Ингрия (1701—1702)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Attention.pngЭта статья в настоящее время активно дополняется.
Не вносите сюда изменений до тех пор, пока это объявление не будет убрано.
Шаблон добавлен участником ФёдНикГеорг 1 мая 2025. Последняя правка сделана участником Maid в 17:17, 2 мая 2025 года.

Сражения в Ингрии (1701—1702)

А. Е. Коцебу. «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года» (1846)
Дата
17011702
Место
Ингерманландия
Причина
Борьба России за выход к Балтике


Итог
Взятие Нотебурга
Стороны
Командующие


Шаблон:Великая Северная война

Ингрия (1701—1702) — это период боевых действий России и Швеции в Ингерманландии в ходе Северной войны. Целями России являлось нанесение шведам поражения на данном театре военных действий и постепенное их вытеснение из Ингерманландии. Главной целью российского командования было взятие шведской крепости Нотебург в юго-западной части Ладожского озера.

Предыстория[править]

Победа шведов под Нарвой не вывела Россию из войны. Русская армия была в основном сохранена, отведена из-под удара к Новгороду, пополнялась резервами, оружием, проходила усиленное военное обучение. Уже во второй половине декабря 1700 года на рубежах противостояния шведам находились значительные военные силы. В районе Пскова располагалось 22 207 чел. (включая 7290 гетманских казаков), в Печорах — 1118 стрельцов, в резерве в Новгороде осталось после ухода в Москву гвардии 20 299 чел. Значительные гарнизоны имелись в пограничных крепостях Ладога, Гдов, Олонец[1].

Россия получила передышку, необходимую для реорганизации армии, но Пётр I не собирался пассивно ожидать нападения шведов. От дальнейших действий армии зависели авторитет России, перспективы сохранения мира с Турцией, поведение ненадёжного польско-саксонского союзника. Россия чрезвычайно нуждалась в военных победах, и первые вести о русских успехах поступили летом 1701 года. К Архангельску попыталась пробиться эскадра шведских кораблей. Нападение кончилось для шведов неудачей, они потеряли два корабля. Пер­вого крупного успеха удалось добиться в Ливонии. 29 декабря 1701 года под Эрестфером войска Шереметева нанесли поражение корпусу Шлиппенбаха, эта победа торжественно отмечалась в Москве[2].

Боевые действия 1701 года в Ингрии[править]

В январе 1701 года части шведской финляндской армии генерал-майора Абрахама Крониорта, расположенные в восточной части провинции Ингерманландия, начали совершать разорительные набеги на российские приграничные местности. В середине января (по старому стилю) из пределов шведского Лопского погоста произошло крупное вторжение в пределы российского Теребужского погоста. 8 февраля у селения Саря отряд А. Крониорта в 6796 чел. столкнулся с силами ладожского воеводы князя Тимофея Никитича Путятина. Зимой 1700—1701 годов основу его войск в Ладоге составлял сводный тысячный стрелецкий полк под командованием Мирона Григорьевича Баишева и поместная конница[3]. В конце января 1701 года Путятин с отрядом в 1,5 тыс. новгородской конницы и 400 стрельцов выдвинулся для обороны к пограничной реке Лаве. Русские решили встретить противника в поле, но после короткого боя поместная конница отступила к Ладоге, а стрельцы были вынуждены отойти и укрепиться в небольшой помещичьей усадьбе. В течение недели стрельцы отбивали все атаки шведов (известно минимум о трёх приступах) и отошли 15 февраля только после подвоза противником осадной артиллерии.

Шведские набеги продолжились, однако ни сразу после боя, ни в последующие месяцы Крониорт, несмотря на требования Карла XII, так и не решился на осаду городов Тихвина, Ладоги, Новгорода или Олонца. Действия Путятина были признаны Петром I неудачными, и на его место в конце февраля 1701 года был назначен окольничий Петр Матвеевич Апраксин. Весной 1701 года большая часть служилых людей Новгородского разряда вошла в состав отдельного корпуса ладожского воеводы Апраксина, и под его командованием воевала в Ингерманландии.

Апраксин прибыл в конце апреля в Ладогу. Войска, бывшие под его командой, насчитывали 4765 чел.: «московских чинов, которые служат с новгородцы» 198 чел., новгородцев «сотенной службы» 1216 чел., тысяча малороссийских казаков, 106 ладожских стрельцов и пушкарей, новгородский стрелецкий полк Мирона Баишева (1123 чел.) и белгородский стрелецкий полк Степана Стрекалова (1022 чел.)[4]. В этот период началось реформирование новгородской поместной конницы в драгуны, по царскому указу от 17 июня 1701 была проведена перепись «Новгородцом, Вотцкой, Деревской, Бежецкой, Обонежской пятин да Шелонской пятины, которые живут ото Пскова дале 60 верст, да городов Тверичам, Новоторжцом, Старичаном», согласно которой налицо были 3 245 чел., из них: сотенных 734 чел., гусар 240 чел., копейщиков 177 чел., рейтар 2 094 чел. (включая новгородских и копорских казаков)[5].

