Богородские казаки

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Шаблон:Казачье войско Богородские казаки — казаки-основатели села Богородское Шегарского района Томской области.

В 1804 году Военное министерство Российской империи запросило от администрации Сибирского генерал-губернаторства историческую справку о казачестве Сибири. Губернские власти ответили, что не знают о том, «откуда пошли» местные казаки, но, «видимо, начало своё берут с покорения Сибири»[1].

История[править]

1 сентября 1581 года атаман Ермак со своим отрядом начал свой поход в Сибирь, результатом которого стало покорение и присоединение к России Сибирского ханства. С этого момента инициатива в организации военных походов и формирование казачьих гарнизонов в Сибири переходит в руки центральной государственной власти. Так получилось, что вольного периода в истории сибирских казачьих войск (Сибирского, Семиреченского, Забайкальского, Уссурийского и Амурского) не было. Остатки же вольных «ермаковых» казаков после гибели атамана, частью ушли на родину, частью остались на службе в разных сибирских городках, строили новые остроги, в том числе и Томский в 1604 году[2].

Казаки[править]

Казаки идут в атаку

Первые сибирские казаки, а, конкретно, томские, в большинстве своём это были выходцы с Русского Севера или из Поморья. В Великом Устюге, Сольвычегодске, Каргополе, Холмогорах, Вологде и других северных городах специально набирали отряды ратных людей для службы в Сибири. Здесь проживали лично свободные государственные крестьяне, не знавшие крепостного права. В Сибирь шли по своей воле, кто от безземелья, кто за славой, а кто, услышав от вербовщика, что «у нас бабы соболей коромыслом бьют» — за богатством.

Заметную роль в формировании сибирского казачества сыграли ссыльные военнопленные, в документах значимые как «казаки-литва» или «казаки литовского списка». В плен они попадали в ходе русско-польских войн и неплохо знали ратное дело. В гарнизонах некоторых городов и, в частности, Томска, из них были сформированы специальные конные подразделения — «литовские» сотни. «Литвой» они именовались потому, что были, в основном, уроженцами земель бывшего русского Литовского княжества, в 1569 году слившегося с Польшей в Речь Посполитую[3]. Собственно к литовцам они отношения не имели, являлись русскими или белорусами. Иногда в списке «литовских» казаков можно было встретить поляков и немцев. Иногда в сибирских гарнизонах появлялись и «природные», вольные казаки. Это были ссыльные участники бунтов и волнений, а также «государевы воры», взятые на разбое. Было их немного и долго на одном месте они не задерживались — сибирская администрация отправляла их дальше, на юг и восток, используя как ударную силу завоевания новых территорий.

Устав казачьих войск[править]

Казаки делились на конных и пеших, кроме них в гарнизоне были стрельцы и пушкари. Большой разницы в службе между казаками и стрельцами в Сибири не было и иногда эти две категории служилых людей сливались в пользу первой. Военная организация сибирских казаков отличалась от организации «вольных» собратьев. Гарнизон подчинялся главе местной администрации — воеводе, который «ведал» служилыми через «приказных» или «начальных людей» — «голов», «сотников» и «атаманов». Надо заметить, что звания и должности того времени несколько отличались от современного их понимания. «Головам» подчинялись воинские формирования из одной или до пяти сотен человек, образующих «приказ». Сотник командовал сотней, атаман — несколькими десятками до сотни казаков. Ниже их стояли пятидесятники и десятники. Некоторые «вольности» у гарнизонных казаков имелись. Например, выборность «начальных людей», правда, последнее слово оставалось за воеводой. Казаки считали себя вправе отстаивать собственное мнение в таких вопросах, как выбор места для будущего города, целесообразность, сроки, тактику и маршруты военных экспедиций, в которых они принимали участие.

В XVII веке разрешалось нести службу с 15-летнего возраста, в отставку казак мог выйти по старости, болезни или увечью. Вместо него на службу «верстался» один из сыновей. Существовала даже такая категория населения — «казачьи дети». Можно предположить, что к началу службы они уже имели некоторые воинские навыки. За службу казак в год получал от 4 до 8 рублей, от 30 до 50 пудов (пуд — 16,38 кг) хлеба и от 1,5 до 2 пудов соли. По тем временам годовая норма потребления хлеба составляла около 25 пудов на человека, лошадь стоила около 7 рублей, аршин (71 см) сукна — 10 копеек, холста — 3 копейки. Оружие было «казённым», а коней, фураж и одежду (единой формы тогда не было) казаки приобретали за свой счёт. Из-за нехватки войск за Уралом, сибирские казаки стали универсальными воинами, способными выполнять самые различные задачи. Самой простой была «служба о городе»: караулы и дежурства на крепостных башнях, у пороховых погребов, «государевых» амбаров и других казённых зданий, мелкие административные поручения и т. п. Надо отметить, «городовая служба» рассматривалась как льгота и позволялась, в основном, старым и увечным. Большинство же казаков несло различные «отъезжие службы» — наиболее обременительные и опасные. В служебные обязанности казаков входило строительство новых острогов и крепостей. Тяжёлой была «годовая служба» — служба в порубежных укреплениях. Причем на «годовой» казаки могли находиться до смены и по году, и по много лет[4].

