Генуэзская конференция

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Генуэзская конференция (англ. Genoa Conference) — международная конференция по экономическим и финансовым вопросам, проведённая с 10 апреля по 19 мая 1922 года в итальянской Генуе, при участии представителей двадцати девяти государств и пяти британских доминионов. Делегацию от РСФСР возглавлял Владимир Ленин, но фактически им был Георгий Чичерин. На конференции между РСФСР и Германией был заключён важный для обеих сторон Рапалльский договор.

История[править]

После окончания Первой мировой войны серьезными европейскими экономическими проблемами стали финансовые обязательства между союзниками и репарационные выплаты, наложенные на Германию в соответствии с Версальским договором. Непосредственное отношение к этим проблемам имели двадцать восемь государств. Основным кредитором выступали США. Союзники обвиняли США, которые настаивали на возвращении долгов, в углублении кризиса в Европе и предлагали частично списать (или вовсе аннулировать) задолженность, указывая на то, что предоставление кредитов и было американским вкладом в дело победы над Германией[1]. Проблемы выплат многократно обсуждались на встречах в Лондоне, начиная с мая 1921 года. Среди государств-союзников отсутствовало единство в подходе к вопросам связи выплат межсоюзнических долгов и взыскания репараций с Германии. Если Франция предполагала выплачивать долги США и Великобритании из средств, взысканных с Германии, то Вашингтон и Лондон считали, что германские репарации являются отдельным вопросом. Англичане исходили из того, что разорение Германии препятствует восстановлению европейской экономики, ослабляет торговлю и угрожает их национальным интересам[1].

После Первой мировой войны европейская экономика переживала глубокий кризис. Для его скорейшего преодоления экономические проблемы необходимо было вынести на международное обсуждение. Для этого 6 января 1922 года во французских Каннах открылась сессия Верховного совета Антанты на Канской конференции, главным вопросом которой был созыв международной экономической конференции в итальянской Генуе в марте 1922 года с приглашением на неё делегаций Советской России, Германии, Венгрии, Болгарии и Австрии[1]. В целях консолидации участников будущей конференции в резолюции форума было отмечено, что:

нации не могут присваивать себе права диктовать другим принципы, на основе которых они желают организовывать свою внутреннюю экономическую жизнь и свой образ правления. Каждая страна в этом отношении имеет право избирать для себя ту систему, которую она предпочитает[2]

Ход конференции[править]

Участники конференции

Генуэзская международная конференция по экономическим и финансовым вопросам прошла в итальянской Генуе с с 10 апреля по 19 мая 1922 года при участии представителей двадцати девяти государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, РСФСР, Франция, Швейцария, Япония, Албания, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Финляндия, Чехословакия, Швеция, Эстония, а также пяти британских доминионов: Австралия, Индия, Канада, Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз. США, отказавшиеся участвовать в работе конференции, были представлены наблюдателем[3][1]. Целью конференции был признан поиск путей к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы. Россия была заинтересована в скорейшем достижении этой цели. В этот период советская экономика для своего восстановления остро нуждалась в иностранных инвестициях, и конференция приобрела большое значение для страны. Главой делегации РСФСР был Владимир Ленин, но фактически им был Георгий Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами руководителя. В состав делегации входили также Леонид Красин, Максим Литвинов, Вацлав Воровский, Ян Рудзутак, Адольф Иоффе, Христиан Раковский, Александр Шляпников, Файзулла Ходжаев, Тимофей Сапронов, Николай Янсон, Нариман Нариманов, Буду Мдивани, Александр Бекзадян[3]. Делегация РСФСР представляла не только свои интересы, но и всех других советских республик (Азербайджанской, Армянской, Белорусской, Бухарской, Грузинской, Украинской, Хорезмской), а также интересы Дальневосточной республики[3].

Перед началом конференции российская делегация предложила пригласить на нее представителей Турции и Черногории. Отказ в приглашении делегаций этих стран был обоснован тем, что Черногория уже участвовала в выборах в югославскую скупщину и делегаты Югославии представляют её интересы. В отношении Турции было отмечено, что конференция является европейской, а Турция — малоазиатская страна[1].

Среди представителей западных государств наиболее активную роль играли Дэвид Ллойд Джордж и Джордж Керзон из Великобритании, Йозеф Вирт и Вальтер Ратенау из Германии, Луиджи Факта из Италии, Луи Барту и Камиль Баррер из Франции[3].

Для работы конференции были сформированы четыре комиссии: политическая, финансовая, экономическая и транспортная. На конференции был принят принцип представительства, по которому во все комиссии входили делегаты каждой из пяти стран — инициаторов Генуэзской конференции, а также России и Германии. Что касается остальных двадцати одного государства, то от них вместе в каждую комиссию избиралось несколько делегатов[1].

