Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Эльза Вилль

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Elzavill1.jpg
ElzaVill.jpg
ElzaVill01.jpg
Па-де-труа, балет «Пахита»; справа налево: Эльза Вилль, Петр Владимиров и Елизавета Гердт. Мариинский театр, Санкт-Петербург

Эльза (Елизавета) Ивановна Вилль (22 апреля[1] или 4 (16) мая 1882[2], Петербург — 1941[2][3] или февраль 1942[1], Ленинград) — балерина Петербургской императорской труппы, затем СССР.

Родилась в этнически немецкой семье, проживавшей в Санкт-Петербурге. Таких, как она, было в Российской империи немало, и никому в голову не приходило оскорблять семью в непринадлежности в исконной нации. Европейцы привечались в Российской империи на протяжении 300 веков; многие приезжали работать и уезжали, но многие и оставались, даже принимая российское подданство.

Отец — германский подданный Иоганн Готфрид Вилль (Will), бухгалтер, управляющий музыкальным магазином. Мать — Мария Сидония Вальтер (Walther)[1].

В 1896 году поступила в Петербургское училище при императорских театрах — сначала приходящей платной ученицей. Но вскоре педагоги оценили ее способности, и она была переведена в бесплатные пансионерки[1]. Педагоги: Е. О. Вазем, А. Х. Иогансон, Э. Чеккетти[2].

В марте 1897 года, ученицей театральной школы, она приняла российское подданство, сохранив евангелическо-лютеранское исповедание[1].

Закончив учебу в 1900 году[4], сразу была принята в Петербургскую императорскую труппу. Её танец был уверенный, академичный, но для исполнения серьезных трагедийных партий у нее не хватало природных артистических данных[2], а вот в легких комедийных партиях она проявила себя великолепной танцовщицей. Поэтому в ее репертуар входили в основном роли лирико-комедийного плана. Она принимала участие в гастрольных поездках, а в 1908—1913 гг. участвовала в различных заграничных антрепризах, в том числе в труппе Анны Павловой[2]. При этом не покидала основной работы в императорской труппе. В 1909 получила разряд 1-й танцовщицы (с окладом до 2400 руб. в год)[1]. В 1911 году балерина был награждена золотой медалью для ношения на шее на Андреевской ленте[1].

Так бы все и длилось дальше — не случись осенью 1917 года государственного переворота, в результате которого все имущество империи перешло к новой власти, назвавшей себя властью рабочих и крестьян. Новой власти не сразу, но тоже потребовался театр и балет. Императорская труппа прекратила свое существование, каждый театр, раньше входивший в ее структуру, стал автономным со своей рабоче-крестьянской администрацией. Мариинский театр, на сцене которого работала Эльза Вилль, получил название Ленинградский театр оперы и балета, а еще через некоторое время, после убийства Кирова в 1934 году театр получил в название его имя.

Всё это происходило на глазах Эльзы Ивановны.

Многие артисты балета уехали из страны в эмиграцию — чтобы продавать свой талант за чечевичную похлебку, часто в прямом смысле этого слова, потому что на своей родине люди оказались полностью ограблены, а все заработанное и полученное по наследству новая власть национализировала, то есть отняла.

Балерина Эльза Вилль не уехала в эмиграцию, она предпочла оставаться на родине, оказавшись в числе весьма небольшого количества артистов балета. Благодаря ей и еще нескольким не эмигрировавшим танцовщикам русская школа балетного искусства не перекочевала полностью в Европу. Она оказалась одной из хранительниц прежнего репертуара классического балета, который выстраивался в течение приблизительно двух веков.

В результате в 1920-е годы, уже на склоне артистической деятельности, она вынуждены была перейти на ведущие классические партии — их исполнять было больше некому; многие балерины уехали из страны[2], в эти годы Эльза Вилл танцевала Пахиту, Аврору, Одетту-Одиллию — партии, не свойственные её амплуа[2].

Власть ее оценила — в 1924 году балерина получила звание: заслуженная артистка Республики[2][1].

Она проработала на балетной сцене до 1928 г.[2].

Продолжала жить в Ленинграде. С началом Великой Отечественной войны в эвакуацию не уехала, оставалась в своем родном городе во время страшной блокады. Немолодая женщина блокаду не пережила, точная дата ее смерти так и неизвестна; некоторые справочники называют: она скончалась в 1941 году[2], другие: в феврале 1942[1]. Похоронена предположительно на Пискаревском кладбище[1].

Репертуар[править]

Источники[править]