Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Александр Николаевич Серов (композитор)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Есть тёзка: Александр Николаевич Серов (певец)

Александр Николаевич Серов

ANSerovKompositor.jpg



Дата рождения
23 января 1820 года
Место рождения
Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти
1 февраля 1871 года
Место смерти
Санкт-Петербург, Российская империя



Род деятельности
композитор, педагог, юрист
Годы
1850-1871
Страна
Российская империя Российская империя



Жанры
опера









33 Великие композиторы - Серов Александр Николаевич [4:22]

Александр Николаевич Серов (11 (23) января 1820, Санкт-Петербург — 20 января (1 февраля) 1871, Санкт-Петербург) — русский композитор и музыкальный критик, первый в России популяризатор-музыковед классической музыки.

Биография[править]

Александр Николаевич Серов родился 11 (23) января 1820 года в Петербурге в интеллигентной семье, в которой образованию придавалось очень большое значение[1]. Дед его со стороны матери Анны Карловны, Карл Иванович Габлиц (1752—1821), был крупным ученым-естествоиспытателем, академиком, выходцем из еврейской немецкой семьи, привезенным в Российскую империю еще ребенком своим отцом, приглашенным на работу в Московский университет[2][3][4][5]; отец Николай Иванович Серов — юристом, да не простым юристом, а занимал высокопоставленную должность крупного правительственного чиновника[6][7]. Николай Иванович Серов не принадлежал к высокому роду, но получил хорошее образование, был человеком тонкого ироничного ума, правда, весьма крутого нрава[5].

По решению отца-юриста, юношу в 15 лет, после окончания Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, определили в Императорское училище правоведения[1][6]. Но родительские надежды на приличную должность не оправдались. Увлекшись музыкой, юный Александр Николаевич всё больше времени уделял игре на фортепьяно и виолончели и изучению музыкальной теории. А 27 ноября (9 декабря) 1836 года он был в Петербургском Большом каменном театре на премьере опере М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)[1] — оперы, наложившей свой отпечаток на всю дальнейшую русскую оперную культуру.

К этому же периоду относится начавшаяся дружба с другим учащимся того же Императорского училища правоведения, немного моложе А. Серова — Владимиром Стасовым (1824—1906), тоже увлеченного музыкой[6][8]. Их дружба, начавшаяся в ученические годы, оказалась долгой — хотя и не без разногласий.

С. А. Базунов, автор биографического очерка о А. Н. Серове «Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность» приводит цитату из воспоминаний В. В. Стасова: «Однажды пришел я к ним (к Серовым) как-то на праздниках, вечером, по-всегдашнему с большим свертком нот, чтоб нам с Александром играть в четыре руки. Я нашел его со старшей и любимой сестрой его Софьей, почти столь же даровитой и многоспособной, как он сам, в необыкновенном, еще невиданном состоянии духа. Они прыгали и били в ладоши около фортепиано, на котором только что играли, и громко кричали мне: „Вольдемар, какое счастье! Какое счастье! Вообразите — мы жиды!“ Я остановился на пороге как вкопанный, не зная, что это такое: шутка ли, новое ли баловство какое (на это оба они были мастера) или что-нибудь в самом деле серьезное? Они побежали ко мне и, продолжая хлопать в ладоши, объявили мне, что вот только сейчас „мама“ рассказывала им, что они оба такие способные и живые прямо в дедушку, Карла Ивановича (ее отца), а он был еврей родом. И мы все вместе, — заканчивает свой рассказ г-н Стасов, — принялись радоваться: у нас уже давно евреи считались самым многоспособным и талантливым народом»[5].

Это было время, когда в российских столицах (увы, только в столицах) уже довольно прочно утвердилась европейская культура, а на аристократию все больше наступал новый класс — буржуазия. Отпрыски семей третьего сословия, заработавших деньги собственным трудом, требовали себе и культурного времяпрепровождения, ранее доступного только аристократам, и активно пошли в университеты и театры. Российская империя находилась в социальных противоречиях, общество стремительно менялось, взбудораженное всевозможными веяниями.

Именно это время выпало на становление личности Александра Серова. В частности, на молодых людей, А. Серова и В. Стасова, оказали немалое влияние статьи В. Г. Белинского, значение которых, по словам самого А. Серова, заключалось не в «одной литературной части»: «Он прочищал всем нам глаза, он воспитывал характеры, он рубил… патриархальные предрассудки… Мы — прямые его воспитанники»[1].

