Психологическая война в военной истории евреев

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Палестинская пропаганда
Израильская пропаганда
Беньямин Нетаньяху показывает как близок Иран к ядерной бомбе
Йосеф — ппкпкепкекекекекек2.jpg
Фото-Агитационный плакат Еврейского легиона
1748014 original.jpg

Психологическая война в военной истории евреев — ведение психологических войн против евреев.

История[править]

Элементы психологической войны широко применялись в ходе Маккавейской войны. Во-первых, появилась специальная литература — Маккавейские книги, в которых с одной стороны героизировались повстанцы (а враги, наоборот, описывались в чёрных красках), но и объяснялась причина необходимости восстания: поруганная национальная честь, религиозные гонения и домогательства оккупантов к еврейским женщинам:

Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные… Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем[1].

Йехуда Маккавей часто обращался к собственному войску с речами, чтобы поднять боевой дух войска:

Маккавей собрал бывших с ним, числом шесть тысяч мужей, и увещевал их не страшиться врагов и не бояться множества язычников, неправедно идущих на них, но мужественно сражаться, имея пред глазами неправедно нанесенное ими оскорбление святому месту и разорение поруганного города и нарушение праотеческих учреждений[2].

Позднее, евреи стали писать по-гречески, чтобы заниматься в том числе и психологической борьбой: существовала антиеврейская литература разных греческих, египетских и римских авторов, с различными обвинениями и насмешками в адрес евреев, евреи же принялись не только опровергать обвинения врагов, но и самих их подвергли мощному идеологическому удару.

Еврейские авторы пытались доказать бо́льшую древность евреев, они утверждали, что греки и прочие культурные народы свою мудрость и знания позаимствовали из книг Моисея, якобы ещё в древности переведённых, что языческая религия ложная, и что истинным является лишь Бог Израиля.

Из этой литературы было видно, что евреи уже не считали достаточным Иудею, у них явно были претензии и на сопредельные страны, такие как Египет.

Чтобы обосновать эти претензии, евреи пытались доказать происхождение от Авраама и братство с евреями разных народов. Во всяком случае, спартанцы ссылаются на некую книгу, в которой утверждалось, чтобы они происходят от Авраама. Аналогичное предание появилось и у жителей Пергама[3].

Евреи стремились распространять свою религию среди язычников, а Хасмонейское царство вело соответствующую экспансионистскую политику, как военную, так и путём мощной миграции евреев в другие страны.

Светоний явно говорит о существовавшей у евреев идеи добиться господства:

На Восто­ке рас­про­стра­не­но было дав­нее и твер­дое убеж­де­ние, что судь­бой назна­че­но в эту пору выхо­д­цам из Иудеи завла­деть миром[4].

Для пропаганды евреи прибегали даже к фальсификации — писали от имени древних и авторитетных авторов тексты, прославляющие иудаизм и евреев. Были популярны Сивилловы книги и т. д. Книга Иосиф и Асенет внушала языческим женщинам мысль о необходимости принять иудаизм.

Ранняя иудео-христианская литература, как и книги отцов церкви, во многом обязаны своим успехом тем, что шли уже протоптанной иудейской пропагандой дорогой и аргументацией.

Тяжёлое поражение в войне с римлянами заставили евреев отказаться от своих планов по созданию собственной империи. Последней такой полномасштабной войной было Восстание Бар-Кохбы, в которой р. Акиба не только провозгласил Шимона Бар-Кохбу мессией, но и перед войной занимался военной агитацией в диаспоре. Даже монеты повстанцев пронизаны идеей — добиться независимости Иудеи.

Тем не менее, после проигранной Первой иудейской войны сразу два еврея-командира, Иосиф Флавий и Юстус Тивериадский, оставив меч, взялись за перо, чтобы попытаться словом помочь соплеменникам (Флавий также приводит пример проримской агитации, которую вёл царь коллаборационист Агриппа II).

