рождения
21 августа 1912 года
Место рождения
Одесса, Российская империя
Дата смерти
2 августа 1996 года
Место смерти
Москва, Россия





Награды и премии

Герой Социалистического ТрудаГерой Социалистического Труда
Орден ЛенинаОрден ЛенинаОрден ЛенинаОрден ЛенинаОрден Октябрьской РеволюцииЮбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»Орден Трудового Красного ЗнамениОрден Трудового Красного ЗнамениМедаль «За оборону Москвы»
Орден Кутузова I степениОрден Кутузова II степени
Ленинская премияСталинская премияСталинская премияСталинская премияГосударственная премия СССРГосударственная премия СССР



Александр Эммануилович Нудельмансоветский конструктор конструктор автоматического оружия, доктор технических наук, профессор, академик — действительный член — Российской Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского и Академии Ракетных и артиллерийских наук, дважды Герой Социалистического Труда[1][2].

Карьера[править]

Александр Нудельман родился 8 августа (21 августа) 1912 года в Одессе в семье столяра-модельщика Эммануила Абрамовича Нудельмана — мастера-модельщика и литейщика, владельца механической мастерской на Московской улице, выпускника еврейского ремесленного училища общества «Труд», и Эсфиры Исааковны Нудельман, в которой было 6 детей, в том числе художница Раиса Эммануиловна Нудельман.

После учёбы в профшколе и окончания в 1929 году техникума Асовмещает работу в конструкторском бюро содействия изобретателям с учёбой в Одесском индустриальном институте.

В 1935 году окончил Одесский индустриальный (политехнический) институте.

Затем работал в КБТ (ОКБ-16) в Москве, под руководством с ведущим в то время конструктором по разработке авиационного оружия Якова Григорьевича Таубина (необоснованно репрессирован и расстрелян в 1941 году по бессудному приказу английского шпиона Л.П. Берия, разоблачённого и расстрелянного в 1953 году). Перед ОКБ были поставлены сложные и ответственные задачи по созданию авиационного автоматического оружия, которое должно было обеспечить надежное поражение воздушных и наземных целей. Благодаря увлеченности новыми разработками и блестящим конструкторским способностям Нудельман стал одним из ведущих конструкторов принципиально новой авиационной автоматической пушки МП-6, разрабатывавшейся под руководством Таубина и М.Н. Бабурина по техническим требованиям ВВС РККА. В 1940 году эта работа была завершена и Нудельман получил свой первый орден.

С мая 1941 года — главный конструктор ОКБ–16 (вместо арестованного Таубина) — КБ «Точмаш» (ныне ОАО «КБ точного машиностроения им. А. Э. Нудельмана»).

В 19411942 годах в предельно сжатый срок небольшой конструкторский коллектив под руководством Нудельмана, продолжая работу, начатую ещё Таубиным, создал мощную скорострельную авиационную пушку калибра 37 мм — «НС-37» (авторы: Нудельман и А.С. Суранов). 30 декабря 1942 года пушка «НС-37» была принята на вооружение советской авиации. Она устанавливалась на истребителях «ЛаГГ-3», «Як-7Б», «Як-9Т» и на штурмовики «Ил-2». Всего во время Великой Отечественной войны было выпущено более 8 тысяч этих пушек.

В 1943 году — лауреат Сталинской премии 2 степени — «За разработку пушки НС-37».

В 19431987 годах — руководитель и главный конструктор ОКБ-16.

В 1944 году была создана самая мощная в истории авиации пушка калибра 45 мм — «НС-45», которая устанавливалась на истребителях «Як-9К», и принимала участие в боях на завершающем периоде Великой Отечественной войны, в том числе и в боях за Берлин.

В октябре 1944 года была принята на вооружение и поставлена на серийное производство авиационная пушка «НС-23». Штурмовики «Ил-10» с четырьмя крыльевыми пушками «НС-23» участвовали в боях на завершающем этапе Великой Отечественной войны, а затем ими в массовом порядке вооружались реактивные истребители.

После войны под его руководством был создан ряд современных авиационных пушек для вооружения реактивной авиации.

26 июня 1946 года — лауреат Сталинской премии 2 степени — «За разработку пушки НС-23 и 23-мм патрона».

В 1947 году была принятая на вооружение авиационная пушка «Н-37», ставшая главным оружием реактивных истребителей «МиГ-9» и «МиГ-15», кроме того, применялась на «МиГ-17» и «Як-25».

В 1949 году была принята на вооружение новая лёгкая авиационная пушка «НР-23» (авторы: Нудельман и Арон Абрамович Рихтер), которой вооружались самолёты истребительной и бомбардировочной авиации «МиГ-17», «Ту-4», «Ту-14» и т. д.

