Константин Никольский

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Константин Никольский

Никольский2015 (2).jpg
Имя при рождении
Константин Николаевич Никольский


Дата рождения
1 февраля 1951 года
Место рождения
Москва, СССР




Род деятельности
гитарист, композитор, певец
Страна
Союз Советских Социалистических Республик СССРРоссийская Федерация Россия



Жанры
рок


Коллективы
«Атланты», «Осколки Сикорского», «Счастливое семейство», «Цветы», «Группа Стаса Намина», «Магистраль», «Фестиваль», «Воскресение», «Зеркало мира»







Сайт
konstantin-nikolsky.ru


Константин Николаевич Никольский — советский и российский композитор, поэт, певец, автор и исполнитель песен, гитарист, рок-музыкант.

Биография[править]

Константин Никольский родился в Москве 1 февраля 1951 года[1].

На гитаре играет с 12 лет[2]. Первой его гитарой была семиструнная, которую он купил вместе с отцом.

А потом отец мне сказал: «Если ты хочешь заниматься, лучше бы ты устроился в какой-нибудь класс гитары, чтобы серьезно это все происходило». И я устроился ... был дом культуры имени Чкалова, и в нем был класс гитары. Его вел очень известный в прошлом педагог – Геннадий Александрович Сечкин, и первые настоящие звуки я учился извлекать там.

— Константин Никольский[3]

В 15 лет начал писать песни и стал ритм-гитаристом группы Александра Сикорского «Атланты» (одной из первых наших любительских рок-групп, имевших благодаря Никольскому собственный репертуар и исполнявших не только кавер-версии на английском). Поступив в ВУЗ, ушёл оттуда до окончания первого курса и служил в армии (весенний призыв 1969 года). За несколько месяцев до этого состоялся новогодний концерт «Атлантов» в английской спецшколе, после которого учившимся там Андреем Макаревичем была организована группа Time Machines (впоследствии — «Машина времени»)[1][4][5].

Константин Никольский — Птицы белые мои

Служа в УССР, продолжал сочинять песни (знаменитый «Музыкант», «Ты хотел увидеть мир», «Россия»). Вернувшись из армии и окончив курсы звукооператоров, работал в Гостелерадио. При этом играл в группе А. Сикорского, переименованной из-за распада «Атлантов» в «Осколки вертолёта Сикорского» (потом она стала называться «Счастливое семейство»), и стал уже лидер-гитаристом. Репертуар группы пополнился его песнями армейского периода, а главным её хитом стала песня «Ты хотел увидеть мир»[1][4]. Широко известная впоследствии (с ней Никольский в 1984 году дебютировал на ТВ) песня «Птицы белые мои» исполнялась тогда в первом варианте и заканчивалась так:

Ничего не нужно мне

Под чужими небесами —

Только б вы вернулись сами,

Птицы белые мои.

В 1972 году, прочитав сборник французской поэзии в переводах Ильи Эренбурга «Тень деревьев», Никольский написал песни «Четыре дерева» (на стихи французской народной песни) и «Голос» на стихотворение поэта и прозаика Анри де Ренье.

Хотя в 2001 году Никольский спел «Четыре дерева» на юбилейном концерте, посвящённом его пятидесятилетию, и песня вошла в двойной концертный альбом, стихи написаны от женского лица и, соответственно, требуется женское исполнение. Песню записала певица Наталья Пушкова, жена друга Никольского, композитора и звукорежиссёра Кирилла Есипова, а на концертах отца поёт Юлия Никольская. Исполняя же «Голос», Никольский часто называет не только французского поэта, но и переводчика стихов.

В 1974 году Никольский стал (играя также на акустической гитаре) ритм-гитаристом группы «Цветы», выступавшей как ансамбль Московской областной филармонии. На концертах исполнялась его песня «Вольный ветер»[6].

В 1975 году группа была расформирована решением Министерства культуры СССР, и Никольский стал гитаристом аккомпанирующего ансамбля Юрия Антонова «Магистраль»[1].

