Зевс и Фетида

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Антон Павлович Лосенко - Зевс и Фетида - ГРМ.jpg
А. П. Лосенко
Зевс и Фетида, 1769 год
Холст, масло. 172×126 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Зевс и Фетида» — картина русского художника Антона Павловича Лосенко из собрания Государственного Русского музея.

Описание[править]

На картине изображена сидящая мужская фигура в красной драпировке. Перед мужчиной на коленях стоит женщина в розовом хитоне и жёлтом плаще. Справа вверху изображён чёрный орёл с пучком молний в лапах — традиционный символ-атрибут Зевса (Юпитера). Слева внизу подпись художника и дата: A. Lossenko 1769. Сзади на подрамнике два штампа: «Госуд. Закуп. Комиссия инв. № 1227» и «Г.Р.М. инв. № 9440» (номер зачёркнут). Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 172 × 126 см[1].

Картина иллюстрирует не самый распространённый в живописи античный сюжет, посвящённый предпосылкам начала Троянской войны: морская нимфа Фетида поднялась на Олимп и припала к ногам Зевса, умоляя его отомстить троянскому царю Агамемнону за оскорбление её сына Ахилла[2]. Этот сюжет подробно описан Гомером в «Илиаде»:

…Не забыла Фетида Сына молений; рано возникла из пенного моря,
С ранним туманом взошла на великое небо, к Олимпу;
Там, одного восседящего, молний метателя Зевса
Видит на самой вершине горы многоверхой, Олимпа;

Близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена
Левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь,
Так говорит, умоляя отца и владыку бессмертных:
«Если когда я, отец наш, тебе от бессмертных угодна
Словом была или делом, исполни одно мне моленье!

Сына отмсти мне, о Зевс! кратковечнее всех он данаев;
Но его Агамемнон, властитель мужей, обесславил:
Сам у него и похитил награду, и властвует ею.
Но отомсти его ты, промыслитель небесный, Кронион!
Ратям троянским даруй одоленье, доколе ахейцы

Сына почтить не предстанут и чести его не возвысят».
Так говорила; но, ей не ответствуя, тучегонитель
Долго безмолвный сидел; а она, как объяла колена,
Так и держала, припавши…[3]

Лосенко с 1758 года учился в Академии художеств и с 1766 года, будучи пенсионером Академии, находился в Италии. В марте 1768 он сообщает в Академию, что «начал писать колерами <…> академические фигуры в величину ординарного человека три штуки», а уже в сентябре того же года пишет о вручении законченных работ И. И. Шувалову, находившемуся в то время в Риме, для пересылке их в Санкт-Петербург. В пояснительной записке Лосенко пишет, что посылка его «состоит в трёх картинах, то есть две академические фигуры величиной ординарного человека и одна копия из рафаиловой работы представляет правосудие». Судя по всему, третью обещанную академическую фигуру, которая предполагалась сверх заданной программы, он написать не успел[4].

Первые две картины получили название «Каин» и «Авель»; «Каин» (холст, масло; 158,5 × 109 см) находится в собрании Государственного Русского музея (инв. № Ж-4972), «Авель» хранится в Харьковском художественном музее[1]. Упомянутая «копия рафаиловой работы» является копией фигуры Правосудия работы Рафаэля из зала Константина Ватиканского дворца и ныне находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств (холст, масло; 202,5 × 149 см; инв. № Ж-12)[5]. В итоге заказ на третью «академическую фигуру» взял на себя И. И. Шувалов (предположительно для графа К. Г. Разумовского) и одна фигура трансформировалась в две — «Зевса и Фетиду». Закончена картина была не позже апреля 1769 года. Все перечисленные картины Шувалов отправил в Петербург одновременно, в конце июля или самом начале августа 1769 года. Тогда же вернулся в Россию и сам Лосенко[4].

Две отдельные фигуры, выполненные по академической программе и копия с Рафаэля прибыли в Академию художеств и дальнейшая их судьба известна абсолютно без белых пятен, а вот судьба «Зевса и Фетиды» оказалась загадочной. Картина вместе со всеми остальными вещами первоначально тоже оказалась в Академии — она упомянута в общем реестре привезённых из «Цивита Вехия» вещей под № 53: «четыре картины живописца Лосенкова одна представляющая фабулу Юпитера для его сиятельства графа Разумовского»[6]. Далее неизвестно передал ли Шувалов картину Разумовскому или кому-то ещё и где она находилась.

В 1829 году картина была упомянута в описи Русского музеума П. П. Свиньина («Лосенков. № 22. „Юпитер и Тетида“»)[7]. Сам Свиньин писал о своём собрании: «…не смотря на малое время, как я начал собирать мою отечественную галлерею, не смотря на невозможность мою употребить для сего большой капитал, я уже имею такие произведения в Живописи и Скульптуре, что нестыдно поставить их между произведениями лучших мастеров всех известных школ, что они не затмились бы в первейших галлереях»[8]. В 1834 году Свиньин распродал свою коллекцию, новый владелец «Зевса и Фетиды» остался неизвестен и картина вновь исчезла из поля зрения специалистов и любителей[4].

