Коррупция в системе безопасности Эстонии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Коррупция в системе безопасности Эстонии — явление коррупции в силовых ведомствах Эстонской республики, получившее известность после серии скандалов, связанных с обвинениями в коррупции и платном сотрудничестве с бизнес-партнёрами и спецслужбами иностранных государств высокопоставленных сотрудников эстонской КаПо[1], министерства обороны и министерства внутренних дел Эстонии.

Предпосылки появления[править]

Общие[править]

В Эстонии, вследствие политики в области гражданства, с 1992 года существует значительная масса поражённого в политических и экономических правах населения, в основном нетитульных национальностей (главным образом русских). Вследствие того, что эта часть населения была поставлена государством в стеснённое, по сравнению с титульным населением, положение, практически сразу после провозглашения этим государством принципов своей политики в области гражданства начали возникать разнообразные коррупционные схемы, с помощью которых сотрудники государственных учреждений извлекали денежную выгоду из своего положения. В тот же период возник коррупционный спрос на эстонские документы из-за пределов Эстонии.

Кроме интереса к Эстонии со стороны частных лиц, после вступления страны в НАТО возникла ситуация, при которой в Эстонию стала попадать секретная информация этой военной организации и её членов, что не могло не повысить интерес со стороны разведок стран, не входящих в этот блок.

КаПо[править]

Эстонская контрразведка была создана в качестве отдела милиции (которая была позже переименована в полицию) ещё до выхода Эстонии из состава СССР, в марте 1991 года. В качестве отдела она существовала вплоть до 18 июня 1993 года, когда был создан независимый Департамент полиции обороны (эст. Kaitsepolitseiamet).

С момента формирования ведомство испытывало острую нужду в квалифицированных и надёжных кадрах. Несмотря на то, что националистическим руководством страны была объявлена стратегия «Очистим площадку!» (эст. Plats puhtaks!), под чем подразумевалось изгнание со всех руководящих и просто ответственных должностей бывших советских, а также русских сотрудников, осуществление этого призыва столкнулось с рядом трудностей, так как грозило парализовать работу промышленности и некоторых государственных учреждений. Поэтому замещение кадров в эстонских спецслужбах стали производить, постепенно меняя старых сотрудников, начиная с наиболее известных работников бывшего местного КГБ, на молодых, обученных в условиях независимости. Как правило, разоблачений при этом старались избегать, либо не придавать их огласке. При наборе свежих кадров декларировалось, что основным требованием является не национальность, а знание эстонского языка и гражданство. Фактически, главным фактором при приёме на работу в эстонскую госбезопасность стала явно выраженная и доказанная лояльность вновь созданному государству, так как гражданство часто предоставлялось без соблюдения процедуры натурализации «за особые заслуги», при этом язык также не всегда был препоной для получения гражданства.

В течение довольно короткого времени КаПо фактически вышла из-под контроля всех остальных государственных институтов, превратившись в ведомство, исполняющее целый ряд разнобразных функций, от контрразведывательной и разведывательной до роли политической полиции и инструмента обслуживания интересов отдельных политических партий.

Департамент гражданства и миграции[править]

Департамент гражданства и миграции получил это название 28 декабря 1993 года, хотя его предшественник, Департамент иммиграции, начал свою работу ещё в советской Эстонии, после принятия ею в 1990 году Закона об иммиграции[2]. Декларируемой задачей этого ведомства была точная фиксация правового статуса каждого жителя Эстонии и обеспечение населения соответствующими документами. Однако, по признанию первого руководителя этого ведомства, перед ним стояла и другая задача, а именно «превращение жизни местных русских в ад»[3]. В силу широких полномочий, предоставленных чиновникам этого ведомства, они получили возможность управлять статусом подотчётных им неграждан и, в некоторых случаях, использовать своё положение.

Уже на заре современной Эстонской республики получила распространение торговля паспортами граждан Эстонии и «зелёными карточками» Конгресса Эстонии, которые позволяли получить гражданство в упрощённом порядке. Несколько позже появилась торговля видами на жительство. Эти виды были обязаны иметь все постоянные жители Эстонии, не являющиеся гражданами, однако предоставляли их не всем желающим, кроме того, некоторые не успели подать ходатайство в установленные сроки из-за перегрузки контор Департамента гражданства и миграции и по другим причинам.