В 1976 году практически весь последний состав «Цветов» становится просто группой их руководителя Стаса Намина (название уже достаточно типичное для мировой популярной музыки — группа Манфреда Манна, группа Стива Миллера). При этом Намин отказывается играть на гитаре не только во время концертов, но и на студийных записях. Поэтому Никольский становится лидер-гитаристом. Тогда же певица Гюлли Чохели выпускает на гибкой пластинке журнала «Кругозор» его песню «Летний дождь».

Через год вышла первая маленькая пластинка группы Стаса Намина. В неё вошла песня Никольского и клавишника Александра Слизунова на стихи Владимира Солдатова «Старый рояль», ставшая хитом и даже включенная в болгарский сборник «10 лучших песен года». На пластинке авторы музыки указаны не по алфавиту (Слизунов, Никольский). Так обычно делается, когда указывают автора мелодии куплетов и автора мелодии припева, однако в этой песне нет припева. Значит, Слизунов написал музыку для вступительной части (спетой бас-гитаристом Владимиром Сахаровым), а Никольский — для «арии» рояля (спетой Слизуновым). В книге «Рок из первых рук» (М., 1992) Стас Намин вспоминал, что худсовет придирался к строчке «И стёрлись клавиши моей души», которую называли декадентской (она всё-таки осталась). Эта строка выделяется на фоне простого текста и близка к поэтическому стилю Никольского.

Поскольку многие, высоко ценя Никольского как автора-исполнителя, недостаточно ценят его как гитариста, стоит рассказать о том, как он участвовал в записи для пластинки 1978 года второго хита группы, песни Стаса Намина на стихи Владимира Харитонова «Рано прощаться». При последних повторах Слизуновым куплета Никольский играет уже беспрерывно и переходит в соло, которым завершается песня. Понятно, что так же он играл и на концертах.

Константин Никольский — Ночная птица

Однако исполнять песни Намина на концертах ему предстояло недолго. В том же году Никольский узнаёт от своего друга и товарища по группе барабанщика Юрия Фокина, что тот решил эмигрировать. Он посвящает ему «Ночную птицу», которая первоначально называлась «Прощание с другом» и которую Никольский считает своей лучшей песней.

Никольский покинул группу Стаса Намина и стал гитаристом ансамбля Максима Дунаевского «Фестиваль». Там были записаны песни Никольского «Мой друг, художник и поэт», «Не грусти» (в нетипичном для автора стиле кантри), «До свиданья, милый друг» — все спел Павел Богуш, «Музыкант» — спел Марк Айзикович, «Ночная птица» и «Счастлив певец» — спел сам Никольский.

На следующий год он записал гитарные партии для песен и музыки Максима Дунаевского в фильме «Ах, водевиль, водевиль...».

Константин Никольский — Мой друг, художник и поэт

В 1978 году барабанщик «Машины времени» Сергей Кавагоэ из-за конфликта с Андреем Макаревичем, опираясь также на бас-гитариста Евгения Маргулиса, решил создать новую группу «Воскресение» (группа с таким названием уже существовала недолго, будучи основана в Ленинграде Юрием Ильченко, перед этим семь месяцев игравшим в «Машине») и обратился к Никольскому. Тот репетировал вместе с Маргулисом и Кавагоэ, завершил свою новую песню строками «Всё ж неизбежно моё ВОСКРЕСЕНЬЕ, / Тянется сердце к новой мечте — словно солнце, сверкает она». Но Никольский уже больше четырёх лет был профессиональным музыкантом; гастроли «Фестиваля» (как он сам вспоминал, «было много работы, проехали с концертами всю страну „насквозь“: от Амура и до Бреста») не позволяли стать одновременно лидером любительской группы. Тогда Кавагоэ, обладавший явными продюсерским способностями, обратился к Алексею Романову, которого он в своё время хотел сделать солистом «Машины времени».