В 1840 году, окончив училище правоведения, Серов начал службу в Министерстве юстиции. Но душа молодого чиновника уже была поражена — он рвался к музыке: продолжал образование в этом направлении, появились знакомые и друзья из музыкального петербургского круга, а в 1842 году познакомился с Глинкой и с Даргомыжским[1]. В том же 1842 году два неразлучных друга — Александр Серов и Владимир Стасов побывали на гастрольном концерте Ф. Листа. О впечатлении от концерта позже вспоминал В. Стасов: «Мы с Серовым были после концерта как помешанные, едва сказали друг другу по несколько слов и поспешили каждый домой, чтоб поскорее написать один другому свои впечатления, свои мечты, свои восторги… Мы были как влюбленные, как бешеные»[9].

Эти два чиновника-правоведа явно думали отнюдь не об юридических нормах. Они жили музыкой.

После пятилетней службы в Петербурге Серов получил назначение в Симферополь. И там приступил к сочинению первой своей оперы — «Мельничиха из Марли»[1], но его же собственная работа его не устроила, и композитор уничтожил свое произведение и сел за другое — оперу «Майская ночь», которую в скором времени постигла та же участь. Серов как композитор терпел крах в понимании высокого уровня Серова-критика, его же собственная музыка не устраивала его. А тем времени пришло новое назначение — в Псков. Провинциальная обстановка, далекая от музыкальной среды Петербурга, действовала на чиновника-музыканта все более угнетающе[6]. В конце концов, вопреки родительскому наказу, Александр Николаевич решил уйти с государевой службы и профессионально заниматься музыкой. Что и было сделано в 1850 году, когда А. Н. Серов вернулся в Петербург и всерьез занялся музыкальной критикой[1]. Он немедля наладил все прошлые связи с музыкантами Петербурга, посещал музыкальные вечера у М. И. Глинки[10]. В 1851 году его первые музыковедческие статьи появились в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения»[1].

Через несколько лет его имя вошло в ряд самых ярких музыкальных критиков своего времени. В один только 1856 год им написано более шестидесяти музыковедческих работ, в том числе «Музыка южнорусских песен» (с приложением к статье собственных гармонизаций шести украинских народных песен) — одно из первых в русском музыкознании научных исследований по народному творчеству[1]. А в 1858 году А. Н. Серов, впервые в России, провел цикл публичных лекций о музыке, при этом аренду помещения он оплачивал за собственный счет, понимая, что как бизнес эти лекции не принесут ему дохода, но он чувствовал необходимость в своей работе. И действительно, уже через два года, в 1860 году, его музыковедческие лекции собирали множество слушателей[1].

Он много работал и как музыковед, и как композитор. Пробовал возвращаться к своим музыкальным творениям, писал новые. И на этом поприще наконец-то тоже пришел успех. В 1860 году, под сильным впечатлением от пьесы итальянского драматурга Джакометти «Юдифь» и игры выступавшей в заглавной роли итальянской артистки А. Ристори, Серов начал писать оперу «Юдифь»; над либретто работала целая группа: Дж. Джустиниани, К. Званцов, Д. Лобанов, А. Майкова и сам композитор[11]. На эту работу ушло почти три года — опера была поставлена в Петербурге в Мариинском театре 16 (28) мая 1863 года[12][9]. Первые главные исполнители: Юдифь — В. Л. Бианки, Олоферн — М. И. Сариотти. Это был первый композиторский успех А. Н. Серова[7].

Музыковед следующего поколения А. Гозенпуд писал: «Образы главных героев, выписанные на ярком, живописном фоне, лишены динамики. Они даны скульптурно, крупно, но без психологических нюансов. Музыка убеждает и покоряет мощью пропорций и яркостью темперамента. Первое исполнение имело огромный успех, его признали даже те, кто принадлежал к противоположному Серову лагерю, например Мусоргский»[11].

Эта опера вошла в ряд классических произведений, она неоднократно ставилась во многих театрах, а в партии Юдифи выступали прославленные певицы русской сцены: Ф. Литвин, Н. Ермоленко-Южина, М. Валицкая и другие[11].

1863 год оказался счастливым для А. Н. Серова. В этом же году, когда он познал первый композиторский успех, он женился. Валентина Семеновна Бергман училась в консерватории и приходила на лекции А. Н. Серова, лекторская деятельность завершилась браком, Валентина Серова ушла из консерватории, проучившись там всего год, и стала первой русской женщиной — профессиональным композитором[2].

Музыковедческие же взгляды А. Серова все более размежевывались с В. Стасовым и группой «Могучая кучка»[6][8]. Наметились разногласия. Особо ярко они проявились на понимании двух основных опер М. И. Глинки, положивших начало новому развитию русской оперной музыки. Это оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Если музыканты «Могучей кучки» и В. Стасов видели основу русской музыки в продолжении традиций оперы «Руслан и Людмила» — ее сказочный сюжет по произведению А. С. Пушкина, красота, лиричность, то А. Н. Серов считал, что русская музыка должна развиваться по новой исторической традиции, открытой оперой Глинки «Иван Сусанин» — эпической форме народности[11].