Боевые действия Апраксин начал в июне, выдвинувшись с войсками к пограничной реке Лаве. Высланный за «шведский кордон» отряд новгородской конницы под командованием стольника И. Е. Бахметева разгромил находившийся в местечке Кипуе у Порецкой мызы на реке Назия передовой шведский дозор, взяв в плен ротмистра Муля и 17 рейтар из полка Ханса Хейнрика Тизенгаузена[6]. Пленные сообщили, что Крониорт с основными силами находится в Дудергофе (Дудоровский погост), а на реках Мье и Тосне сооружены небольшие форты («крепостицы») с гарнизонами по роте драгун в каждом. Апраксин вернулся к Ладоге, разместив вдоль реки Волхов небольшие заставы. Осенью 1701 года в состав его корпуса были включены дополнительно 5 солдатских полков и численность пехоты достигла 6769 чел. В Ладоге войска Апраксина простояли до лета 1702 года[5].

Боевые действия 1702 года в Ингрии[править]

На 1702 год Пётр I запланировал операцию против шведской крепости Нотебург (Орешек), расположенной на Ореховом острове в истоке Невы из Ладожского озера. Занятие этой цитадели позволяло обеспечить судам выход из Ладоги в Неву и получить опорный пункт для дальнейших операций в северной Ингрии и южной Карелии. Предполагалось в марте воспользоваться наличием ледяного покрова и захватить крепость силами нескольких хорошо подготовленных полков. Для прикрытия этой операции из Пскова в район селения Самро должны были выдвинуться части Большого полка фельдмаршала Б. П. Шереметева.

С начала Северной войны на проходившей по Луге юго-западной границе Ингерманланди проходили боестолкновения. Шведы активно атаковали соседнюю русскую Сумерскую волость. Одно из сопредельных шведских укреплений находилось на мызе Реткино. В русском источнике (донесение Шереметева Петру I) говорится, что мыза была «…укреплена гораздо: два палисада и кроме них ров; а село в осаду человек с четыреста, и пушки имеют при себе немалые».

14 марта (25 марта по новому стилю) 1702 года рядом с этой мызой-крепостью произошел бой. С российской стороны действовали солдаты из отряда генерала Александра Шарфа. Они прибыли из Пскова и удар наносили из района современной деревни Самро. Победа осталась за русскими. В плен попали 15 шведских кавалеристов.

Летом 1702 года ладожский корпус П. Апраксина занимал позиции на реке Назия («Апраксин городок»). 1(12) августа войска Апраксина, насчитывавшие около 1,5 тыс. поместной конницы («Новгородцов и Московских чинов сотенные службы и з гусары с пятьсот человек, да Новгородского ж полку рейтар и копейщиков с тысечю человек с неболшим»), 700 драгун полка Александра Малины[7], около 2 тыс. низовой конницы (татар, калмык, башкир и казаков) и 6 тыс. пехоты при 20 пушках, начали поход с востока в шведскую провинцию Ингерманландия. Операция проводилась для подготовка осады Нотебурга. Этот удар должен был ослабить южнее Невы позиции шведского Финляндского корпуса Крониорта, который расположился в районе мызы Реткина с 3 рейтарскими, 4 драгунскими и 3 пехотными полками и 20 пушками[5].

10(21) августа отряд Апраксина атаковали шведское укрепление в устье реки Тосны, расположенное на правом берегу и обороняемое отрядом в 400 человек при 3 пушках. В результате штурма укрепление было взято, а его гарнизон был вынужден отступить в сторону реки Ижоры на соединение с основными силами А. Крониорта, преследуемый русской конницей на протяжении 15 верст. При отходе шведами были утрачены артиллерийские орудия. Русскими войсками в числе других населённых мест была взята мыза Ижорская. Достигнув целей операции П. М. Апраксин отвёл свои войска за реку Тосна. Шведский командующий, узнав о приходе Апраксина, поспешил двинуться ему навстречу со своей кавалерией. Противники встретились 13(24) августа на реке Ижоре, недалеко от того места, где река образует несколько рукавов. По докладу Апраксина его войска в ходе 5 часового боя дважды опрокинули противника и заставили отойти. Основываясь на показаниях пленных, Апраксин сообщил Царю, что у Крониорта было 8 полков. Но согласно шведским источникам в бою принял участие лишь их авангард численностью около тысячи человек, а остальные войска не успели подойти. После боя шведы отошли к Ниену, а русские, не став их преследовать, встали лагерем на реке Ижоре[5].

