Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Ираклий Никитич Никитин

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ираклий Никитич Никитин (19 февраля 1823, Петербург — ?, Москва) — русский артист балета.

Биография[править]

Ираклий Никитин (1823—?) и его сестра Елизавета Никитина (1827—?, тоже окончившая балетное отделение театрального училища в 1845 году и ставшая танцовщицей Петербургской императорской труппы[1]) были внебрачными детьми камер-юнкера Коллегии иностранных дел Никиты Всеволодовича Всеволожского — хорошего приятеля А. С. Пушкина, основателя литературно-политического общества «Зелёная лампа», куда входили многие будущие декабристы, — и балерины Авдотьи Овошниковой (1804—1845), ученицы Шарля Дидло[2][3]. Нравы времени вполне позволяли представителям богатых аристократических родов иметь, помимо официальных жен, содержанок (вроде бы как тоже все-таки семья, но без претензий) среди не претендующих ни на что бедных «актёрок». Фамилию свою дети получили по имени отца.

Крестным отцом новорожденного Ираклия стал популярный в то время драматург Николай Иванович Хмельницкий[3].

Ираклий Никитин обучался в Петербургском театральном училище при императорских театрах (педагог французский танцовщик, работавший в Петербурге, Шарль Лашук[2]), причем был в числе самых лучших учеников. Талант его проявился рано, и еще будучи учеником младших классов он впервые вышел на сцену в 1834 или 1835 году в партии Луки в балете «Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле»[2] — этот одноактный балет хореографа Фортунато Бернаделли, который продержался в репертуаре около ста лет[4], воссозданный педагогом И. Никитина К. Лашуком (по другим источникам, не в 1835, а в 1834 году), стал одним из первых публичных спектаклей училища, то есть даваемом учениками для зрителей[5]. В 1835 году он принял участие в танцевальной сцене в премьерном спектакле комической оперы «Бронзовый конь». В 1836 году исполнил роль Принца Рамира в балете «Волшебная кошка», хореограф Карл Лашук.

А учеником выпускного класса в 1840 году Ираклий Никитин дебютировал в Петербургской императорской труппе двумя крупными партиями: ролью Колена в прославленном балете Жана Доберваля «Тщетная предосторожность», который он сам же поставил в училище[2] и где его партнершей — Лизой — была тоже дебютантка, выпускница того же училища Ольга Шлефохт, и ролью Джеймса в «Сильфиде» в партнерстве с Т. Смирновой[6]. В том же 1840 году еще один ученический спектакль «Гитана, испанская цыганка», поставленный самими студентами, прошел на сцене Большого Каменного театра[2], и Ираклий Никитин стал в нем исполнителем главной партии Фредерика[6].

В следующем 1841 году Ираклий Никитин, завершив образование[7], поступил в императорскую труппу[6] — и сразу солистом. Он стал первым русским танцовщиком романтического репертуара[8].

Среди его партий: Колен («Тщетная предосторожность» — 1840, собственная постановка по хореографии Ж. Доберваля), Фредерик («Гитана, испанская цыганка» — 1840, совместная постановка силами учащихся выпускного класса Петербургского театрального училища), Альберт («Озеро волшебниц» — 1840, балетмейстер Ф. Тальони), Гилас («Воспитанница Амура» — 1841, балетмейстер Ф. Тальони), Дон Альваро де Корда («Морской разбойник»), Альбер («Жизель» — 1842, первый исполнитель в России (ему тогда было 19 лет)[2], балетмейстер Антуан Титюс по хореографии Жана Коралли и Жюля Перро). Среди постоянных партнерш: Мария Тальони, Ольга Шлефохт, Елена Андреянова.

