Дело подкидышей

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Дело подкидышей» — загадочная история, являющаяся частью вымышленной истории будущего в цикле фантастических книг о Мире Полудня братьев Стругацких. О «Деле подкидышей» подробно рассказывается в романе братьев Стругацких «Жук в муравейнике».

Саркофаг[править]

В декабре 2137 года на безымянной планете в системе ЕН 9173 отрядом следопытов под командованием Бориса Фокина в полусферическом помещении (характерном для цивилизации Странников) в скальной породе на глубине более трёх метров был найден некий саркофаг. 26 декабря саркофаг был обследован Фокиным, который установил, что саркофаг потребляет энергию. 29 декабря Фокин связывается с Комовым и просит прислать учёного-эмбриолога. 30 декабря к Комову приходит сообщение, что «так называемый саркофаг представляет собой на самом деле не что иное, как своего рода эмбриональный сейф совершенно фантастической конструкции. В сейфе содержится тринадцать оплодотворённых яйцеклеток вида хомо сапиенс, причём все они представляются вполне жизнеспособными, хотя и пребывают в латентном состоянии».

Секретные совещания[править]

Комовым было собрано заседание, куда были приглашены члены КОМКОНа и Мирового совета — «такие корифеи, как Леонид Горбовский и Август-Иоганн Бадер, молодой и горячий Кирилл Александров, осторожный, вечно сомневающийся Махиро Синода, а также энергичный шестидесятидвухлетний Рудольф Сикорски». На заседании обсуждался вопрос: что делать с находкой? Вариантов было три: «можно было закрыть саркофаг и оставить все как есть, ограничившись на будущее пассивным наблюдением. Можно было попытаться инициировать развитие яйцеклеток и посмотреть, что из этого получится. Наконец, можно было во избежание грядущих осложнений уничтожить находку».

Рудольф Сикорски на этом совещание высказался так: «Решение оставить все как есть и пассивно наблюдать решением на самом деле не является. Истинных решений всего два: уничтожить или инициировать. Неважно, когда будет принято одно из этих решений — завтра или через сто лет, — но любое из них будет неудовлетворительным. Уничтожить саркофаг — это значит совершить необратимый поступок. Мы все здесь знаем цену необратимым поступкам. Инициировать — это значит пойти на поводу у Странников, конечные намерения которых нам, мягко выражаясь, непонятны. Я ничего не предрешаю и вообще не считаю себя вправе голосовать за какое бы то ни было решение. Единственное, о чем я прошу и на чем я настаиваю, — разрешите мне немедленно принять меры против утечки информации. Ну, хотя бы для того только, чтобы нас не захлестнуло океаном некомпетентности...»

На последующих совещаниях учёные пытались прийти к единому ответу на вопрос, в чём был замысел Странников, когда они оставляли саркофаг. Во время обсуждения этого вопроса было высказано много гипотез, а Сикорски впервые представил себе существо, которое ничем не отличается от человека, но подчиненное какой-то программе Странников. Во время этого совещания Комов получает шифровку о том, что все 13 яйцеклеток совершили первое деление. Теперь единственным вопросом совещания был только «как организовать судьбы будущих 13 граждан планеты Земля», вопрос об уничтожении инкубатора более не поднимался.

На заключительном заседании 3 января 2138 года Сикорски выставил четыре требования, которые были приняты большинством.

  • Первое. Все работы, хотя бы мало-мальски связанные с этой историей, должны быть объявлены закрытыми. Сведения о них не подлежат разглашению ни при каких обстоятельствах. Основание: всем хорошо известный Закон о тайне личности.
  • Второе. Ни один из «подкидышей» не должен быть посвящён в обстоятельства своего появления на свет. Основание: тот же Закон.
  • Третье. «Подкидыши» немедленно по появлении на свет должны быть разделены, а в дальнейшем надлежит принять меры к тому, чтобы они не только ничего не знали друг о друге, но и не встречались бы друг с другом. Основание: достаточно элементарные соображения, которые я не намерен здесь приводить.
  • Четвертое. Все они должны получить в дальнейшем внеземные специальности, с тем чтобы сами обстоятельства их жизни и работы естественным образом затрудняли бы им возвращение на Землю даже на короткие сроки. Основание: та же элементарная логика. Мы вынуждены пока идти на поводу у Странников, но должны делать все возможное, чтобы в дальнейшем (и чем скорее, тем лучше) с проторенной для нас дороги свернуть.

