Сара Ахмерова

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сара Гиреевна Ахмерова OPL, в замужестве Букшпан (23 января 1889, Казань1952) — татарская общественная деятельница, российский юрист, жена экономиста Якова Букшпана, участница общины московских греко-католиков.

Биография[править]

Родилась 23 января 1889 года в Казани в татарской интеллигентной семье Шагбаз-Гирея Измайловича Ахмерова и его супруги Хадичи Шагиахметовны Алкиной (сестра депутата Государственной думы I созыва Сеид-Гирея Алкина). Помимо Сары в семье было трое сыновей (Ильяс, Дауд, Юсуф) и трое дочерей (Маги-Парваз, Суфия, Захида). Училась в Мариинской женской гимназии, которую окончила с золотой медалью. Поступила на Высшие женские курсы

поступила на Высшие женские (Бестужевские) курсы в Санкт-Петербурге. Была очень религиозна, знала арабский язык, читала Коран. Находясь в Германии, познакомилась с евреем из Лодзи Яковом Бушпаном, сочеталась с ним браком по татарским обычаям, по некоторым данным обратила мужа в ислам. Во время учёбы увлеклась юриспруденцией. В 1913-1916 годах преподавала римское право на юридическом отделении Бестужевских курсов, консультировала граждан по юридическим вопросам.

Позднее вместе мужем переехала в Москве. В Москве познакомилась с греко-католическим священником Владимиром Абрикосовым и его супругой Анной Абрикосовой OPL, вскоре обратилась в католичество. Родственники очень болезненно восприняли переход Сары в католичество, её мать Хадича долгое время считала, что она изменила своему народу и не могла простить её. Позднее её муж также решил принять христианство, но не мог определиться с тем, к какой церкви присоединиться — к Католической или Православной. Для того, чтобы принять окончательное решение, решил устроить религиозный диспут. Православных на этом диспуте представляли Г.А. Леман (двоюродный брат Владимира Абрикосова), С. А. Котляревский и В. Н. Муравьев, им противостояла, как писал Леман, «его [Я. М.] волевая жена, притом довольно красно говорившая, милейшая Сарра Гиреевна, [которая] была для нас непобедимой противницей». «Надо, однако, сознаться, — вспоминает Леман, — что для нас, защитников православия, „диспут“ в конечном счёте окончился довольно плачевно: Букшпан принял католичество».

16 августа 1930 года её муж был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности. В феврале 1931 года Сара привлекалась к следствию по делу русских католиков (дело «Соловьев и др.»), но не была осуждена. 30 мая 1931 года мужа приговорили к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. Постановлением Коллегии ОГПУ от 2 июля 1932 года был досрочно освобождён. Однако 15 сентября 1938 года Якова Букшпана снова арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной организации и шпионаже. Он был приговорён к расстрелу 13 апреля 1939 года и расстрелян на следующий день.

В связи с арестом и расстрелом мужа Сара Букшпан не смогла больше заниматься юридической деятельностью. В начале Войны была эвакуирована в Казань, где работала в Научной библиотеке Казанского университета.

Умерла в 1952 году.

Личная жизнь[править]

Состояла в браке с экономистом Яковом Марковичем Букшпаном, от которого родила четверых детей:

  • Дочь — Зоя (Заира) Букшпан (Школьникова) (1915—1988) замужем за Борисом (Бернгардом) Школьниковым В 1932 (или на десятилетие раньше) — приняла католичество, с 1933 — участвовала во встречах с А. И. Абрикосовой на квартире Камиллы Крушельницкой. В 1933 — привлекалась к следствию по групповому делу русских католиков, освобождена под подписку о неразглашении.
  • Дочь — Татьяна Букшпан (Шамбурова)
  • Сын — Павел Яковлевич Букшпан, кандидат исторических наук
  • Дочь — Мария Яковлевна Букшпан (Ралко) (1923—2004).

Источники[править]