Следующее упоминание картины в литературе относится к 1914 году — в журнале «Старые годы» была опубликована заметка С. Р. Эрнста, где было сказано, что Н. Н. Врангелю «посчастливилось открыть в одном частном петербургском собрании новый оригинал Лосенко…». Однако из-за начавшейся Первой мировой войны и последующих революционных событий предполагаемая публикация картины не состоялась[4].

Наконец в 1934 году репродукция картины была впервые напечатана в монографии С. П. Яремича, но при этом автор текста никак её не прокомментировал и не указал местонахождение[4].

В 1946 году картина была выставлена на продажу в магазине «Ювелирторга» в Ленинграде и через Государственную закупочную комиссия была приобретена для Русского музея, в инвентарные описи музея внесена под № Ж-4973[1]. Картина выставляется в Михайловском дворце, в персональном зале Лосенко (зал № 9)[9].

Исследователь творчества Лосенко искусствовед Е. И. Гаврилова, анализируя картину, отмечала:

Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом <…> Но и теперь громовержец полон небывалой нежности и жест его говорит, что готов он бросить к ногам Фетиды все царства земные. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. И касания её рук легки и трепетны. Лирический дуэт пленяет мелодией линий, их гибкостью, точностью и певучестью. Гармония бледно-розовых с оливково-жёлтым одежд Фетиды и пламенного плаща Зевса усиливает звучание темы. Зеленоватая мгла фона проясняется золотистым сиянием, разлитым вокруг головы властителя Олимпа, и розоватым отсветом молний, зажатых когтями орла[2].

И далее она резюмирует: «Картина „Зевс и Фетида“ ни в чём не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля»[2].

Сотрудник музея Академии художеств М. А. Костыря прямо называет «Зевса и Фетиду» первой по-настоящему классической картиной, созданной русским мастером, и далее указывает на заметное влияние творчества Рафаэля на Лосенко: «Она резко отличается от более ранних, ещё барочных работ художника. Возможно, её „благородная простота и спокойное величие“, <…> были во многом навеяны изучением искусства Рафаэля. Закономерно и то, что именно Лосенко первым из отечественных художников получил имя „русского Рафаэля“»[10].

Заведующий отделом живописи XVIII — 1-й половины XIX века в собрании Русского музея Г. Н. Голдовский не видит у Рафаэля прямых прототипов «Зевса и Фетиды», но предполагает, что для трактовки сюжета картины послужило изучение рафаэлевских плафонных росписей лоджии виллы Фарнезина («Свадебный пир Амура» и «Психея на Олимпе»)[11]. Сам Лосенко признавался, что у Рафаэля он учился изображать обнажённые фигуры и драпировки[12]. Сотрудник Эрмитажа В. М. Успенский указывает, что «фигура Фетиды восходит к знаменитой коленопреклонённой из „Преображения“, и вся композиция проникнута желанием приблизиться к рафаэлевскому духу живой античности. Это произведение — вершина творчества Лосенко, оно отличается от прочих живым чувством и мягкой грациозностью <…>. В полотне Лосенко чувствуется свежесть и непосредственность восприятия Рафаэля молодым русским художником, вдохновлённым личной встречей с миром высокой римской классики…»"[13].

Источники[править]

Литература[править]

  • Гаврилова Е. И. Антон Павлович Лосенко. — Л.: Художник РСФСР, 1977. — 48 с. — (Массовая библиотечка по искусству).
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Под. ред. Г. Н. Голдовского. — СПб.: Palace Editions, 1998. — Т. 1: Живопись XVIII века. — 206 с. — ISBN 5-900872-73-4.
  • Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в.: Каталог выставки. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-93572-424-5.
  • Краткая опись предметов, составляющих Русский музеум Павла Свиньина. 1829 года. — СПб.: в типографии К. Крайя, 1829. — 138 с.
  • Линия Рафаэля. 1520—2020: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.; М.: Издательство Гос. Эрмитажа; Арт-Волхонка, 2022. — 752 с.
  • Рафаэль. Версии. Каталог / авт.-сост. М. А. Костыря, А. Ю. Мудрова. — СПб.: МАХ, 2021. — 152 с. — ISBN 978-5-6046252-7-7.
  • Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской академии художеств за сто лет её существования. [Часть I] / под ред. П. Н. Петрова. — СПб.: в типографии комиссара Императорской академии художеств Гогенфельдена и Ко, 1864. — 613 с.
  • Успенский В. М. Линия Рафаэля. 1520—2020. — СПб.; М.: Издательство Гос. Эрмитажа; Арт-Волхонка, 2020. — 240 с.
Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Зевс и Фетида», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».