14 марта 1951 года — лауреат Сталинской премии 3 степени — «За разработку новейшего авиационного вооружения».

В 1955 году была принята на вооружение авиационная пушка «НР-30» калибра 30 мм, отличавшаяся рядом оригинальных технических решений и высокой эффективностью, и ставшая главным оружием советских реактивных истребителей.

До конца 1950-х годов авиационные пушки «НС-23», «Н-37», «НР-23» и «НР-30» оставались главным вооружением боевых самолётов ВВС СССР.

В 19551960 годах в КБ Нудельмана были разработаны автоматические пушки «НН-30» (конструкции Нудельмана и В.Я. Неменова) для ВМФ и авиационная пушка «Р-23» (конструкции Арона Рихтера), принятая на вооружение в 1963 году для бомбардировочной авиации.

В 1950-е годы1980-е годы коллектив КБ Нудельманома успешно проводил работы по созданию принципиально нового вооружения и современной специальной техники. В частности было создано семейство неуправляемых реактивных снарядов «С-5», «С-8», «С-25», которыми вооружались самолёты фронтовой авиации и боевой вертолёт «Ми-24».

На базе твердотопливной ракеты «С-5» калибром 57 мм, имеющей раскрывающееся в полёте оперение и обладавшей эффективной дальностью пуска 1,8 км — 2 км, было создано целое семейство ракет с боевыми частями различного назначения: «С-5М» и «С-5М1» (осколочно-фугасные боевые части); «С-5МО» (осколочная боевая часть повышенной эффективности); «С-5К» (кумулятивная боевая часть для борьбы с бронетехникой); «С-5КО» (кумулятивно-осколочная боевая часть); «С-5С» и «С-5СБ» (со стреловидными поражающими элементами); «С-5П» (для создания пассивных радиолокационных помех) и «С-5О» (осветительная парашютная боевая часть). Для запуска ракет «С-5» служат подвесные блоки с числом ракет в блоке от 8 до 32.

В 1960 году был принят на вооружение разработанный ОКБ-16 противотанковый реактивный снаряд «Фаланга», управляемый по радио. Наземный вариант пускового устройства для него монтировался на БМП. Снаряд имел дальность стрельбы 0,8 км — 2,5 км и пробивал броню толщиной 22−25 см. «Фаланга» стала первым ПТУРС, принятым на вооружение вертолётов. Позднее этот комплекс был модернизирован под именованием «Фаланга-М».

В 1962 году защитил докторскую диссертацию, в которой разработал принципы построения и конструктивные решения автоматического пушечного вооружения нового поколения.

В конце 1960-х годов для повышения огневой мощи стрелково-пушечного вооружения самолётов фронтовой бомбардировочной и истребительно-бомбардировочной авиации ОКБ-16 поручили создать 80-мм авиационные неуправляемые реактивные снаряды. Это сопровождалось новыми требованиями к оружию, сформулированными на основе опыта эксплуатации в войсках авиационных реактивных систем калибра 57 мм. Заказчик требовал надежно защитить боеприпасы от аэродинамического нагрева, уменьшить влияние стрельбы ими на работу двигателя самолёта-носителя, сократить временные интервалы между выстрелами, увеличить дальность стрельбы и снизить минимальную высоту применения.

Реактивный снаряд «С-8», разработанный ОКБ-16, имеет калибр 80 мм и эффективную дальность пуска, в зависимости от модификации, от 1,3 км до 4,5 км. На основе базовой конструкции «С-8» с универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью было разработано несколько модификаций ракеты: «С-8М» и «С-8КОМ» с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия и твердотопливным двигателем, имеющим увеличенное время работы. Ракета «С-8С» имеет боевую часть, несущую 2000 стреловидных элементов для поражения живой силы противника. Ракета «С-8БМ» имеет бетонобойную боевую часть проникающего действия, пробивающую слой железобетона толщиной до 80 см. Ракеты «С-8Д» и «С-8ДМ» имеют боевую часть с объемно-детонирующей смесью. Ракеты «С-80» и «С-80М» — осветительные. Ракета «С-8П» предназначается для создания пассивных помех РЛС противника — её боевая часть содержит диполи из металлизированного стекловолокна. Для пуска «С-8» используются двадцатизарядные подвесные блоки. По эффективности применения и мощности боевая часть «С-8» значительно превосходят «С-5». Так, залп 80-мм ракет из одного 20-зарядного блока «Б-8» по поражающему действию сопоставим с одновременным пуском «С-5» из трех 32-зарядных блоков «УБ-32», а по дальности и точности превосходит их. Боевые самолёты и вертолёты комплектуются преимущественно 80-мм блоками НАР, которые постепенно вытесняют «С-5». В конце 1970-х годов работы по модернизации ракет «С-8» были переданы в другое КБ.