Судьба подкидышей[править]

Все дети из саркофага родились 6 октября 2138 года. Их записали посмертными детьми исследователей, отправившихся ранее в различные долгосрочные экспедиции либо погибших при опасных экспериментах, и направили в интернаты, приставив к ним медиков, которые следили за их развитием. Дети развивались абсолютно нормально, но в определённом возрасте (не у всех одновременно) у них на сгибе руки появлялось родимое пятно в виде странного значка. Ничего особенного в этих пятнах не было, если бы в саркофаге не была найдена коробочка с медальонами, на которых были изображены точно такие же знаки. Связь между медальонами и «подкидышами» была доказана случайным образом: при проверке на регенерацию медальона после разрушения он не восстановился, а вскоре умер ребёнок с родимым пятном в виде того же знака (Эдна Ласко, значок «М готическое»). Было высказано предположение, что совмещение медальона и родимого пятна активирует внедрённую в подкидышей программу Странников. В связи с этим медальоны стали называть детонаторами. Подразумевая, что эмбриональные клетки были взяты Странниками во времена древнейших людей, «подкидышей» нередко называют «кроманьонцами».[1][2]

На основании «достаточно элементарных», по словам Сикорски, «соображений», все подкидыши были впоследствии направлены на работу за подальше от Земли "с тем чтобы сами обстоятельства их жизни и работы естественным образом затрудняли бы им возвращение на Землю даже на короткие сроки", а сама коробка была направлена в закрытый отдел музея.

Одним из подкидышей был прогрессор Корней Яшмаа (значок «Эльбрус»). Ему была рассказана правда о его происхождении. Яшмаа признался, что понимает опасность, но не верит в неё. Он согласился на любые исследования, став таким образом сильным союзником Земли. Также вся правда была рассказана Томасу Нильсону, смотрителю заповедника на Горгоне (значок «Косая звезда»). Через несколько месяцев он погиб (возможно, покончил с собой). После этого его детонатор также разрушился.

В 2178 году прогрессор Лев Абалкин (значок в виде иероглифа «сандзю» — тридцать), который был одним из подкидышей, узнал, что с его рождением связана какая-то тайна, и прибыл на Землю. Ему удалось узнать о саркофаге и детонаторах. Когда Абалкин пришёл в Музей Внеземных культур и попытался дотронуться до детонатора, он был застрелен Рудольфом Сикорски, опасавшимся активации программы Странников.

О судьбе прочих подкидышей в «Жуке в муравейнике» ничего не говорится.

Источники[править]

 
Романы и
повести

Полдень, XXII век Попытка к бегству Далёкая Радуга Трудно быть богом Беспокойство Обитаемый остров Малыш Парень из преисподней Жук в муравейнике Волны гасят ветер

См. также

Страна багровых туч Забытый эксперимент Испытание СКИБР Частные предположения Путь на Амальтею Стажёры Хищные вещи века Время учеников

Планеты

Арканар Земля Ковчег Радуга Саракш Саула Второстепенные планеты

Расы

Голованы Леонидяне Людены Люди Негуманоиды Ковчега Странники Тагоряне

Персонажи

Лев Абалкин Гаг Леонид Горбовский Максим Каммерер Геннадий Комов Рудольф Сикорски Второстепенные персонажи

Разное

Дело подкидышей Нуль-переход Прогрессоры Профессии Сонет Цурэна Фукамизация Массаракш Страна Неизвестных Отцов Хронология мира Полудня Бойцовые Коты Высокая теория воспитания Стояли звери около двери Оверсан

Экранизации

Трудно быть богом (1989) Трудно быть богом (2013) Обитаемый остров

Игры

Обитаемый Остров (Послесловие Чужой Среди Чужих Землянин) • Трудно быть богом Обитаемый остров

Прочее

Обитаемый остров (комикс) Чёрная Пешка (повесть) Ведьмин студень