Западные страны рассчитывали использовать экономические ресурсы Советской России для решения своих послевоенных экономических проблем. Они попытались заставить РСФСР признать все внешние долги Правительства Российской империи и Временного правительства (18,5 миллиардов золотых рублей), вернуть иностранным владельцам национализированные советской властью предприятия или возместить их стоимость, ликвидировать монополию внешней торговли[4][3]. Советская делегация отвергла эти требования и выдвинула контрпретензии о возмещении РСФСР убытков, причинённых иностранной интервенцией и блокадой, которые оценивала их в 39 миллиардов золотых рублей[3]. Вместе с тем, желая найти почву для соглашения и восстановления экономических связей с западными государствами, советская делегация 20 апреля 1922 года заявила, что правительство РСФСР готово признать довоенные долги и преимущественное право за бывшими собственниками получать в концессию или аренду ранее принадлежавшее им имущество, при условии признания РСФСР де-юре, оказания ему финансовой помощи и аннулирования военых долгов и процентов по ним[3]:

Российская делегация ответила предложением полностью аннулировать военные долги на основании того, что русский народ принёс в жертву общесоюзным военным интересам больше жизней, чем все остальные союзники вместе, он понёс огромный имущественный ущерб и в результате войны потерял крупные и важные для его государственного развития территории. И после того, как остальные союзники получили по мирным договорам громадные приращения территорий, крупные контрибуции, с русского народа хотят взыскать издержки по операции, принёсшей столь богатые плоды другим державам[5]

Заключение Рапалльского договора[править]

Представители советской и немецкой сторон в Рапалло: Карл Йозеф Вирт, Леонид Красин, Георгий Чичерин и Адольф Иоффе

На Генуэзской международной конференции советское правительство выступило с предложением о всеобщем разоружении. Однако как вопрос о разоружении, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий ввиду позиции, занятой западными государствами, не были разрешены. Обсуждение финансово-экономических вопросов было продолжено на Гаагской конференции. В ходе Генуэзской международной конференции советской дипломатии удалось прорвать единый фронт западных государств, пытавшихся добиться дипломатической изоляции РСФСР, и заключить 16 апреля 1922 года с Германией Рапалльский договор[3]. Со стороны РСФСР договор был подписан Чичериным, со стороны Германии — Вальтер Ратенау. По договору, оба правительства взаимно отказывались от возмещения военных расходов и военных, так же как и невоенных, убытков, причинённых им и их гражданам во время войны. Германия и Россия обоюдно прекращали платежи за содержание военнопленных. Дипломатические и консульские отношения между Германией и Советской Россией немедленно возобновлялись. Оба правительства согласились применять принцип наибольшего благоприятствования при урегулировании взаимных торговых и хозяйственных отношений и благожелательно идти навстречу обоюдным хозяйственным потребностям. Было обусловлено, что договор не затрагивает отношений договаривающихся сторон с другими государствами[1].

Германская делегация подчеркнула большое значение Рапалльского договора для Германии. В нём говорилось:

Соглашение с Россией было для Германии тем более важно, что в этом случае возможно было прийти с одной из великих наций, участвовавших в войне, к мирному состоянию, исключающему перспективу бесконечной задолженности и допускающему восстановление нормальных отношений, свободных от бремени прошлого[6]

Отмечая важность Рапалльского договора, посол Германии в Москве граф Брокдорф-Ранцау, Ульрих фон писал:

Рапалльский договор открыл новую эру не только для германского и русского народов, и тем самым для Европы, но и для всего мира»[7]

16 мая 1922 года Рапалльский договор был ратифицирован правительством РСФСР, а 4 июля 1922 года — Германией. Обмен ратификационными грамотами произведен в Берлине 31 января 1923 года[8].

Основные участники конференции[править]

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Генуэзская конференция и Рапалльский договор между Россией и Германией 1922, Архивы МИД РФ (5 июня 2024 года).
  2. Генуэзская конференция / Б.Е. Штейн, секр. рос. делегации в Генуе. — Москва : Гос. изд-во, 1922. — 126 с
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Генуэзская конференция // БРЭ
  4. Материалы Генуэзской конференции : (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатич. переписка и пр.) / Рос. соц. фед. сов. респ. Нар. ком. по ин. дел. — Москва : Б. и., 1922. — 460 с
  5. Документы внешней политики СССР. — Москва : Госполитиздат, Т. 5: 1 января - 19 ноября 1922 г. / [ред. коллегия: А. Е. Богомолов и др.]. — 1961. — 807 с
  6. АВПРФ, ф.043з, оп.11 "О", п. 109, д.12, л.287
  7. АВПРФ, ф. 048з, оп. «11», п. 109, д. 12, л. 294
  8. «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций», вып. 1-II, М.1928 г., с. 17

Литература[править]

  • Генуэзская конференция // БРЭ
  • Материалы Генуэзской конференции : (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатич. переписка и пр.) / Рос. соц. фед. сов. респ. Нар. ком. по ин. дел. — Москва : Б. и., 1922. — 460 с.
  • Генуэзская конференция / Б.Е. Штейн, секр. рос. делегации в Генуе. — Москва : Гос. изд-во, 1922. — 126 с.
  • Итоги Генуэзской конференции и хозяйственные перспективы Европы / Е. Преображенский. — Москва : Гос. изд., 1922. — 52 с.
  • Документы внешней политики СССР. — Москва : Госполитиздат, Т. 5: 1 января - 19 ноября 1922 г. / [ред. коллегия: А. Е. Богомолов и др.]. — 1961. — 807 с.
  • Генуэзская конференция: (Воспоминания участников) / Н. Н. Любимов, А. Н. Эрлих. — Москва : Изд-во ИМО, 1963. — 158 с.
  • Генуэзская конференция в контексте мировой и российской истории / В.Ю. Катасонов. – Москва : Кислород, 2015. – 350 с.

Ссылки[править]

Znanie.png Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Знание.Вики» («znanierussia.ru») под названием «Генуэзская конференция», находящаяся по адресам:

«https://baza.znanierussia.ru/mediawiki/index.php/Генуэзская_конференция»

«https://znanierussia.ru/articles/Генуэзская_конференция».

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.
Всем участникам Знание.Вики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?»