Враждебное отношение к финикийцам

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Враждебное отношение к финикийцам — неприязнь к финикийцам как к народу.

Известная информация[править]

Гомер, наряду с похвалой изделий финикийского труда, тем не менее изображает финикийцев алчными и вероломными людьми («финикиец коварный и лживый», «финикийцы, народ плутоватый»).

Геродот, вслед за Гомером, обвинял финикийцев в совращении или похищении жительниц Греции. Плутарх упрекал Геродота в том, что тот утверждал, что греческие женщины сами были согласны на любовную связь с финикийцам; Плутарх увидел в этих словах Геродота оскорбление греческих женщин, и настаивает, что финикийцы якобы насильно этих женщин похищали:

Вот про эту–то Ио наш славный историк рассказывает (I, 5), что она отдала себя в руки финикийских торговцев после того, как финикийский судовладелец обесчестил ее с ее же согласия; она якобы боялась, как бы родители не обнаружили ее беременность. Геродот клевещет на финикийцев, будто они рассказывают это об Ио. В другом месте (I, 1) он, заявляя, будто персидские мудрецы свидетельствуют, что финикияне похитили Ио вместе с другими женщинами, вслед за тем высказывает мнение (I, 4), что прекраснейший и величайший подвиг всей Эллады — Троянская война — был результатом тупоумия греков: этот поход был предпринят из–за скверной бабенки. «Ведь ясно», говорит он, «что их бы не похищали насильно, если бы они сами того не желали»[1].

Вариацией таких преданий были известия, что финикийцы затем продавали в рабство этих греческих женщин, например, такой проданной финикийцами в рабство женщиной с острова Итака будто бы была мать самого Гомера («What's more, the ancient anonymous text mentions a woman in Ithaca who had been sold as a slave by the Phoenicians, and speaks of her as if she were Homer's mother»[2]; «Другие говорят, что она была итакийская женщина, проданная в рабство финикийцами»[3]).

Наконец, финикийским в Фивах распутный культ Дионисиев («наши женщины, под предлогом мнимых вакхических таинств, оставили свои дома и теперь беснуются в тенистых горах, чествуя своими хороводами этого новообъявленного бога - Диониса, они группами расположились вокруг полных кувшинов вина. украдкой уходят в укромные места, чтобы там отдаваться мужчинам; они прикидываются при этом, будто они - священнодействующие менады» — Еврипид, «Вакханки»). Геродот писал, что греки познакомились со «служением Дионису через тирийца Кадма и его спутников». Финикийцы действительно познакомили греков со своими эротическими культами, в том числе Афродиты, но они гармонично вошли в греческую культуру и собственно за них финикийцев не упрекали.

Завоевание израильтянами Ханаана сопровождалось нередко резнёй, и иудейская религия, конкурировавшая со старыми культами Баала и Астарты, рисовала хананеев распутными язычниками. Вслед за Библией это повторяли отцы церкви, а затем и последующие историки, в результате чего сложился образ финикийцев как служителей оргиастических культов, храмовой проституции и человеческих жертвоприношений. Лишь относительно недавно, фактически с конца 20 века, историки стали более критично относится к данному мнению. Изучение тофетов в Карфагене опровергло мнение о жертвоприношениях детей.

Греки, а затем и римляне по причине частых войн с финикийцами, изображали их в чёрных красках. Римляне даже придумали термин «пуническое вероломство» (пунийцы — римское наименование финикийцев, карфагенян).

Римский государственный деятель Марк Порций Катон Старший заканчивал все свои речи (вне зависимости от их тематики) в сенате фразой: «Карфаген должен быть разрушен».

Римляне уничтожили и истребили Карфаген, как ранее Александр Македонский уничтожил Тир, столицу Финикии.

Мало было разрушить Тир, так греки ещё пустили молву, что якобы жители Тира, убитые Александром, были потомками рабов: будто бы когда-то рабы в Тире восстали, перебили всех мужчин, женились на тирийских женщинах, и вот потомков этих-то рабов Александр и распинал на крестах после взятия города.

Плутарх был такого мнения о финикийцах:

Это грубый и жестокий народ, покорный своим правителям и деспотичный по отношению к покоренным народам, жалкий в страхе, свирепый в гневе, непоколебимый в решениях, не обладающий веселостью нрава и не ведающий доброты.

Аналогичного мнения был и Аппиан Александрийский:

Во времена процветания карфагеняне жестоки и высокомерны, но в несчастье они смиренны.

Причины неприязни к финикийцам греческих авторов объясняется конкуренцией этих двух народов. И те и другие активно торговали, основывали колонии и т. п. Финикийские и греческие товары также конкурировали друг с другом.

Физическое истребление греками и римлянами финикийцев в Карфагене и Тире, а затем их последующая арабизация привели к исчезновению этого народа. Исчезновение финикийцев совпало с началом «тёмных веков».

Ренессанс враждебного отношения к финикийцам начался в конце 19 века в связи с появлением расовой теории и мифами господствовавшего тогда европоцентризма. Европейские учёные стремились показать, что цивилизация возникла в Европе — в Греции, а не была привнесена туда из Ханаана, Междуречья (Вавилонии) и Египта.

Немецкий учёный Э. Целлер (1814—1908) пытался доказывать греческое происхождение Фалеса, который был финикийцем. Другой немецкий учёный Г. Дильс опубликовал в 1889 году статью «Thales ein Semite?», в которой обосновывал несемитское происхождение Фалеса.

Аналогично замалчивается или опровергается финикийское происхождение и многих других учёных, начиная от Пифагора и заканчивая Евклидом (по одной из версий, они имели финикийское происхождение).

Невозможность опровергнуть финикийский вклад в цивилизацию, главным образом изобретение ими алфавита, заставляют даже некоторых авторов объявлять финикийцев арийцами, хотя уже сам язык финикийцев безусловно семитский. Европейцами были объявлены и народы моря, которые в действительности судя по языку и именами и проживанию в Ханаане (на территории современного Израиля) также были семитами, хананеями, как и финикийцы.

СМ. также[править]

Источники[править]