Поппея Сабина
Божественная Августа Поппея Сабина (лат. Divi Poppeia Sabina Augusta) — жена римского императора Нерона[1].
Биография[править]
Поппея Сабина родилась в 30 году в Помпеях.
До Нерона была уже дважды замужем.
В 62 году вышла замуж за Нерона.
В январе 63 года родила Нерону дочь, получившую имя Клавдия Августа. Обеим Сенат присвоил титул Августы.
Тацит так характеризовал Поппею:
У этой женщины было все, кроме честной души. Мать ее, почитавшаяся первой красавицей своего времени, передала ей вместе со знатностью и красоту; она располагала средствами, соответствовавшими достоинству ее рода; речь ее была любезной и обходительной, и вообще она не была обойдена природною одаренностью. Под личиной скромности она предавалась разврату. В общественных местах показывалась редко и всегда с полуприкрытым лицом, — то ли, чтобы не насыщать взоров, то ли, быть может, потому, что это к ней шло. Никогда не щадила она своего доброго имени, одинаково не считаясь ни с своими мужьями, ни со своими любовниками; никогда не подчинялась она ни своему, ни чужому чувству, но где предвиделась выгода, туда и несла свое любострастие[2].
В 65 году беременная Поппея Сабина была убита впавшим в буйство Нероном; как пишет Тацит: «причиною ее смерти был муж, который в припадке внезапной ярости ударил ее беременную ногой».
Поппея Сабина и евреи[править]
Поппея Сабина проявляла интерес к евреям, которых было немало в Риме, и к Иудаизму. Иосиф Флавий, знавший Поппею лично, явно называет её прозелиткой — Θεοσεβής — «богобоязненной».
По Иосифу Флавию, Поппея была полностью за евреев, и послушно исполняла их просьбы:
Выслушав их, Нерон не только простил им их поступок, но и согласился оставить стену; это он сделал в угоду жене своей Поппее (она отличалась истинным благочестием), которая просила его за иудеев. Императрица затем отпустила десять депутатов, Хелкию же и Измаила оставила у себя в качестве заложников[3].
В числе этих «заложников» был и сам Иосиф Флавий:
Добравшись до Дикеархии, которую италийцы зовут Путеолы, я, подружившись с Алитиром (это был мимический актер, родом иудей, который чрезвычайно нравился Нерону), а через него познакомившись с женой Цезаря Поппеей, упросил ее и устроил так, чтобы священники были как можно скорее освобождены. И получив от Поппеи, помимо этого благодеяния, великие дары, я вернулся на родину[4].
В 62 году она таким образом встречалась с Иосифом Флавием, которому подарила «щедрые подарки», который даёт о ней весьма лестный отзыв в «Иудейских Древностях», и называет её глубоко верующей женщиной, придерживающейся Иудаизма[5], и отмечает, что она также наставляла императора Нерона в вере. По сведениям Талмуда, Нерон действительно принял Иудейство[6].
При дворе Поппеи многие евреи нашли очень благосклонный приём, а сама она часто заступалась за евреев пред Нероном, и, благодаря её покровительству, Иосифу Флавию удалось освободить многих пленных священников своих родственников — она способствовала освобождению, по просьбе Иосифа Флавия, еврейских первосвященников, заключённых под стражу прокуратором Иудеи, вероятно они подняли мятеж против римлян.
Также Поппея добилась от Нерона запрета на снос стены вокруг Иерусалимского Храма, которую по приказу наместника должны были разрушить[7].
В период конфликта между Агриппой и еврейским народом по поводу возведения царем башни, откуда он мог бы наблюдать за всем происходящим в Храме, еврейское посольство при помощи Поппеи добилось разрешения спора в пользу еврейского народа.
Среди друзей-евреев Поппеи Сабины известен актёр Алитирос.
Поппея участвовала в назначении последнего прокуратора Иудеи Гессия Флора.
Некоторые полагают, что когда в 64 году, накануне полномасштабной Иудейской войны кто-то (вероятно, с позволения Нерона, желавшего перестроить город) поджог Рим, и был слух, что это могли сделать евреи-мятежники (сикарии?), то именно Поппея Сабина заступилась за евреев, и поджигателями признали христиан, которое понесли суровое наказание[8][9].
К сожалению, Иосиф Флавий не рассказал, как и почему Поппея увлеклась иудаизмом[10], но не исключено, что были какие-то причины личного характера.
Но, как мы видели, Тацит говорил о «разврате» Поппеи («выглядела она скромно и добродетельно, но втайне предавалась разврату»), на это указывает и её близость с евреями, которые почему-то и не совсем понятно зачем при ней находились (в те времена религиозные евреи считали грехом секс с нееврейками-идолопоклонницами, и поэтому обращали их в иудаизм). Это может объяснить и то, почему Нерон убил её беременной, возможно у него были основания считать, что ребёнок не его.
Любопытны слова Иосифа, что Поппея оставила «Хелкию же и Измаила оставила у себя в качестве заложников».
Возможно, из-за перехода Поппеи в еврейство её тело после смерти не предали огню по римскому обычаю[11].
Иосиф Флавий и Поппея[править]
Недоумение историков, что Иосиф Флавий называет «эту прелюбодейку и убийцу благочестивой женщиной, богобоязненной» скорее всего объясняется тем, что из-за тогдашнего фанатизма еврей не мог вступить в близкую связь с язычницей без страха быть убитым зелотами, и Иосиф подчеркнул тем самым, что с ней еврей мог вступать в половые контакты. Иосиф не говорит, как именно он упросил Поппею выполнить его просьбу, и за что она его одарила, видимо полагая, что современный ему читатель и так это понимает, и чтобы не было упрёков, он отмечает, что она богобоязненная, а не язычница.
Так как Иосиф прибыл в Рим в 64 году, что совпало с пожаром Рима[12], после которого Поппея уговорила Нерона обвинить в нём не евреев, а христиан, это её заступничество тоже может быть связано с Иосифом (нельзя исключать, что Иосиф даже мог участвовать в поджоге, ведь он был мятежником). Во всяком случае, такое совпадение выглядит подозрительным.
См. также[править]
Источники[править]
- ↑ Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- ↑ Тацит, Анналы. XIII, 45
- ↑ Древн., XX, 8, § 11
- ↑ Жизнеоп. § 3
- ↑ Иосиф Флавий, «Иудейские Древности», XX, 195, 252
- ↑ Гит., 56а; Санг., 96б
- ↑ Иосиф Флавий, «Жизнеописание», 16
- ↑ Поппея Сабина
- ↑ Тацит, Анналы, XV, 44
- ↑ Что характерно для этого слишком религиозного автора, обычно избегающего сексуальной темы, что неправильно для историка, так как из-за этого ряд сведений Иосифа Флавия невозможно понять. Например, он говорит об увлечении женщин Дамаска иудаизмом, и из-за его боязни затронуть интимные темы, нельзя понять, имеет ли он ввиду этнических евреек родом, или нееврейских женщин, по какой-то причине приобщённых к иудаизму. Так же он воздерживается от объяснений причины принятия иудаизма Елены, царицы Адиабены и т. д.
- ↑ Тацит, Анналы, XVI, 6
- ↑ Poppaea Sabina, Jewish Sympathies, and the Fire of Rome