С 1962 года по его инициативе в ОКБ выполнялись работы по созданию и внедрению в клиническую практику семейства вживляемых в организм больного электрокардиостимуляторов и ряда лазерных приборов для лечения глазных болезней: Нудельман близко сотрудничал с профессором Л.А. Линником, заведующим лабораторией оптических квантовых генераторов ГУ «Институт глазных болезней и тканевой терапии имени В. П. Филатова НАМН Украины», где в течение ряда лет выполнялась экспериментальная и клиническая апробация первых в СССР, разрабатываемых в ОКБ-16, лазерных приборов. Благодаря этому сотрудничеству первое в мире медицинское лазерное вмешательство было проведено профессором Линником в Одессе в 1963 году.

В 1964 году — лауреат Ленинской премии — «За вклад в создание авиационного вооружения».

С 1965 года в ОКБ-16 разрабатывался неуправляемый реактивный снаряд «С-25» калибром 250 мм с надкалиберной боевой частью диаметром 340 мм (масса фугасной боевой части составляет 190 кг). Он имеет модификации «С-25-О» (осколочная боевая часть) и «С-25ОФ» (осколочно-фугасная). Эффективная дальность пуска составляет 4 км. Ракета пробивает слой железобетона толщиной 1 м. В начале 1980-х годов на очередном контрольном отстреле «С-25-0» пилот попал точно в моторно-трансмиссионное отделение тяжёлого танка «ИС-3». Многотонная башня отлетела на несколько метров в сторону, траки гусениц будто испарились, от корпуса осталось лишь днище и передние броневые листы.

28 июля 1966 года — Герой Социалистического Труда.

В 1968 году на вооружение была принята ЗРК «Стрела-1», содержащий ракету с фотоконтрастной головкой самонаведения и предназначенный для стрельбы по низколетящим целям (зона поражения по дальности 1 км — 4,2 км, по высоте 50 м — 3 км). В 1969 году он был модернизирован как «Стрела -1 М»; зоны поражения были расширены (по дальности 500 м — 4,2 км), по высоте 30 м — 3 км). Комплекс монтировался на боевой машине «9А31».

В 1970 году был принят на вооружение 30-мм автоматический станковый гранатомёт АГС-17 «Пламя», разработанный Нудельманом и В.Я. Неменовым.

В том же 1970 году — лауреат Государственной премии СССР.

В 19711987 годах — депутат Московского городского Совета депутатов трудящихся 13−19-го созывов.

В 1976 году на вооружение был принят противотанковый реактивный снаряд 9М112 «Кобра», разработанный Нудельманом, и предназначенный для запуска из гладкоствольной пушки танка «Т-64» калибром 125 мм.

В том же 1976 году на вооружение был принят ЗРК «Стрела-10СВ», представляющий собой глубокую модернизацию комплекса «Стрела-1». Ракета имела фотоконтрастный и тепловой (инфракрасный) каналы головки самонаведения, и лазерный неконтактный взрыватель. Комплекс включал боевую машину «9А35». Дальность поражения цели составляла 800 м — 5 км, досягаемость по высоте 25 м — 3,5 км. Впоследствии комплекс многократно совершенствовался: «Стрела-10М» (1979); «Стрела-10М2» (1981) и «Стрела-10 М2» (1989).

С конца 1970-х по начало 1980-х годов под руководством Нудельмана в инициативном порядке были разработаны для вооружения самолётов фронтовой авиации авиационные самонаводящиеся ракеты класса «воздух-земля» «С-25Л» и «С-25ЛД» оригинальной конструкции с лазерной головкой самонаведения, не имеющие в то время аналогов.

В 1979 году была принята на вооружение ракета «С-25Л», дальность стрельбы которой составляет 7 км при точности 4−7 м, в варианте С-25ЛД, принятой на вооружение в 1984 году, — до 10 км. «С-25Л» применяется для вооружения самолётов «Су-17М3», «Су-17М4», «Су-24М», «Су-24МР», «Су-25» и «Су-25Т».

В том же 1979 годах — лауреат Государственной премии СССР.

20 августа 1982 года — Герой Социалистического Труда.

В 1987 году вышел на пенсию, но продолжал работать консультантом в своём ОКБ.

В 19871991 годах — консультант Министерства оборонной промышленности.

С 1991 года — научный консультант в КБ «Точмаш».

Автор 22 изобретений, нескольких монографий и более 30 статей в специальных изданиях.

Скончался 2 августа 1996 года в Москве.

См. также[править]

Источники[править]