Воспользовавшись пассивностью Апраксина, Крониорт собрал около 7 тыс. чел. с 12 орудиями, чтобы атаковать русских. 6 сентября (26 августа) шведы встретились с русским отрядом на реке Славянка. После короткого боя шведы отошли, но захваченные пленные рассказали Апраксину о численности и планах шведов. Русский командующий тут же поспешил отойти обратно к реке Назие, сославшись на недостаток припасов и плохое состояние конницы. Поход П. М. Апраксина в Ингерманландию сыграл требуемую роль в подготовке успешной осады Нотебурга. Сражение на Ижоре стало одной из первых побед русской армии в полевых сражениях Северной войны. К 3 октября (22 сентября) на Волхове собрались главные силы русской армии, назначенной для осады Нотебурга. От отряда Апраксина в её состав была включена вся пехота, а сам ладожский воевода со своей конницей был оставлен на реке Назие для прикрытия тылов осадной армии на случай атаки Крониорта.

По окончании кампании в октябре 1702 года Апраксин произвел разбор своих войск, разделив их на 3 категории. 1. Помещики и казаки в возрасте до 35 лет были повёрстаны в драгуны, т. е. переведены в статус служилых людей. 2. Беспоместные и пустопоместные помещики старше 35 лет, а также неспособные нести службу по здоровью были отставлены из армии и должны были нести налоговые и прочие повинности. 3. Оставшихся дворян, детей боярских и низовую конницу Апраксин отпустил на зиму по домам, с указом быть на службе не позднее 25 апреля 1703 года. В драгуны было записано 1 453 новгородца, разделённых на 2 полка под командой французских полковников Дениса (Дионисия) Ильича Девгерина и Людвика Вольмат-Бодевия. В первый полк (с 1708 года — Вятский драгунский) вошли помещики Водской, Шелонской и Деревской пятин, Твери, Торжка, Старицы и новгородские казаки. В полк Вольмат-Бодевия (с 1708 года — Нижегородский драгунский) вошли помещики Бежецкой и Обонежской пятин, копорские казаки. Драгунские полки зимовали в Тихвине, где их всю зиму активно обучали и экипировали, а солдатские — в Ладоге. В кампанию 1703 года корпус Апраксина должен был помогать главным силам Петра I, направленным к Ниену, действуя против шведов на левом берегу Невы.

Осада и взятие Нотебурга[править]

 → Осада Нотебурга (1702)

Шведская крепость Нотебург, благодаря своему островному положению, была пригодна для длительной эффективной обороны, что подтверждает опыт осад 1555, 1582, 1611—1612, 1656 годов. Большую часть острова занимали крепостные укрепления, что затрудняло проведение десантных операций. Крепость состояла из крепостного замка и каменной стены с 7 башнями. На правом берегу Невы в небольшом полевом укреплении (шанце) находился передовой шведский пост. Гарнизон крепости насчитывал 450 человек при 138 тяжёлых орудиях. Руководил обороной крепости подполковник Густав-Вильгельм фон Шлиппенбах (Gustav Wilhelm von Schlippenbach).


Примечания[править]

  1. Кротов П. А. Российский флот на Балтике при Петре Великом. С. 100 (2017).
  2. Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Первого. С. 169—170 (1984).
  3. Биохроника Петра Великого (1672—1725 гг.). spb.hse.ru. Проверено 28 апреля 2025.
  4. Московский стрелецкий полк стольника и полковника Степана Матвеевича Стрекалова. Сформирован в 1694 г. Был переведен из Москвы в Киев. Участвовал в Азовских походах и во взятии Казыкермени. Затем находился при украинском гетмане. В 1700 г. был под Нарвой, в 1703—1704 гг. — в корпусе П. М. Апраксина. Полк нёс гарнизонную службу в районах Ладожского и Онежского озер. В 1704 г. участвовал в походе в Карелию и во взятии Нарвы, где нёс гарнизонную службу. Затем был под Биржами. В 1706 г. расформирован. Люди переданы в Каргопольский солдатский полк.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Отряд ладожского воеводы П. М. Апраксина в 1701-1704 гг.. rusmilhist.blogspot.com. Проверено 28 апреля 2025.
  6. События Северной войны на территории современной Ленинградской области.. severnayavoyna.ru. Проверено 29 апреля 2025.
  7. Сформирован 08.07.1701 как Драгунский полковника Александра Александровича Малины полк, начальником Казанского и Астраханского приказов, боярином князем Б. А. Голициным, из дворянских недорослей заокских, подмосковных и низовых городов.

Литература[править]

Ссылки[править]

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Ингрия (1701—1702)», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».