Группа «Воскресение» возникла в 1979 году. Как дополнение к дебютному магнитофонному альбому Андрей Сапунов (вокал, акустическая гитара) при участии Сергея Кавагоэ (электроорган, ударные) записал шесть песен Никольского — «Музыкант», «Зеркало мира», «Поиграй со мной, гроза», «Я сам из тех, кто спрятался за двери…», «Ночная птица», «Когда поймёшь умом». Никольский раскритиковал Сапунова. Уже через много лет Никольский писал в буклете к своему сборнику «Музыкант» (2001):

Сапунов считал, что голос — это всё. И очень любил „А-а-а-а“, мелизмы всякие… Я спорил: вот шесть песен, мелодии у всех разные, а ты их одними и теми же мелизмами — раз, и словно мылом всё замазал… Мелодия — это вещь неприкосновенная. Даже Стравинский говорил: „Точность — синоним выразительности“».

Видимо, судьба распорядилась так, что в 1980 году Никольский и Сапунов должны были оказаться в одной группе. Сначала это могла быть новая группа Театра имени Ленинского Комсомола после ухода оттуда «Аракса».

Но мы, как честные люди, предоставили замену. Отрепетировали с новым коллективом программу театра. Коллектив состоял из Сапунова, Никольского, барабанщика известного московского, которого все звали Петрович (Михаил Соколов), и Глеб Май на клавишах. Вот такую группу мы предложили театру взамен себя. И перед худсоветом театра они сыграли целиком всю «Звезду» (имеется ввиду рок-опера Алексея Рыбникова «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты»).

— Вадим Голутвин, гитарист «Аракса»

Скорее, не главный режиссёр Марк Захаров, а Рыбников, поскольку готовилась постановка его новой рок-оперы “Юнона“ и “Авось“», предпочёл, чтобы «Аракс» заменило «Рок-ателье» Криса Кельми[7].

Между тем первый состав «Воскресения» распался. Единственный хит «Кто виноват?» (припанкованная «Снежная баба» была, как говорится, на любителя) меломаны так упорно приписывали «Машине времени», что фрагмент оттуда даже цитировался в коллективном письме «Рагу из синей птицы», направленном против той[8]. Никольский же ушёл из «Фестиваля» для учёбы в Музыкальном училище имени Гнесиных по классу гитары (Сапунов учился там же по классу вокала).

14 марта 1980 года Никольский женился на психологе Марине Османовой, с которой вместе окончил физико-математическую школу, много лет её не видел и встретил случайно. Как женатому мужчине ему особенно полезно было подрабатывать — так называемыми «левыми» концертами в любительской группе. Никольский репетировал вместе с Сапуновым и барабанщиком Михаилом Шевяковым. Сапунов ещё в «Воскресении» стал играть на бас-гитаре, поскольку Маргулис часто просто не приходил на концерт. В так и не возникшей группе Театра имени Ленинского Комсомола Сапунов, конечно, был бы вокалистом и бас-гитаристом. В ноябре Никольский позвонил Романову.

С появлением Никольского в команде началась серьезная профессиональная работа. По большому счету, все, кроме Никольского, не были сильными музыкантами. Поэтому Костя постоянно требовал от остальных участников группы умения играть необходимый минимум и организовал репетиционный процесс таким образом...

— Александр Арутюнов, концертный звукооператор «Воскресения», звукорежиссёр[9]

Евгений Маргулис сказал, что «Костя пришёл в “Воскресение” на готовое дело». На самом деле очевидно, что на готовое дело пришёл Романов. Репетировали уже вместе с ним, затем начали давать концерты, а в июне 1981 года был записан альбом «Воскресение 2».

Этот альбом стал популярен не сразу, а после распада «золотого» состава, запись одного из последних концертов которого (в марте 1982 года) была выпущена впоследствии на компакт-диске «Концерт в ДК Мехтех» (1994). При этом песня «Поиграй со мной, гроза», записанная Никольским параллельно с «Фестивалем» и, видимо, звучавшая по радио, заняла 19-е место в двадцатке лучших песен 1981 года по версии рубрики «Звуковая дорожка» газеты «Московский комсомолец» (с указанием Никольского как автора и исполнителя) и опередив песню Максима Дунаевского на стихи Леонида Дербенёва «Всё пройдёт» (записанную Михаилом Боярским вместе с тем же «Фестивалем»). До этого «Поиграй со мной, гроза» поднималась в хит-параде «Звуковой дорожки» до пятого места. «Воскресение» же в десятку лучших групп не вошло[10][11].

