Аркадий Александрович Гайдамак

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Аркадий Гайдамак»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Аркадий Александрович Гайдамак

187135775 0 150 3000 1850 600x0 80 0 0 ba77fd662b0c84b7e2fa33e0650881af.jpg



Дата рождения
8 апреля 1952 года
Место рождения
Москва или Бердичев, Советский Союз


Гражданство
Союз Советских Социалистических Республик СССР
Государство Израиль Израиль
Франция Франция
Канада Канада
Ангола Ангола









Награды и премии

Кавалер ордена За заслуги (Франция)Кавалер ордена Сельскохозяйственных заслуг (Франция)


Дочери

Аркадий Гайдамак (фр. Arcadi Gaydamak, ивр. ארקדי גאידמק) — олигарх.

Израиль[править]

В 1972 г. совершил алию в Израиль, где в 1998 г. сменил имя Арье Бар-Лев. Недолгий период жил в киббуце.

Был грузчиком в порту, потом матросом, на корабле и попал в Марсель, Франция, в которой и поселился на многие годы.

Разбогатев за границей и вернувшись в Израиль, приобрёл ряд предприятий и спортивных команд: в июле 2005 г. стал президентом иерусалимского баскетбольного клуба «Апоэль», а в августе 2005 г. — владельцем иерусалимского футбольного клуба «Бейтар».

В 2005 г. упоминался в расследовании полицией отмывания денег через банк Hapoalim (Апоалим), о чём сам олигарх вспоминал так:

Дело с Hapoalim обстояло так: бывший директор одной из моих химических компаний в Казахстане решил купить предприятие, зарегистрированное в Голландии. Так как он был наемный человек и у него не было банковских рекомендаций, я попросил под свою гарантию, чтобы Hapoalim выдал ему комфортные письма. С помощью этих писем он смог организовать необходимые переговоры и купить на средства разных банков эту голландскую компанию. И вот считается, что это отмывание, иначе зачем бы это банк Hapoalim давал рекомендательные письма. Якобы мы ввели в заблуждение продавца – ABN Amro: Hapoalim представил рекомендательное письмо покупателю. В итоге, как известно, 1 октября израильская прокуратура предъявила мне обвинение в мошенничестве и отмывании $175 млн[1].

Во время Второй ливанской войны на его деньги жители обстреливаемых северных городов были переселены в безопасные места на юге Израиля, где они нашли убежище. Сам олигарх крайне критически оценивает действия Цахала и властей в данном конфликте.

Участвовал в политике, создав движение «Социальная справедливость» (Цэдек Хеврати, צדק חברתי). В июле 2007 г. в Иерусалиме состоялся 1-й съезд движения, где олигарх заявил, что будет добиваться отставки правительства Эхуда Ольмерта и поддерживать Биньямина Нетаньягу. Но к марту 2008 г. сблизился с Амиром Перецем.

30 июля 2008 г. решил баллотироваться в мэры Иерусалима, но потерпел поражение, набрав лишь 3,6% голосов.

19 декабря 2008 г. покинул государство еврейскую страну, выплатив залог разным предприятиям в Израиле.

В 2009 г. прокуратура предъявила ему обвинение в отмывании 650 млн шекелей через тель-авивское отделение банка «Апоалим» (в связи с этим делом назывались и имена таких олигархов, как Владимир Гусинский и Леонид Невзлин). В 2012 г. прокуратура отказалась от обвинений в обмен на частичное признание вины и уплату штрафа.

В октябре 2013 г. консалтинговая компания «Эстратегия Глобалит» потребовала от Гайдамака 4 млн шекелей, которые он не доплатил ей за помощь в решении финансового спора с его экс-партнером Нахумом Гальмором, одним из основных владельцев голландской химической компании Thermphos. Гальмор обвинял Гайдамака в попытке мошенническим путём завладеть этой важной для Голландии компанией[2]. Ранее Гальмор вспоминал, что с Гайдамаком познакомился через видного сотрудника канцелярии премьера, который отрекомендовал ему Гайдамака как «серьезного человека, который ведет дела с Дани Ятомом, Амноном Липкиным-Шахаком, Ави Даганом, Зеэвом Захриным, с тремя-четырьмя полковниками и бригадными генералами».

Франция[править]

В 1973 г. переехал во Францию, где сначала работал рабочим, а затем получил в техникуме образование по электронике и электротехнике.