Филон Александрийский и Иосиф Флавий писали труды против антиеврейских писателей. В ответ, языческие авторы, такие как Цельс, пытались доказывать ничтожность евреев в сравнении с греками и римлянами.

Утратив государственность, евреи надолго выпали из необходимости вести с кем-либо какую-либо войну.

С появлением сионизма у евреев вновь возникает психологическая война. Например, появляется формула «народу без земли — земля без народа», подразумевающая, что Палестина безлюдна и никому не принадлежит, и ждёт возвращения своих еврейских хозяев. Вскоре слово Палестина полностью заменяется на Эрец-Исраэль.

Арабо-израильский конфликт ведётся в том числе и при помощи агитации и пропаганды.

Пропаганда израильтян сводится к следующему:

  • Палестинский народ придуман в КГБ, государства Палестины никогда не было. Палестинцы не могут интеллектуально осилить такую ношу, у них не получилось создать своё государство, и поэтому им же будет лучше или подчиниться Израилю или уехать.
  • Палестинцы = террористы.
  • Израиль — единственное безопасное, процветающее и демократическое место на Ближнем востоке.
  • Палестинские власти коррумпированы, продажны, заботятся только о себе, толкая палестинцев на террор, сами украли миллиарды долларов иностранной помощи.
  • Палестинцы и израильские арабы живут за счёт пособий и склоны к криминалу.
  • Арабским странам нет никакого дела до палестинцев. Вся их риторика — лишь показуха, на деле арабские страны заодно с Израилем.
  • Арабы и евреи — лучшие друзья и родные братья. Израиль защищает арабов от Ирана, Турции и радикального исламизма.
  • Еврейским женщинам не следует связываться с арабскими мужчинами, так как араб не может не бить жену и заведёт целый гарем.

Палестинская пропаганда гораздо эффективнее, и нацелена на всё международное сообщество. Палестинцы наладили множество международных агитационных кампаний и сообществ пропалестинской направленности. Это очень эффективная деятельность, международному сообществу удалось внушить, что в Израиле апартеид, что палестинцы согнаны в концлагеря, что их убивают и изгоняют с родной земли.

Палестинцы подхватили следующий аргумент, почему Палестина не должна возвращаться евреям: с одной стороны, палестинцы — якобы потомки ещё более древних жителей страны — филистимлян и хананеев, а с другой стороны, будто бы современные евреи — вовсе не потомки выходцев из Иудеи, а якобы потомки разных прозелитов, например хазар[5].

Палестинцы развернули пропаганду и в самом Израиле. ХАМАС, например, давно вещает на Израиль на иврите[6].

Фактически, Израиль отстранился от информационной войны, ограничиваясь некоторыми арабоязычными блогерами, и совершенно не реагируя на антиизраильскую пропаганду на Западе. В результате, усиливаются движение за бойкот Израиля, усиливаются позиции левого крыла Демпартии, усиливаются антиизраильские настроения в Европе, а под их давлением всё более антиизраильской становится и внешняя политика Запада[7].

Противодействие Израиля довольно пассивное. Например, 31 января 2002 года, в ходе Второй интифады, власти Израиля ввели цензуру для журналистов отдела арабского вещания «Радио Израиля»[8].

В последние годы стал нарастать конфликт с Ираном. В этом конфликте Израиль в пропагандистской сфере действует гораздо эффективнее. Главные идеи, идущие от израильской пропаганды:

  • Иран создаёт ядерное оружие
  • Во главе Ирана стоят сумасшедшие фанатики[9]
  • Израиль большой друг иранского народа, угнетаемого тиранией
  • Иран угрожает захватом соседним странам, но Израиль защитит их

Пропаганда Ирана против Израиля слабее и повторяет палестинскую аргументацию.

Пугая иранской угрозой, Израилю удалось настроить против Ирана целый ряд государств.

См. также[править]

Источники[править]