Константин Никольский и «Фестиваль» — Поиграй со мной, гроза

(К этой песне у Никольского с годами дважды менялось отношение. Она не вошла в альбом старых песен «Один взгляд назад» (1997), а на одном из концертов конца 1990-х Никольский сказал, что не хочет больше её исполнять, поскольку почувствовал в ней революционный дух. Однако затем он снова стал её исполнять — спел, например, в 2011 году на юбилейном концерте, посвящённом его шестидесятилетию).

"вейте, вейте, ветры злые" (цитата неправильна — «Лейте, лейте, ливни злые...») почему-то удивительно напоминают совсем другую песню: "вихри враждебные веют над нами..."

— Артём Липатов, «Легенды русского рока»[12]

В песне Никольского «Поиграй со мной, гроза» есть, конечно, сходство с «Буревестником» Горького (хотя до прямой цитаты, как в «Полном штиле» Макаревича, дело не дошло):

Буря мне укажет путь

В край, где свет свободно льется.

Только в бурю удается

Мне за тучи заглянуть.

— Вадим Николаев, «Заметки о русском роке»[13]

Никольский возвращается в «Фестиваль». В концертную программу ансамбля для выступлений в Олимпийской деревне его песни по чьему-то указанию не были включены, но известно, что через год в Зелёном театре Парка культуры имени Горького прошли концерты-шоу, для которых Максим Дунаевский написал инструментальную музыку, однако же Никольский с «Фестивалем» исполнял только свои песни. Участвовал в этих шоу и третий состав «Воскресения» (как группа Ованеса Мелик-Пашаева).

В 1983 году Никольский сыграл гитарную партию при записи мюзикла Максима Дунаевского «Три мушкетёра», выпущенного в 1985 году на двойной виниловой пластинке и в 1995 году на двойном компакт-диске[14], а также участвовал в записи маленькой пластинки «Фестиваля», куда, помимо песен М. И. Дунаевского, вошла песня одного из солистов и музыкантов Павла Богуша «Темнеет пепел» на стихотворение Евгения Долматовского «Темнеет пепел нашего огня...»[15]. При записи песни (пел автор музыки) Никольский дважды сыграл гитарный рифф в третьей октаве. По альбому «Концерт в ДК Мехтех» известно, что в «Воскресении» он играл рифф в третьей октаве при исполнении «Ночной птицы», а в «Я сам из тех, кто спрятался за двери...», помимо заключительного риффа, также достаточно длинное блюзовое вступление и соло (обе песни пел Сапунов, который, находясь под присмотром автора, чётко держал мелодию). В мировом роке такой стиль гитарной игры (red sound) был характерен для одного из самых любимых гитаристов Никольского, Гэри Мура.

В том же году «Фестиваль» был распущен Максимом Дунаевским, который стал руководителем и дирижёром Эстрадно-симфонического оркестра имени Леонида Утёсова. Никольский исполнял свои песни под акустическую гитару в сборных концертах. Включая и новые — в 1983-м им были написаны такие важные вещи, как «Облако» и «Прошедший день». В апреле 1984 года газета «Московский комсомолец» анонсировала исполнение Никольским его песен вместе с ансамблем п/у Э. Енгибарова[16]. Этого, однако, не случилось — признавшись в получении денег за «левый» концерт, Алексей Романов подвёл не только звукооператора Александра Арутюнова (Романов получил пять лет тюремного заключения условно, Арутюнов же — отнюдь не условно), а и своих товарищей (как из третьего состава «Воскресения», так и из «золотого»). После решения суда по делу, где Никольский проходил в качестве подозреваемого, он не был никак наказан, но так и не выступил снова в Зелёном театре Парка Горького, а стал — практически формально — музыкантом группы «Галактика», на концертах которой выходил, чтобы исполнить несколько собственных песен. В 1985 году Никольский написал «Цветок у окна», который назвал «безумной зимней песней» («Я на краешке стою, / Замерзаю и пою»).