Даже та совсем небольшая информация, которая сохранилась об этом танцовщике, ясно доказывает его талант и большие достижения, но ему не повезло со временем. Это было время засилья иностранцев в России — вопрос очень сложный для русской истории: замечательная — и даже гениальная — идея привлечения европейцев для распространения в России западной культуры, этики и эстетики, морали, искусств и наук — в исполнении некомпетентных чиновников-царедворцев, угождавших высшему начальству, имела такие «перегибы», что доходила до полнейшего маразма: по их понятиям, иностранные имена служили залогом успеха; в результате русские артисты, выученные замечательными французскими и итальянскими педагогами — что и являлось целью их работы в России! — заменялись новыми западными гастролерами, зарплаты которых в несколько раз превышали жалованье русских артистов[9]. Поистине: тот самый случай, когда заставь дурака молиться… Ушли предыдущие правители, а их последователи, не поняв всю мудрость прежних решений, продолжили их исполнение с тупым усердием возвеличивания традиций. Дошло до того, что русские имена среди первых танцовщиков оказались, по их мнению, непрестижны. Кого-то спешно переименовывали в зарубежные псевдонимы, как Ольгу Ильину, ставшую Шлефохт, а кого-то просто снимали с ролей.

Через некоторое время в «Жизели» Ираклия Никитина заменил другой танцовщик — француз Эмиль Гредлю, прибывший в Россию еще в 1836 году, исполнивший на русской сцене немало партий и воспитавший множество русских балетных артистов, преподавая в училище при императорских театрах[9]. Обладавший независимым характером Ираклий Никитин пробовал бороться за справедливость и одинаковые права и заработки русских и иностранных артистов[10], но такая задача была, конечно, не под силу одному человеку; некомпетентное и в общем-то равнодушное к искусствам руководство видело в его доводах лишь крамолу и нарушение священных устоев и традиций.

В 1845 году Ираклий Никитин был переведен в Москву[10][3], где на сцене императорского Большого театра был артистом-исполнителем (1845 — кавалер Лоредан — «Тень», балетмейстер П. И. Дидье по хореографии Тальони[11]) и поставил балет «Тщетная предосторожность» по известной ему по Петербургу редакции Ш. Дидло — премьера прошла 12 февраля 1845 года с Е. Санковской в роли Лизы и им же самим в роли Колена; но независимый характер опять призвал на борьбу, снова окончившуюся поражением[10], а через год, в 1846 году, он, чувствуя себя оскорбленным, по собственному почину отказался от контракта с императорской труппой и вовсе отбыл из России в эмиграцию; сначала уехал в Париж[3], затем много лет успешно работал в Венском императорском балете, где приобрел европейскую известность[2][6][10]. Ираклий Никитин оказался самым первым русским артистом, покорившим европейские сцены[12].

В 1847 году Эмиль Гредлю, заменивший во многих основных партиях Ираклия Никитина, решив вернуться во Францию, покинул Россию — в Петербургскую труппу срочно потребовался танцовщик. Но Ираклий Никитин, танцевавший эту же партию, уехал из России. Вот тогда-то Антуан Титюс вспомнил о просьбе своего французского товарища Люсьена Петипа пристроить в Россию его младшего брата Мариуса, и после недолгих переговоров был подписан контракт, по которому отец и сын Петипа прибыли в Петербург[9].

Ираклий Никитин успешно выступал в европейских театрах, но когда артистический возраст закончился, в 1869 году он возвратился на родину[6]. Жил в Москве. Его балетная карьера была завершена, но он продолжил ее, работая педагогом в Московском театральном училище[13]. Среди его учениц оказалась Екатерина Гельцер[14], которая была, правда, не в восторге от своего педагога: он вел уроки слишком профессионально сухо[13].

Ираклий Никитич Никитин скончался в Москве, где проживал последние годы, точная дата смерти не установлена, возможно — в 1899 году?.

Источники[править]

  1. Списки выпускников
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 НИКИТИН Ираклий Никитич (1823-?) (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 ПУШКИН И ВСЕВОЛОЖСКИЕ
  4. БЕРНАДЕЛЛИ
  5. Русский балет. Энциклопедия
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Никитин Ираклий Никитич
  7. Академия русского балета им. Вагановой. Выпускники
  8. Жан Доберваль (Jean Dauberval)
  9. 9,0 9,1 9,2 Страницы истории балета: Новые исследования и материалы / Сост. Н. Л. Дунаева. Спб. Балтийские сезоны. 2009—312 с. ISNB 978-5-903368-45-0. Статья: Еще раз о том, как Мариус Петипа оказался в России. Автор: М. А. Ильичева
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 История русского балета
  11. «ТЕНЬ» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  12. Танцы на соломе
  13. 13,0 13,1 Прогулки по Старой Москве и не только // Про балерину Екатерину Гельцер и Карла Маннергейма
  14. Екатерина Гельцер