В 1867 году, в течение одного года, А. Н. Серов вместе с женой В. С. Серовой издавал журнал «Музыка и театр»[7].

Его работа принесла признание официальных кругов; А. Н. Серов был назначен председателем комитета Русского музыкального общества[7].

Могила на Тихвинском кладбище, Петербург

И продолжал сочинять музыку. Одно время его привлек сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», и он решил написать по ней балет, сохранились оркестровые фрагменты, предназначенные для будущего балета. Задумывал сочинение оперы по повести «Ундина» писателя Ф. де ла Мотт Фуке[13]. Появилась идея положить на музыку пьесу Островского «Не так живи, как хочется»[11][6]. Планов было много…

1 февраля 1871 года Александр Николаевич Серов внезапно скончался от инфаркта.

Композитор[править]

А. Н. Серов сочинил 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, музыку к драматическим спектаклям и три оперы[6][8]:

Хотя все три оперы А.Серова имели сценический успех и вошли в классику оперного искусства, ему как композитору так и не удалось создать свой специфический авторский стиль; Серов-критик затмил Серова-композитора[6].

Среди сочиненных романсов — три на стихи Лермонтова: «Ангел» («По небу полуночи»), «Воздушный корабль» («По синим волнам океана»), «Как небеса, твой взор блистает…» (издание: Спб., Иогансон, 1866)[14].

Композитор Александр Николаевич Серов. Художник В. А. Серов (1887—1888). Портрет отца художника

Драматический актер Петербургской императорской труппы A. A. Нильский писал в книге воспоминаний, что А. Н. Серов написал музыку для хора скоморохов к премьере спектакля «Смерть Иоанна Грозного» графа А. К. Толстого (1867 г.)[15].

Музыкальный критик[править]

Значение творчества А. Н. Серова как музыкального критика и музыкального теоретика огромно. Он писал статьи, читал лекции, издавал журнал «Музыка и театр». Воспитанный в своем времени, он был поборником народности и реализма[7], рассматривая произведения с этих позиций.

Оперным идеалом Серова была музыкальная драма[11]. Он истово пропагандировал творчество Р. Вагнера, в операх которого звучала эта тема.

Много работ А.Серов посвятил М. И. Глинке; по сути — он стал первым аналитиком его творчества[10]. Свое неоднозначное видение оперы Глинки «Иван Сусанин» А. Серов изложил в большой работе «Опыт технической критики над музыкой Глинки», где заложил основы интонационного анализа произведения[11].

Серов ввел в русский язык новые слова музыкальной терминологии, в том числе и само слово «музыкознание»[6][8].

Большое внимание уделял Серов в своих аналитических статьях и симфонической музыке. А. Н. Серов был первым, кто во всей истории мировой музыкальной культуры употребил термин «симфонизм»[16]. Свои принципы на эту тему он изложил в больших статьях «Тематизм увертюры „Леонора“. Этюд о Бетховене» и «Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл». В дальнейшем этот музыкальный термин был разработан Б. В. Асафьевым.

А.Серов писал о творчестве Даргомыжского, Моцарта, Глюка, Вебера, Мейербера, Берлиоза, Россини, Спонтини и др.

Семья[править]

Многочисленные потомки тоже, как правило, выбирали стезю музыкантов и художников.

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Александр Серов (Alexander Serov)
  2. 2,0 2,1 Валентина Серова: служение музыкальной культуре; автор Лазарь Медовар
  3. Большой Энциклопедический словарь. 2000. ГАБЛИЦ Карл Иванович
  4. Российская Еврейская Энциклопедия // ГАБЛИЦ Карл Иванович
  5. 5,0 5,1 5,2 Сергей Александрович Базунов. Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Александр Николаевич Серов; автор А. Назаров
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Александр Николаевич Серов / Alexander Serov — Юдифь / Judith
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Музыкальный словарь. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990. СЕРОВ Александр Николаевич
  9. 9,0 9,1 1863. Юдифь
  10. 10,0 10,1 Серов Александр Николаевич
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Классическая музыка // Опера Серова «Юдифь»; автор А. Гозенпуд
  12. Опера Серова «Юдифь»; автор Л. Михеева
  13. Александр Серов / Aleksandr Serov
  14. Лермонтов в Музыке. Справочник (Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983)
  15. A. A. Нильский. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 38)
  16. Музыкальный словарь // СИМФОНИЗМ