Осенью 1986 года вместе с бывшим барабанщиком «Галактики» Виталием Бондарчуком, который успел перед этим побывать барабанщиком «Альфы» и принять участие в записи альбома этой группы «Тёплый ветер», Никольский создал группу «Зеркало мира». Был записан (в составе: Константин Никольский — вокал, гитара; Виталий Бондарчук — клавишные, ритм-компьютер; Игорь Яшуков — бас-гитара; Аркадий Березовский — бэк-вокал) магнитофонный альбом, начались концерты в одной программе с «Рондо» и «Браво». В магнитофонный альбом, который не отличался высоким качеством записи, вошли как старые вещи (давшая группе название песня «Зеркало мира», впервые записанная в рок-аранжировке, — она завершала альбом, «Птицы белые мои», также впервые записанные в рок-аранжировке, — эта песня, напротив, альбом открывала, «Один взгляд назад», «Воскресение»), так и новые (оставшееся в акустическом варианте «Облако», «Цветок у окна», «Пред чертой меж будущим и прошлым», «Опять до времени отложены дела» — в стиле электропоп, «Таким же и я пребуду» — на стихи испанского поэта-романтика с немецкими корнями Густаво Адольфо Беккера).

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Биография Константина Никольского
  2. КОНСТАНТИН НИКОЛЬСКИЙ
  3. Музыкант
  4. 4,0 4,1 CТАРАЯ ГВАРДИЯ - официальный сайт группы. А. Сикорский
  5. Владимир Марочкин. Школьные годы и рок-н-ролл. «Аргументы недели», № 33 (524). 24 августа 2016 года.
  6. Вольный ветер (концертная запись)
  7. Вадим Голутвин
  8. История создания песни «Кто виноват?» рок-группы «Воскресение»
  9. ВОСКРЕСЕНИЕ - Воскресение II
  10. «Московский комсомолец», 20 ноября 1981 года.
  11. «Московский комсомолец», 28 января 1982 года.
  12. Вся история группы — Воскресение
  13. В. Николаев. «Заметки на разные темы». М., 2011.
  14. Дискография Максима Дунаевского
  15. Дискография ВИА Фестиваль
  16. «Московский комсомолец», 27 января 1984 года.
 
Студийные
альбомы

Воскресение 1 · Воскресение 2 · Всё сначала · Не торопясь

Концертные
альбомы

Концерт в ДК Мехтеха · Мы вас любим · Живее всех живых · 50 на двоих · Не торопясь Live · Опять 25 · Посмотри, как я живу · Я привык бродить один

См. также

Машина времени · Цветы · Шанхай · СВ · Трио Сапунова · Зеркало мира

 
Бывшие
участники
Гитаристы

Александр МикоянКонстантин НикольскийИгорь СарухановАлександр МалининЯн ЯненковСергей ВороновВладимир Семёнов

Басисты

Александр ЛосевАлександр СоличАлександр Миньков

Барабанщики

Юрий ФокинМихаил ФайнзильбергСергей Кавагоэ

Органисты

Игорь СаульскийСергей ДьячковАлександр Слизунов

Орк.инстр. и Бэк-вокалисты

Алексей КозловАндрей СапуновНикита ЗайцевАнатолий АлёшинНиколай Арутюнов

Студийные альбомы

Гимн Солнцу(1980)  · Регги-Диско-Рок(1982)  · Сюрприз для мсье Леграна(1983)  · Мы желаем счастья вам(1986)  · Назад в СССР(2010)  · Распахни своё окно(2011)

Концертные альбомы

Лучшие песни за 30 лет(2001)  · Цветы 40 лет (2011)  · Человек разумный (2013)  · Власть цветов (2013)