В 1974 или 1976 г. основал в Париже переводческое бюро, обслуживавшее преимущественно советские миссии. В 1982 г. открыл филиал в Канаде.

Был агентом французской контрразведки DST.

В 2000 г. во Франции против него было выдвинуто обвинение в незаконной продаже оружия Анголе («Анголагейт»), в связи с чем Гайдамак вернулся в Израиль, отказавшийся его экстрадировать (похоже на историю с Шмуэлем Флатто-Шароном), где купил дом в Кейсарии.

Также его обвиняли в том, что у него и у Николя Саркози в Люксембурге якобы были общие банковские счета.

В марте 2007 г. официально обвинён Генеральной прокуратурой Франции в «незаконных поставках оружия в Анголу и коррупции».

27 октября 2009 г. заочно признан Исправительным судом Парижа, вместе с французским бизнесменом Пьером-Жозефом Фальконом, виновным в организации незаконных поставок оружия в Анголу в 1993—1998 гг. приговорён к 6 годам лишения свободы.

Ангола[править]

В 80-х установил отношения с правительством Анголы, которому продавал оружие для борьбы с повстанцами, несмотря на международное эмбарго. Поэтому, его часто сравнивают с Шабтаем Калмановичем.

В 1992 г. продал (точнее, обменял на нефть) нефтяное оборудование Анголе, стал советником местного МИД.

Стал советником ангольского президента Жозе Эдуарду душ Сантуша.

В середине 90-х был тесно связан с поставками в Анголу советского/российского оружия:

По данным следствия, в период с 1993 по 1998 г. в обход существующего режима санкций ООН против Анголы Гайдамак и Фальконе поставили правящему режиму Жозе Эдуарду душ Сантуша 420 танков, 150 000 снарядов, 170 000 противопехотных мин, 12 вертолетов и шесть военных кораблей, получив от ангольских властей около $800 млн[3].

Впрочем, сам олигарх утверждает, что в России он закупал для Анголы лишь грузовики и транспортные самолёты, а не оружие.

К концу 90-х стал одним из самых крупных бизнесменов Анголы, владельцем сельхоз-холдинга Terra Verde и частично компании SGG, обеспечивающей безопасность алмазных приисков. Партнёры по SGG — Дани Ятом и его экс-подчиненный Ави Даган.

В марте 2005 г. сообщил:

Я также являюсь служащим Министерства иностранных дел Анголы и занимаю должность советника и имею звание советника в посольстве Республики Ангола в Москве[1].

В апреле 2008 г. отверг, как политически мотивированные, обвинения в мошенничестве в свой адрес со стороны его деловых партнёров; претензии относились к сделке между правительствами Анголы и РФ в 1996—2000 гг., в рамках которой, при посредничестве Гайдамака, был реструктурирован и в 3 с лишним раза уменьшен госдолг Анголы перед СССР: с 5 до 1,5 миллиарда $.

В Анголе создал сельхозхолдинг «Terra Verde». СМИ называли его влиятельной фигурой в алмазном и нефтяном бизнесе Анголы.

В ноябре 2009 г. в интервью российской газете «Ведомости» заявил, что судебное преследование во Франции — «чистая политика», и что помогал Льву Леваеву работать в Анголе:

Я помог Леваеву наладить торговлю алмазами из Анголы. Леваев стал одним из основных акционеров в совместном с ангольским правительством алмазном предприятии Ascorp в 1999 г. Это была первая компания, которая смогла лицензировать продажу алмазов. У меня было 15% в холдинговой строительной компании Леваева Africa Israel, но эту долю мне пришлось продать из-за моих юридических и медийных проблем.

В 2011—2012 гг. вёл судебный иск против Леваева, от которого требовал 2 млрд $ компенсации за недополученные дивиденды от экспорта алмазов ангольской компанией Ascorp («Аскорп»). В январе 2011 г. Гайдамак подал в лондонский суд иск, требуя признать его и Леваева равноправными партнёрами. В августе того же года бизнесмены подписали о соглашение об отказе от взаимных претензий. В июне 2012 г. Высокий суд Лондона, признал Гайдамак и Леваева партнерами, но отклонил требование Гайдамака о компенсации.

