Аварско-вайнахские отношения

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Аварско-вайнахские отношения — многовековое культурное, хозяйственное и политическое соприкосновение географически близких аварского и вайнахских народов (в основном восточных вайнахов — чеченцев). Взаимовлиянию благоприятствует родственность языков (нахско-дагестанская семья) и, сложившееся с определённого периода, единоверие у аварцев и вайнахов (ислам суннитского толка).

Первые контакты

Первые контакты возникшие между аварскими и вайнахскими обществами[~ 1] сейчас проследить невозможно. Вероятно, они возникли несколько столетий назад и имели прочную экономическую основу: издревле в некоторых районах совместно использовались пастбища и покосы, практиковалась взаимовыгодная торговля, существовал ряд совместных поселений, имели место взаимные браки. Существовал и значительный культурный обмен, через территорию проживания аварцев — Дагестан — к вайнахам шла письменность на основе арабской графики, проникали знания из восточных наук, распространялись некоторые ремесла и профессиональные навыки.

Взаимосвязи

Чеченские общества, как и все народы, «начиная от Черкесии и до города Шемахи»[1], находились в зависимости от аварских ханов:

Аварский нуцал Суракат повелевал народами от Шемахи до Кабарды, а Чеченцы и Туши находились в безусловной зависимости от него[2].

До XIX века, территория Большой Чечни, принадлежала аварским ханам. В начале XVIII века, чеченцы начали переселение на равнину, с условием выплаты дани правителям Аварии[3][4]. Подробно об этом периоде рассказывает чеченский этнограф Умалат Лаудаев:

Ичкерия не была еще населена этим племенем, ею владели аварские ханы. Со своими зелеными холмами и тучными лугами она сильно манила к себе полукочевых чеченцев. Предание умалчивает о причинах, побудивших половину фамилий тогдашнего чеченского племени переселиться в Ичкерию. К тому могли побуждать их многие причины: 1) недостаток земли от умножившихся фамилий и народонаселения; 2) несогласия и раздоры за поземельные участки и 3) их могли побудить к тому политические причины. Грузия приобрела власть над этим народом и наложила на страну тяжелые условия; не желавшие выполнять их не могли оставаться в стране и должны были переселиться. Обязавшись платить аварскому хану ясак (подать), они начали свое переселение; но так как для хана составляло материальный интерес селить побольше людей на подать, то он различными льготами содействовал к сильнейшему переселению. Более плодоносная земля Ичкерии и могущество аварских ханов привлекали к себе половину тогдашних фамилий этого племени; бесконечные драки и раздоры, происходившие в приаргунской земле, еще более усилили переселение. Слабые, надеясь на могущество хана, прибегали под его покров, и переселение произошло так быстро, что вскоре почувствовалось территориальное стеснение и следующие за сим последствия, неминуемые в среде полудикого народа: драки, убийства[5][4].

По поручению аварских ханов андийские аварцы, должны были «собирать подать в пользу ханов», в источнике также указывается, «что подать эта была не ясак, а раят (крепостная подать), так как Ичкеринцы были холопами Аварских ханов»[6]. К концу правления Умма-хана Аварского, власть над чеченцами начинает угасать. Чеченское общество настолько умножилось, что сумело сложить с себя повинность аварскому хану. По сообщению Лаудаева в конце XVIII века

«состояние обществ чеченского племени в то время, т. е. в конце XVIII столетия, было следующее. Ауховцы, бывшие под властью аварцев, освободились от них… Ичкеринцы, бывшие под властью аварских ханов, отвергают их власть и завладевают землею... В ичкеринцах сохранялись начала общественной жизни, привитые у них аварцами, и они были менее грубы и опасны»[5].

По другой версии чеченцы нанимали князей из Аварского ханства[7][8]. Исследователь и историк Кавказа Семён Броневский писал о вайнахских князьях следующее.

«Чеченцы имели прежде князей, но впоследствии истребили их и прибегли к своим соседям, особенно к владельцам Аварии, прося дать им кого - нибудь из родственников владычествующего дома; а как замечено не однократно, что чеченцы, народ свирепый и буйный, не только не уважают чужеземных князей, но даже приносят их в жертву жестокого своего характера и самоуправства, что чеченцы принуждены избирать из среды себя старших подчеркну - то мною - Ш.А.), хотя, невольно на то соглашающиеся»[9].

По сведениям Беляева, из дневника воспоминаний русского солдата бывшего десять месяцев в плену у чеченцев:

Сюлинцы же, по своей неповоротливости и трусости носят от Чеченцев поносное название лэгэ, что значит ра6, змея. Большею частью Чеченцы имеют у себя рабов из этого племени; сами же Чеченцы называют себя узденями — дворянами, и стараются оправдать это название честностью и твердостью в слове. Чеченец считает неприличным торговать чем-нибудь, и если продает, то без уступки[10][11][12].

Как сообщает участник русско-персидской войны 1796 г. и историк Семён Броневский:[13]

«Чеченцы имели прежде князей, но впоследствии истребили их и прибегли к своим соседям, особенно к владельцам Аварии, ввиду единоплеменного происхождения их правителей, прося дать им кого - нибудь из родственников владычествующего дома; а как замечено не однократно, что чеченцы, народ свирепый и буйный, не только не уважают чужеземных князей, но даже приносят их в жертву жестокого своего характера и самоуправства, что чеченцы принуждены избирать из среды себя старших подчеркну - то мною - Ш.А.), хотя, невольно на то соглашающиеся»[14]

.

В составе общих государственных образований

В период экспансии Российской империи на Кавказ, были предприняты первые попытки государственного строительства у горских народов на основе ислама. Жившие небольшими обществами, большей частью замкнуто и оторвано друг от друга горцы «не могли координировать свои действия и противостоять натиску царских войск». Именно в этот период ислам сыграл роль консолидирующего фактора на Северном Кавказе[15].

