Иродиады и Рим

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Иродиады и Рим — взаимоотношения Иродиадов/Царства Ирода Великого с Римской империей[1].

Ход событии[править]

Приход Ирода Великого к власти в царстве Хасмонеев во многом был следствием его личной дружбы с римскими правителями.

Когда в семье Ирода вспыхнула ссора между ним и его сыновьями, обвинёнными в измене, Ирод отказался казнить их без санкции Рима и отправился туда с сыновьями, предоставив Августу роль арбитра[2].

Между семьями Иродиадов и Юлиев-Клавдиев установились близкие отношения. Ирод неоднократно совершал поездки в Италию, навещая своих друзей в столице, в первую очередь — самого Августа, обзаводясь полезными связями при дворе[3].

При Ироде посольства в Рим имели вид дружественных визитов царской семьи ко двору Августа. В ходе этих поездок обсуждались вопросы политического характера, связанные с порядком наследования престола царства, проблемы войны и мира[4]. Светоний сообщает, что Ирод и его приближенные приветствовали Октавиана, одетые в тоги и без регалий[5], что подтверждает и Евтропий[6].

Ирод стремился показать себя другом римских императоров, и вопреки законам Моисея даже построил храмы в честь Рима и императора Августа со статуями. Назвал в честь Цезаря город Кейсария.

Он участвовал в войнах римлян, например в походе на Боспор, и послал помощь римлянам в походе в Аравию.

Преемники Ирода также следовали его примеру. Ещё до того, как Архелая утвердили на царство, в Рим, вместе с посольствами Архелая и Антипы, было отправлено третье, состоявшее из представителей духовенства, с просьбой о предоставлении государству автономии при условии уничтожения царской власти[7].

Новый царь Архелай не оправдал надежд Августа — монарх не смог усмирить волнения в царстве. Пока народ бунтовал, иудейская элита организовала новую дипломатическую кампанию с целью добиться от императора упразднения института монархии и расширить таким образом круг собственных привилегий и влияние в Палестине[8]. В итоге антимонархические круги добились своего — в 6 году институт царской власти был упразднён, а Иудея превратилась в римскую провинцию.

Император Клавдий провозгласил внука Ирода Агриппу царём Иудеи[9].

Для эпохи Клавдия характерна практика посольств из Иудеи в Рим, представленных определёнными сословиями. В частности, в описании Иосифом Флавием одного из таких посольств можно заметить, что Клавдий не доверял первосвященникам и более охотно шел на контакт с еврейской знатью[10]. В другой раз, после очередного конфликта между самаритянами и евреями, когда к нему прибыли с просьбами представители иудейской знати, он вынес вердикт в пользу последних, отправил в ссылку наместника Сирии Уммидия Квадрата и позволил провести одного из виновных в разжигании конфликта римлян с позором по улицам Иерусалима, а затем казнить[11].

При упоминании посольств периода Клавдия и Нерона часто повторяется термин «влиятельные» лица (δυνατοί), «лучшие» люди (κράτιστοι). Филон Александрийский называет βασιλέων — отпрысков царского рода, сыгравших роль посредников в переговорах между наместником и народом[12].

При Нероне влияние евреев стало ослабевать, так как император видел в евреях мятежников. Когда в Рим прибыло посольство от евреев Кейсарии (ок. 60 года) с жалобами на бывшего наместника Феликса, противники евреев — кесарийцы — по словам Иосифа Флавия, подкупили секретаря императора и его бывшего воспитателя Бурра, а те, в свою очередь, убедили правителя издать указ, отменявший все особые права евреев[13].

В 63 году 26-летний Иосиф Флавий стал членом посольства, отправленного с целью добиться освобождения нескольких священников, захваченных прокуратором Антонием Феликсом[14]. Флавий сумел добиться их освобождения от Поппеи Сабины, жены Нерона. При этом он называл её «богобоязненной», что по сути является намёком на то, что по иудейскому закону с ней можно вступать в половую связь еврею. Так или иначе, миссия Флавия удалась, и он даже получил от Поппеи «великие дары» в знак ее благосклонности[15].

Агриппа II помог римлянам подавить иудейское восстание, а его сестра Береника стала любовницей Тита.

В целом, для Рима Иродиады были военной силой, которая сдерживала мятежных евреев, могла прийти на помощь Риму и т. д. Недаром, римляне даже попытались сделать отпрысков из династии Ирода царями Армении.

Впоследствии, после утраты еврейской государственности, потомки Иродиадов растворились в аристократии Римской империи.

См. также[править]

Источники[править]

  1. А. А. Филатов. Иудейские посольства в Рим в I в. н. э.
  2. Ios. Ant. Iud., XVI, 4, 1
  3. Ibid., XVI, 1, 2
  4. Ibid., XVI, 9, 3–4
  5. Suet. Aug., LX
  6. Eutr. Brev., VII, 10, 4
  7. Ibid., XVII, 11, 1
  8. Ibid., XVII, 11, 1
  9. Ant. Iud., XIX, 5, 1
  10. Ibid., XX, 1, 1-2
  11. Ibid., XX, 6, 2–3
  12. Leg., 300
  13. Ibid., XX, 8, 9
  14. Ios. Vita., 3, 13
  15. Ibid., 3, 16