Обязанности казачьих войск[править]

Часто казакам приходилось сопровождать казённые грузы, партии ссыльных, конным — охранять русские посольства, шедшие к сопредельным правителям, в том числе в Китай. Да и сами они нередко несли «посольскую службу». Так, в 1618 году томский казак Иван Петлин «с товарищи» предпринял поход до самого Пекина. Это первое русское посольство в Китай увенчалось успехом: ему удалось собрать ценные сведения о Китайском государстве и даже привести в Москву грамоту от китайского императора. Важнейшей функцией казаков в XVII веке был сбор ясака — пушной подати с аборигенов и экспедиции, организованные для «прииску новых неясачных землиц». Значение таких «ясачных» походов выходило далеко за рамки чисто административных функций и имело своим следствием не только расширение границ Российского государства на востоке, но и серию географических открытий в Северной Азии. В тесном взаимодействии с неслужилыми слоями населения казаки защищали южные границы Сибири от набегов всякого рода «воинских людей» — кыргызских, калмыцких, казахских кочевников, опустошавших подвластные Русскому государству земли, и в первую очередь, ясачные волости. Лишь благодаря непрерывной самоотверженной борьбе казачества с враждебными России «ордами» оказалась возможной земледельческая колонизация Сибири[5].

Освоение сибирских земель казаками[править]

Собственно, казаки и стали первыми земледельцами в Сибири. Постоянные перебои с хлебным жалованием заставили «служилую рать» «сесть» на землю. Так, в поисках годных для хлебопашества земель, томские казаки в середине XVII века вышли на территорию современного Шегарского района и стали основателями первых наших сел и деревень. В 1664 году боярский сын (категория служилых людей) Кулвинский с казаками Трубачевым, Фёдором Жарковым и Михаилом Замятиным основали село Трубачево. В 1671 году казак Иван Сваровский приобрёл у местных татар луг на Оби. Впоследствии его заимка разрослась в большое село Богородское, ставшее административным центром Богородской волости. В 1686 году казак Малютин, казачий сын Пётр Кузнецову и посадский человек Батурин купили у татар угодья, где и основали деревню Батурино. В 1692 году казак Брагин получил из казны за службу «две рыбных тони на Оби», где и основал деревню Большое Брагино. В 1700 году казак Михаил Жарков и казачьи дети Иван Жарков и Трубачев купили у тех же татар «их вотчинное место» и основали деревню Жарковку. В 1702 году конный казак Колмогоров, пятидесятник пеших казаков Василий Колесников и служилый человек Маркелов основали деревню Маркелово. В 1703 году десятник пеших казаков Афанасий Трубачев основал село Каргала. Основателем деревни Кузнецово в 1704 году стал казак Кузнецов. В 1729 году отставной казак Роман Гынгазов поставил заимку на реке Шегарке, вскоре здесь появилась деревня Гынгазово. В первой четверти XVII века Томск перестал играть роль пограничного форпоста и указом Петра I в 1724 году томские казаки частью были переведены на службу в другие города, а частью поверстаны в государственные крестьяне. Были оставлены две казачьих команды — в Нарыме и Томске, но служба их заключалась в выполнении полицейских и жандармских функций. Обе команды были расформированы в середине XIX века. Собственно, на том дореволюционная история томских казаков и закончилась[2].

Примечания[править]

  1. Зайцев Н. И. Богородские казаки // Шегарский вестник : Газета. — 2022. — № 19.
  2. 2,0 2,1 Шегарский вестник. Проверено 2023.10.20.
  3. Речь посполитая. Проверено 25 октября 2023.
  4. Романовская О.В. Правовой статус казачьих обществ // Пензенский государственный университет : Журнал. — 2012. — № 3. — С. 37—45.
  5. Колупаев Д.В. Сибирские казаки в системе социальных и культурных отношение западносибирского региона в XIX веке // Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова : Журнал. — 2022. — № 3. — С. 72—74.

Ссылки[править]

Znanie.png Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Знание.Вики» («znanierussia.ru») под названием «Богородские казаки», находящаяся по адресам:

«https://baza.znanierussia.ru/mediawiki/index.php/Богородские_казаки»

«https://znanierussia.ru/articles/Богородские_казаки».

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.
Всем участникам Знание.Вики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?»