Восстание шейха Мансура

В 1785 году в Чечне развернулось антироссийское восстание во главе с шейхом Мансуром. Одновременно были попытки распространения ислама среди ингушей[16]. Весной 1786 года Мансур попросил помощи у аварцев, однако правитель Аварии «Уммахан стал против него и не позволил аварскому народу слушаться его»[17][18].

Северо-Кавказский имамат (сер. XIX века)

В XIX веке, на территории всей Аварии и Чечни было создано военно-теократическое государство — имамат[19]. Авария стала ядром государства Шамиля[20]. Шамиль разделил территорию Имамата на определенные округа — наибства. Наибства условно можно разделить на аварские и чеченские по национальному или языковому принципу:

  • 24 аварских наибств: Салатав, Ункратль, Чамалал, Технуцал, Анди, Гунбет, Цунта, Антратль, Анцух, Тинди, Карата, Турутмух, Хунзах, Арадерих, Гоцатль, Унцукуль, Аракани, Карах, Гидатль, Телетль, Корода, Тленсер, Согратль, Чох. Наибства охватывали почти всю территорию проживания аварцев и выставляли 10480 воинов.
  • 9 чеченских наибств: Гехи, Шали, Мичик, Аух, Нашах, Шубут, Шарой, Чарби, Ичкери. Они вместе выставляли 4260 воинов[21].

Современный этап

В настоящее время аварцы составляют крупное национальное меньшинство в Чечне.

Примечания

  1. Представители многих северокавказских народов использовали сложную и не всегда однозначную систему названий для существовавших в их среде форм социальных и военных объединений. Например, нахские народы имели целую иерархическую систему таких объединений, состоящую из групп разного статуса и размера — тукхумы/шахары, тайпы, гары, некъи, ца, доьзалы и другие. Крупные формы таких союзов не имеют единого северокавказского названия и для упрощения в кавказоведении используется термин вольные общества или просто общества.

Источники

  1. Мухаммад Рафи аш-Ширвани. Тарих Дагестан.
  2. Записки Кавказского отдела Императорского русского географического общества. / Под. ред. Д. И. Коваленского. Первый выпуск. Тифлис, 1866. — С. 52. — Кн. 7.
  3. РГВИА. Ф. 414. Оп. 1. Д. 300. Л. 62 об.
  4. 4,0 4,1 Ф. В. Тотоев, П. А. Кузьминов Общественный строй Чечни: вторая половина XVIII — 40-е годы XIX века. — Нальчик: Эль-Фа, 2009. — С. 238. — 374 с. — ISBN 978-5-88195-977-7.
  5. 5,0 5,1 У. Лаудаев. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. — Тф.: Тип. Главного управления Наместника Кавказского, 1872. — В. 6. — ISBN 978-5-4458-0423-9.
  6. ЦГА РД. Ф. 88 (Комиссия для разбора поземельных споров и установления безспорной границы между Дагестанскою и Терскою областями (при главнокомандующем Кавказской армией). Оп. 1. Д. 4 (Доклад начальника штаба Кавказского военного округа об установлении границы между Дагестанскою и Терскою областями. 1899 г.). Л. 6.
  7. Ш . Б . Ахмадов Чечня и Ингушетия В ХУШ - начале XIX века ( Очерки истории социально - экономического развития и общественно - политического устройства Чечни и Ингушетии в XVDJ - начале XIX века )
  8. Долгие ночи Часть первая. ВЫЖЖЕННАЯ ЗЕМЛЯ ГЛАВА I. ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ
  9. Новейшия географическия и историческия известия о Кавказе. Ч. 1
  10. БЕЛЯЕВ С. ДНЕВНИК РУССКОГО СОЛДАТА, БЫВШЕГО ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ В ПЛЕНУ У ЧЕЧЕНЦЕВ. СТАТЬЯ ПЕРВАЯ
  11. Главная » Книги » Беляев С. » Дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев » Страница 1
  12. Наблюдательными образованный русский солдат С. Беляев, попав в плен к чеченцам во время Кавказской войны, оставил нам ценнейшие заметки о быте и традициях горцев 40-х годов XIX в.
  13. Броневский С. М\Извѣстiя о Кавказѣ. [2 части] — М., 1823 с. 181
  14. Ш . Б . Ахмадов Чечня и Ингушетия В ХУШ - начале XIX века ( Очерки истории социально - экономического развития и общественно - политического устройства Чечни и Ингушетии в XVDJ - начале XIX века )
  15. Ахмадов Ш. Б., 2002, с. 321
  16. Н. Ф. Дубровин История войны и владычества русских на Кавказе. — СПб.: Тип. Департамента уделов, 1871—1888. — Т. 2. — С. 92.
  17. В. Г. Гаджиев Русско-дагестанские отношения в XVIII — начале XIX века: сборник документов. — М.: Наука, 1988. — С. 197—198.
  18. Г. Алкадари Асари-Дагестан: исторические сведения о Дагестане / Пер. и прим. А. Гасанова. — Шаблон:Мх.: Юпитер, 1994. — С. 98—99. — 158 с.
  19. Б. М. Атаев Аварцы: язык, история, письменность. — Дагестанский научный центр РАН. — Шаблон:Мх., 2006. — 287 с. — ISBN 5-94434-055-X.
  20. Ю. А. Евстигнеев Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры. — СПб.: Астерион, 2008. — ISBN 978-5-94856-399-2.
  21. Ю. Сафаров Карта страны Шамиля / Пер. с араб. М. А. Мусаева. — Вестник института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. — Шаблон:Мх., 2013.

Литература

Ссылки