Историчность Мухаммеда

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Историчность Мухаммеда — предмет научного исследования и анализа исторических данных для определения существования Мухаммеда как исторической фигуры.

Классификация источников[править]

Историки часто сталкиваются с нехваткой или даже уникальностью источников информации. Самым ранним мусульманским источником информации о жизни Мухаммеда является Коран, который предоставляет очень мало информации о нем, и, кроме того, исторический характер этой книги часто ставится под сомнение историками. Далее по порядку следуют рассказы, цитирующие его высказывания и поступки, называемые хадисами, которые составляют Сунну, и биографии Мухаммеда, известные как Сира. Информация из этих источников сохранилась в трудах мусульманских историков, писавших в VIII, IX и X веках. Есть также относительно немного современных или почти современных источников для этого периода, кроме мусульманских, которые говорят о существование Мухаммеда и позволяют сравнивать с исламской традицией.

Мусульманские источники[править]

Коран[править]

Согласно исламу, сначала суры Корана передавались в устной форме. Коран был записан при правлении Абу Бакра спутниками Мухаммеда после его смерти. Письменный сборник всего Корана в особой форме, который мы имеем сейчас, был создан спустя много лет после смерти Мухаммеда, но точно не известно когда именно. В настоящее время в научном сообществе обсуждается истинная хронология коранических сур.

Карл-Хайнц Олиг (нем. Karl-Heinz Ohlig), профессор Саарского университета, пришел к крайнему выводу, что личность Мухаммеда не была центральной фигурой раннего ислама. Согласно Олигу, на этом этапе ислам был фактически арабской христианской сектой (вероятно, иудейско-христианская, арианская или несторианская), о чём свидетельствует иудейское вероисповедание Хадиджи, первой жены Мухаммеда, и христианское исповедание Бахиры — монаха, с которым молодой Мухаммед должен был встретиться, путешествуя с караваном верблюдов в Сирию. И Хадиджа, и Бахира появляются в исламской традиции как монотеисты. Среди прочего, Бахира был упомянут Иоанном из Дамаска в начале IX века в тексте, в котором он представил вымышленную историю, согласно которой монах мог быть учителем Мухаммеда. Согласно концепции Олига, первые мусульмане имели сомнения относительно догматов о Святой Троице, а более поздние хадисы и биографии были в значительной степени легендарными; они и сыграли ключевую роль в разрыве ислама с его христианскими корнями и создании новой полноценной религии[1].

Упоминания Мухаммеда[править]

Имя «Мухаммед» употребляется в Коране только пять раз (для сравнения Иса (Иисус) упоминается 25 раз, столько же упоминается Адам, Муса (Моисей) — 136 раз, Ибрахим (Авраам) — 69, Нух (Ной) — 43)[2]. Четыре раза оно упоминается как «Мухаммед» и один раз как «Ахмад». Также в Корана присутствует одноимённая сура.

« "Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных."
»
« "Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков). Аллах знает о всякой вещи."
»
« "Он простил грехи и исправил положение тех, которые уверовали, совершали праведные деяния и уверовали в истину, ниспосланную Мухаммаду от их Господа."
»
« "Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своём стебле, восхищая сеятелей. Аллах привёл эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду."
»
« "А вот Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад». Когда же он явился к ним с ясными знамениями, они сказали: «Это — очевидное колдовство»."
»

Сунна[править]

Сунна — предание, излагающее примеры жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, зафиксированное в виде хадисов. Большинство западных ученых относятся к достоверности хадисов с осторожностью. Востоковед Бернард Льюис утверждает, что передача хадиса происходила в первые несколько поколений после смерти Мухаммеда, и в этот период возможности подделки и искажения информации были почти безграничны[3]. Даже ранние мусульманские учёные обнаружили, что некоторые хадисы были сфабрикованы, однако некоторые западные историки защищают общую подлинность иснада[4].

Немусульманские источники[править]

Учение Иакова[править]

В антииудейском сочинении «Учение Иакова» (Doctrina Jacobi) описывается спор между евреем, вынужденным принять христианство, и другими евреями об общем состоянии Византийской империи в свете недавнего мусульманского завоевания[5]. Текст также содержит одну из самых ранних ссылок на ислам и представляет совершенно новый взгляд на эту религию, не называя имени Мухаммеда:

«Когда сарацины убили кандидата [имеется в виду Сергия, командующего византийской армией в Палестине], я остался в Кесарии и отправился на корабле в Сикамин. Люди говорили: «Кандидат был убит», — а мы, евреи, были в восторге. И они также говорят, что пророк пришел из числа сарацин и проповедовал пришествие единственного Христа, который придет[Прим. 1]. Прибыв в Сикамин, я встретил пожилого человека, хорошо разбирающегося в Священных Писаниях и спросил его: «Что ты можешь рассказать мне о пророке, появившемся среди сарацин?». Он ответил глубоким стоном: «Он лжец, потому что пророки не вооружены мечом. Действительно, они являются делами анархии, совершаемыми сегодня, и я боюсь, что первым пришел Христос, которому поклоняются христиане, и который был единственным посланником Бога, а взамен давайте подготовимся к пришествию Антихриста. Истинно, Исаия сказал, что евреи хранят горькие и ожесточенные сердца, чтобы вся земля была опустошена. Но иди, учитель Авраам, и узнай о пророке, который появился». Поэтому я, Авраам, расспросил и услышал от тех, кто встречал его, что в так называемом «пророке» нет истины, кроме пролития человеческой крови. Он [Мухаммед] также говорит, что у него есть ключи от рая, что невероятно[6].»