В то время как внутренний коррупционный спрос на документы такого рода был в основном удовлетворён в течение нескольких лет, обнаружилось, что существует и постоянный внешний спрос, который только возрос после вступления Эстонии в Европейский союз в 2004 году, так как эстонская идентификационная карта, которую можно получить по эстонскому виду на жительство, служит как удостоверение личности, позволяющее свободно передвигаться по территории стран, подписавших Шенгенский договор.

В ходе реформы 2008 года департамент был включён в качестве структурного подразделения в состав единого Департамента полиции и пограничной охраны.

Министерство обороны[править]

Эстонские вооружённые силы представляют незначительный интерес для разведок иностранных государств. Однако, в свете того, что Эстония тесно сотрудничает с западными государствами, а также после вступления ей в НАТО, такой интерес не мог не возрасти, так как в страну стала поступать секретная информация, обращающаяся внутри блока.

Серия скандалов[править]

Дело Симма[править]

Одним из первых громких скандалов, связанных с безопасностью Эстонии, стало разоблачение Хермана Симма, бывшего высокопоставленного чиновника эстонской полиции, работавшего затем в министерстве обороны Эстонии и имевшего доступ к секретной информации не только Эстонии, но и других стран НАТО. Симм был арестован вместе со своей женой 21 сентября 2008 года по подозрению в передаче секретной информации другому государству.

На следствии Симм заявил, что не знает, кому именно передавал информацию, однако предположил, что адресатом была Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР). В свою очередь, пресс-служба президента России заявила, что Симм никогда не был связан с какими-либо российскими правительственными учреждениями.

Торговля видами на жительство[править]

Следующий скандал начался после публикации в газете Eesti Ekspress журналистского расследования, вскрывшего существование широкомасштабной схемы торговли видами на жительство. Новые детали дела продолжали появляться в прессе вплоть до начала 2012 года. В качестве организатора схемы явственно проступают контуры правящей партиии Исамаалийт — Рес Публика, к которой принадлежали главные действующие лица — Индрек Раудне и Николай Стельмах, а также министр внутренних дел Кен-Марти Вахер, который признал, что знал о её существовании. Выдвигаются предположения, что в бизнесе была замешана вся верхушка этой партии.

Вкратце схема заключалась в том, что несколько членов этой партии в течение ряда лет продавали эстонские виды на жительство богатым россиянам. Цена услуги для последних официально составляла 60000€ за один вид на жительство (деньги шли в качестве уставного капитала для основания новой фирмы, в дальнейшем их снимали со счёта), стоимость посреднических услуг так и осталась коммерческой тайной. Так как сделки носили фиктивный характер, для регистрации вновь «прибывших» использовались различные фиктивные адреса, так например, квартира в Старом городе Таллина, принадлежавшая группе. За время деятельности группы в этой квартире в качестве проживающих было зарегистрировано 147 человек и для 78 вновь созданных фирм она стала официальным адресом. Использовались также и другие адреса.

О деятельности группы знал их однопартиец и министр внутренних дел, Кен-Марти Вахер. В возбуждении уголовного дела было отказано, однако скандал резко понизил рейтинг партии.

Дело о взяточничестве в КаПо[править]

В декабре 2011 года в той же Eesti Ekspress появилось сообщение о том, что по подозрению во взяточничестве задержан ведущий специалист КаПо Индрек Пыдер и руководитель бюро внутреннего контроля Департамента погранохраны Меэлис Таниэль[4]. Предположения о связи этого дела с делом о видах на жительство были категорически отвергнуты, давать более конкретную информацию официальные лица отказались[5].

В дальнейшем в прессе появились предположения о связях Пыдера с российским криминальным миром[6][7].

Через некоторое время дело было передано из ведения Генеральной прокуратуры в КаПо[8].

Дело Дрессена[править]

22 февраля 2011 года в аэропорту Таллина вместе с женой был задержан один из ведущих специалистов КаПо Алексей Дрессен, у которых, по утверждению главы этой организации, Райво Аэга, при себе были информационные носители с секретной информацией, предназначенной для передачи российским спецслужбам[9].

Источники[править]