Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Попытки России колонизировать Африку

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Попытки России колонизировать Африку — действия или планы Российской Империи и СССР по колонизации определённых территорий в Африке, главным образом, для нужд торговли и ВМФ.

Общая информация[править]

Пётр I подумывал о колонизации Мадагаскара, для чего послал туда экспедицию во главе со шведским адмиралом Даниэлем Вильстером. Пётр Великий понимал, что для сообщения с владениями России на Тихом океане нужны колонии в Африке для стоянки кораблей. Однако, из-за смерти царя дело заглохло.

В дальнейшем никаких конкретных действий следующие цари не предпринимали вплоть до того прекрасного момента, когда уже вся Африка была поделена европейскими державами.

Робкую попытку колонизировать Эфиопию предпринял Николай Иванович Ашинов (1856—1902).

Для начала надо было убедить эфиопов в том, что у русских с ними одна вера (это далеко не так). В 1883 году Ашинов отправился в Абиссинию (Эфиопию), задавшись планом содействовать политическому и церковному сближению Абиссинии с Россией, и вступил в отношения с негусом Иоанном.

Вернувшись затем в Россию, он, именуя себя «вольным казаком», затеял в 1889 году экспедицию в Абиссинию. Во главе отряда из 150 терских казаков основал в форте Сагалло на побережье берега Французского Сомали (сейчас Джибути) колонию «Новая Москва».

Однако на эту территорию претендовали наши друзья тогдашние французы (а на саму Эфиопию — итальянцы).

Французы были в сложном положении, но к их счастью Петербург поспешил откреститься от Ашинова.

5 февраля 1889 года казаки заметили французскую эскадру в составе крейсера и трех канонерских лодок. Ашинов получил от посыльного письмо с ультиматумом. Но Ашинов, не знавший французского, поприветствовал генерала, так как не ожидал нападения со стороны дружественной Российской империи страны. Начался артиллерийский обстрел Сагалло, в результате которого шесть русских было ранено, несколько погибло. Французские снаряды разрушили все посадки. Над Сагалло в качестве белого флага подняли рубаху. Вскоре на кораблях «Забияка» и «Чихачев» их доставили в Россию.

В 1894 отставной есаул Кубанского Казачьего войска Н. С. Леонтьев совместно с видным русским путешественником А. В. Елисеевым, отставным штабс-капитаном конной артиллерии К. С. Звягиным и архимандритом Ефремом организовал экспедицию в Эфиопию.

В старой столице Эфиопии — Энтото — экспедициия была встречена императором Менеликом II. Леонтьеву удалось убедить русское правительство отправить в дар Менелику 30 тыс. винтовок, 5 млн патронов и 6 тыс. сабель, оформленных как проданные через французского посредника Л. Шефне. В Массауа все материалы были конфискованы итальянцами и лишь после заключения в 1896 мира между Италией и Эфиопией переданы последней. В период итало-эфиопской войны 1895-96 Леонтьев находился в Эфиопии в качестве военного советника императора Менелика. 9 мая 1896 негус пожаловал Леонтьеву почетный щит, саблю и титул графа, впервые для этого учрежденный в Эфиопии. Леонтьев участвовал и в мирных переговорах Эфиопии с Италией. 12 августа 1896 он прибыл в Рим, где сообщил о последних условиях мира, предложенных Менеликом.

В 1897 Менелик назначил Леонтьева генерал-губернатором округов Уба и Бако на юге страны. Леонтьев попытался привлечь к эксплуатации этих территорий русское правительство, но получил отказ. Однако ему удалось добиться передачи Россией Эфиопии ещё 30 тыс. ружей с боеприпасами, однако эта партия была арестована в Лондоне на том основании, что товарное свидетельство не упоминало о принадлежности оружия русскому правительству.

В 1897 году Россия направила в Эфиопию свою дипломатическую миссию во главе с П. М. Власовым. К этому моменту Леонтьев совместно с английскими, французскими и бельгийскими промышленниками основал общество по эксплуатации Экваториальных провинций Эфиопии, о чем Власов и сообщил в Петербург. Русское правительство отказалось далее поддерживать Леонтьева. Последней вехой в его деятельности было участие в военном походе эфиопских войск под предводительством раса Уольде-Георгиса к озеру Рудольфа (1898—1899). Леонтьев был ранен и навсегда уехал из Эфиопии. Больше повезло одному из его помощников, Н. Н. Шедевру, который водрузил эфиопский флаг на юго-западном берегу озера Рудольфа, установив тем самым южную границу Эфиопии.

Таким образом из-за нерешительности русских царей заполучить колонию в Африке не удалось.

СССР тоже вполне мог завладеть какой-нибудь территорией в Африке — в обмен на поставляемую помощь и оружие, но советское руководство предпочло подарить и дружить без сколько-нибудь очевидной материальной или территориальной выгоды.

Так СССР, например, построил глубоководный порт в Бербера (Сомали), в надежде на то, что там будет советская база. Но после того, как представители СССР построили там порт, советскую базу оттуда выгнали, а базу разместили американцы.

Потом СССР стал создавать военную базу в Эритрее (тогда части Эфиопии), на островах Дахлак, но эритрейцы победили в войне с эфиопами, и база Нокра была ликвидирована.

Ливия: Черчилль в своей книге «Вторая Мировая Война» утверждает, что это он на Ялтинской конференции пытался отдать Сталину Ливию взамен на сокращение советских доминионов в Восточной Европе.

Действительно, Сталин требовал от Молотова добиваться опеки над бывшей колонией Италии — Ливией, однако, этого не удалось добиться (см. также Попытка Сталина присоединить Ливию к СССР). Молотов упустил тогда и шанс вернуть Шпицберген. Вместо этого СССР взвалил на себя Восточную Европу.

Тем не менее, в Ливии была советская база ВМФ, как и в Египте в Порт-Саиде (1967—1972).

См. также[править]

Ссылки[править]