Себеос[править]

Другой немусульманский рассказ, вероятно, относится ко второй половине VII века или началу VIII, от армянского епископа и историка дома Багратуни Себеоса. Из его хроники видно, что он жил во многих описанных им событиях. Он утверждает, что повествование об арабских завоеваниях происходит от беглецов, которые были их очевидцами. В заключение он отмечает доминирующее влияние Муавии в арабской гражданской войне (656—661 гг.), Из чего следует, что он писал вскоре после этой даты. Себеос был первым немусульманским писателем, который представил теорию возникновения ислама. Считается, что поводу Мухаммеда он высказал следующие слова:

«В то время некий человек из тех же сыновей Исмаила, которого звали Мехмед [то есть Мухаммед], торговец, как будто по повелению Бога явился им как проповедник [и] путь истины. Он учил их узнавать Бога Авраама, особенно потому, что он был осведомлен в истории Моисея. Теперь, поскольку повеление было свыше, по одному приказу они все собрались в единстве религии. Оставив свои тщетные культы, они обратились к живому Богу, явившемуся своему отцу Аврааму. Итак, Мехмед издал для них закон: не есть падаль, не пить вино, не лгать и не заниматься блудом. Он сказал: «С клятвой Бог обещал навсегда эту землю Аврааму и его потомкам после него. И он дал, как обещал тогда, когда любил Исмаила. Но теперь вы — сыновья Авраама, и Бог выполняет свое обещание Аврааму и его потомкам для вас. Искренне любите только Бога Авраама, идите и захватите землю, которую Бог дал вашему отцу Аврааму. Никто не сможет противостоять вам в битве, потому что Бог с вами[7].»

Мнения западных историков[править]

Попытки отличить исторические элементы от неисторических по теме Мухаммеда не принесли ожидаемых результатов. Основным источником трудностей в стремлении к «историческому Мухаммеду» является современное отсутствие знаний о доисламской Аравии[8]. Историк Майкл Кук (историк) (англ. Michael Cook) считает, что, независимо от исламской традиции, данные исключают любые сомнения относительно того, был ли Мухаммед реальной, а не фиктивной фигурой, и ясно показывают, что он стал центральной фигурой новой религии только спустя десятилетие после его смерти. Кук, однако, сообщает, что это доказательство противоречит исламскому мировоззрению в некоторых отношениях, например, в вопросе авторства Корана[9].

В свою очередь, Иегуда Д. Нево (англ. Yehuda D. Nevo) и Джудит Корен (англ. Judith Koren) в книге Crossroads to Islam, основанной на археологических исследованиях, выразили мнение, что Мухаммед никогда не существовал и что монотеистический ислам развился через некоторое время после его предполагаемой смерти[10]

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Речь идет не об Иисусе Христе, а о еврейском титуле. Греческий Χριστός обозначает помазанника, мессию

Источники[править]

  1. Karl-Heinz Ohlig Der frühe Islam. — Erstausg., 1. Aufl. — Берлин: Verlag Hans Schiler, 2007. — ISBN 3-89930-090-4.
  2. Исламское Духовно-просветительское Благотворительное Общество. Архивировано из первоисточника 10 октября 2008.[недоступная ссылка] Проверено 28 сентября 2008.
  3. Bernard Lewis, The Arabs in history, Harper & Row, 1967, ISBN 9780061310294.
  4. Stephen R. Humphreys, Islamic History: A framework for Inquiry, Princeton University Press, 1991, s. 82, ISBN 0-691-00856-6.
  5. Walter Emil Kaegi, Jr, Initial Byzantine Reactions to the Arab Conquest, Church History (czasopismo), vol. 38, nr. 2, 1969, s. 141.
  6. Doctrina Jacobi nuper Baptizati, [w:] G. Dagron i V. Déroche, «Juifs et chrétiens dans l’Orient du VIIe siècle», Travaux et Mémoires 11 (1991) 17-248.
  7. R. W. Thomson (with contributions from J. Howard-Johnson & T. Greenwood), The Armenian History Attributed To Sebeos Part - I: Translation and Notes, 1999, Translated Texts For Historians - Volume 31, Liverpool University Press, pp. 95-96. Other translations can also be seen in P. Crone & M. Cook, Hagarism: The Making Of The Islamic World, 1977, Cambridge University Press: Cambridge, pp. 6-7; R. G. Hoyland, Seeing Islam As Others Saw It: A Survey And Evaluation Of Christian, Jewish And Zoroastrian Writings On Early Islam, 1997, op. cit., p. 129; idem., "Sebeos, The Jews And The Rise Of Islam" in R. L. Nettler (Ed.), Medieval And Modern Perspectives On Muslim-Jewish Relations, 1995, Harwood Academic Publishers GmbH in cooperation with the Oxford Centre for Postgraduate Hebrew Studies, p. 89
  8. Wim Raven, Het leven van Muhammad, ISBN 90-5460-056-X.
  9. Michael Cook, Muhammad, Oxford University Press, 1996, s. 73-76, ISBN 0192876058.
  10. Crossroads to Islam: the origins of the Arab religion and the Arab state, Yehuda D. Nevo and Judith Koren, Prometheus Books, Amherst, NY, (2003) ISBN 1-59102-083-2.

Литература[править]