Чечня[править]

Рассказывая о своих добрых делах, Гайдамак упоминает одну интересную деталь — за обычных заложников власти (конкретно — французские) выкуп принципиально не платят, но сотрудников спецслужб выкупают:

В 1995 году я вызволил из плена и вернул во Францию двух французских летчиков, самолет которых был сбит во время боевых действий в Боснии. В 1997-м в Чечне были захвачены четыре французских заложника, которые на самом деле были офицерами спецслужб, нелегально находившимися на территории РФ. Им должны были отрезать головы. По международным соглашениям, запрещено платить выкуп за заложников. Но, так как они были офицерами разведки, мы не могли их оставить, и премьер-министр Франции выделил деньги. Я с главой французских спецслужб провел переговоры и при содействии ФСБ вернул этих заложников во Францию. Я также содействовал вызволению из плена некоторых других граждан европейских стран, захваченных в заложники в Средней Азии и на Северном Кавказе[4].

В 2013 г. вместе с Тельманом Исмаиловым и Геннадием Хазановым участвовал в закладке синагоги в Грозном[5][6].

Привёл в свой ФК «Бейтар» чеченцев Заура Садаева и Джабраила Кадаева из грозненского клуба «Терек», однако, это вызвало протесты националистов в Израиле[7].

Казахстан[править]

В 1999 г. купил Целинный горно-химический комбинат в Казахстане.

Сообщалось, что олигарх имеет или имел крупный урановый бизнес в Казахстане (комбинат по добыче урана) и владеет группой (фосфорным гигантом) «Казфосфат».

Россия[править]

В 1987 г. начал осуществлять торговые операции с СССР. Занялся трейдингом: покупал в СССР металл, уголь и нефть и продавал их на Запад. Годовой оборот достигал нескольких десятков млн $, а доход от каждой сделки в то время достигал 20%.

После распада Советского Союза осуществлял инвестиции в различные проекты на постсоветской территории.

С мая 1996 г. по июнь 1999 г. — член совета директоров Регионального акционерного коммерческого банка «Москва».

В 2000 г. был председателем совета правления банка «Российский кредит».

Занялся пищевой сферой:

СМИ сообщали об интересах Гайдамака в России, в частности, в агропромышленном комплексе. В 2003 году он занялся «куриным» бизнесом, а в 2005 году создал ООО «Агросоюз», у которого были шесть птицефабрик в Подмосковье и Башкирии, занимавшихся производством куриных яиц. Также известно, что Гайдамак интересовался нижегородскими птицефабрикам. Кроме того, Гайдамака называли совладельцем компании «Лигастройпроект», которая пыталась купить на аукционе гостиницу «Украина», а затем выкупила торговый центр «Европарк» на Рублевке, и владельцем ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» в Башкирии. Гайдамака называли главным спонсором российской Аграрной партии. Сам предприниматель заявлял, что не финансирует партию, но кредитует птицефабрики ее главного спонсора Алексея Чепы[8].

Был совладельцем российской инвестиционной компании «Антанта Капитал», существовавшей в 2003—2008 гг. В 2006 г. купил газету «Московские новости», издание которой 1 января 2008 г. было остановлено. С 2007 г. по апрель 2009 г. — владелец медиахолдинга «Объединенные Медиа», в состав которого входили радиостанции «Кино FM» (Москва), «Business FM» (Москва, Санкт-Петербург), газета «Business and Financial Markets» (закрыта в 2008 г.), интернет-портал «Лента.ру» и интернет-портал «BFM.RU». Однако, затем продал «Объединенные Медиа» Владимиру Лисину за 23,5 млн $.

С 3 мая 2005 г. по 14 мая 2009 г. возглавлял КЕРООР (ранее был одним из основных спонсоров ФЕОР).

В 2007 г. вместе с Романом Абрамовичем оказал финансовую помощь в выкупе у Израиля в интересах РФ Российского подворья в Иерусалиме.

В конце 2007 г. газета Maariv сообщила, что Гайдамак якобы строит в Тель-Авиве 13-этажное здание для посольства РФ.

Заключение[править]

В 2013 г. был задержан (для экстрадиции во Францию) в Швейцарии, куда приехал в связи со своими банковскими счетами. Его вскоре выпустили, но в 2015 г. он сам сдался французской полиции, и в 2016 г. его выпустили на свободу во Франции с электронным браслетом.

Личная жизнь[править]

Имеет сына, бизнесмена и владельца английского футбольного клуба «Портсмут» (Portsmouth, через который имел связи с Романом Абрамовичем) Александра (1976 г.р.) и двоих дочерей — Катю/Екатерину (1983 г.р.) и Соню (1985г.р.).

Источники[править]